Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни.
(Разработаны проф. Н.М.Аксариной, доц. К.Л.Печорой в 1978г)
Возраст | Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действия с предметами | Движения | Навыки |
1 год 1 мес | Запас понимаемых слов быстро расширяется. | Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости. | Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см. | Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень) | Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой. |
1 год 4 мес. – 1 год 6 мес. | Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи | Словами, облегченными («би-би») и произнесенными правильно («машина»), называет предметы и действия в мосент сильной заинтересованности. | Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) | Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия | Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом. | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. |
1 год 7 мес – 1 год 9 месяцев | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого | Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями | Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см. | Воспроизводит несложные сюжетные постройки: перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома» | Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом (15-20 см) | Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку). |
1год 10 мес. – 2 года | Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка | При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения | Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета | Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом | Частично надевает одежду (ботинки, шапку) |
|
Приложение № 4б.
Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни.
(Разработаны Н.М.Аксариной, Г.В. Пантюхиной)
Возраст | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра | Конструк-тивная деятель-ность | Изобра-зитель- ная деятель-ность | Навыки | Движения | |||
Грамма- тика | вопросы | Воспроизве-дение формы | Воспро- изведение цвета | одевания | кормления | |||||
2 года – 2 года 6 мес. | Говорит многословными предложениями (более 3 слов) | Появляются вопросы: где? куда? | Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале | Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов | Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовате- льность действий (2-3) | Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их | - | Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки | Ест аккуратно | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую на 20-28 см |
2 года 6 мес – 3 года | Начинает употреблять сложные придаточные предложения | Появляются вопросы: почему? Когда? | В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению | Называет 4 основных цвета | Появляются элементы ролевой игры | Появляются сложные сюжетные постройки | С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их | Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого | Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см |
|
Приложение № 5.
Качественно-количественная оценка психического развития детей раннего возраста
(Разработана К.Л.Печорой)
Нормальное распределение детей по группам развития | Пограничное состояние | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Дети с опережением в развитии: на 2 эпикризных срока (высокое развитие); на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие. Дети с опережением в развитии (нетипичное верхнегармоничное развитие): часть линий выше нормы на 1, часть на 2 эпикризных срока. Дети с нормальным развитием (все линии соответствуют календарному возрасту) ребенка) | Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок: I степень – на 1 – 2 линии; II степень – на 3 – 4 линии; III степень – на 5 – 7 линий. Дети с нетипичным, негармоничным развитием (часть линий выше нормы, часть ниже на 1 эпикризный срок) | Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока: I степень – на 1-2 линии; II степень – на 3 – 4 линии; III степень – на 5 – 7 линий. Дети с нетипичным, нижнегармоничным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикризный срок, часть – на 2 эпикризных срока) | Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока. |
|
Приложение № 6.
Качественно-количественная оценка психического развития детей раннего возраста. МДОУ № ______Дата ___________
Распределение детей по группам развития | Пограничное состояние | ||||||
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | ||||
I степень | II степень | III степень | I степень | II степень | III степень | ||
Имена детей | Имена детей | Имена детей | Имена детей | Имена детей | Имена детей | Имена детей | Имена детей |
% | % | % | % |