Тенденции развития высшего образования Беларуси. Республика Беларусь за время существования на мировой арене в качестве независимого суверенного государства прошла непростой, но достаточно успешный путь своего становления и развития. Удалось не только сохранить многое из позитивного, что было накоплено в предыдущий период, но и достигнуть значительных успехов в укреплении государственности, экономики, общественных отношений.
Образовательная система Беларуси также выстраивалась на основе опыта, традиций и наработок предшествующей эпохи, но с учетом новых внутренних и мировых тенденций. Созданная в период существования СССР система высшегообразования зарекомендовала себя, обеспечила становление и устойчивое развитие экономики, науки и культуры страны во второй половине ХХ в. Однако новые политические, экономические, социальные, культурные и иные реалии обусловили необходимость разработки новой образовательной модели, адекватной современному состоянию белорусского общества и общемировым тенденциям в этой сфере.
Прежде всего, понадобилось создание собственной законодательной и нормативной базы в сфере высшего образования, так после обретения Республикой Беларусь в 1991 г. независимости национальная высшая школа продолжила функционирование на основе нормативной базы бывшего СССР. Поэтому за прошедший период было разработано и принято более 300 национальных документов, регулирующих различные стороны деятельности высшей школы республики в переходный период, в том числе: Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь (1998), Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь (2000), Концепция внедрения двухступенчатой системы подготовки специалистов с высшим образованием (2004), Закон «О высшем образовании» (2007) и др. Данная работа еще далека от своего завершения. Особую актуальность приобретает сегодня задача создания единой системы нормативных документов, позволяющих обеспечить модернизацию отдельных уровней образования с учетом их взаимосвязи и взаимообусловленности. В соответствии с этой задачей с 2006 г. ведется работа по подготовке единого Кодекса Республики Беларусь об образовании, который законодательно определит роль и функции каждого из уровней системы образования в реализации общей цели – формирование и подготовка специалиста, способного реализовать свой образовательный потенциал в области избранной профессиональной деятельности. Принятие Кодекса должно завершить процесс формирования законодательства об образовании как полной, логически последовательной и эффективной системы правовых норм, привести совершенствованию правоотношений в сфере образования и, в конечном счете, к повышению качества образования в целом.
|
Цели и задачи преобразований в системе образования Республики Беларусь обусловлены, прежде всего, проведением реформ в социальной и экономической структуре общества, поворотом к рыночной экономике, изменениями в политической ориентации общества. Все более осознается роль высшего образования как определяющего фактора повышения эффективности экономики и совершенствования институтов правового демократического государства, отвечающего задачам нового этапа развития белорусского общества.
|
В качестве основных принципов развития всей системы образования Республики Беларусь были определены: доступность образования; равенство прав граждан на получение образования; единство образовательных и воспитательных задач; обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей; диверсификация (оптимальное разнообразие) образовательных учреждений; преемственность между уровнями и ступенями образования; гуманизация системы образования; опора на отечественные традиции и международный опыт развития образования при проведении преобразований; поэтапность проведения преобразований и их корректировка с учетом достигнутых результатов; участие общества в осуществлении преобразований и контроль за их эффективностью.
Новейшие характеристики высшей школы Беларуси. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О высшем образовании» национальная система высшего образования в Республике Беларусь включает в себя: высшие учебные заведения и другие организации, обеспечивающие функционирование и развитие системы высшего образования; республиканские органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы и другие организации, в подчинении которых находятся высшие учебные заведения, в пределах их полномочий в сфере высшего образования; участников образовательного процесса; образовательные стандарты высшего образования, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы.
|
Наиболее характерной особенностью развития национальной высшей школы является переход к массовому высшему образованию. Количество студентов за первые годы XXI в. увеличилось более чем в 2 раза, составив в 2008/2009 учебном году 420 тыс. человек (в 1990/91 учебном году 188,6 тыс. человек). Ежегодное увеличение числа первокурсников составляет в среднем 6%. В 1990 г. в республике на 10 тыс. жителей приходилось 185 студентов вузов, в то время как во Франции, Дании, Ирландии – свыше 300, а в Великобритании, ФРГ, Испании, Италии – около 300. В 2009 г. этот показатель для Республики Беларусь преодолел планку в 435 студентов на 10 тыс. граждан.
Высшее образование в Республике Беларусь можно получить, используя очную (дневная, вечерняя) или заочную (в том числе дистанционная) формы обучения. Очная (дневная, вечерняя) форма получения высшего образования предусматривает постоянное личное участие студентов в регулярных учебных и аттестационных мероприятиях высшего учебного заведения. Заочная (в том числе дистанционная) форма получения высшего образования предусматривает преимущественно самостоятельную учебную работу студентов, лично участвующих только в ограниченном числе учебных мероприятий, организуемых высшим учебным заведением. Наиболее распространенной и востребованной является дневная форма обучения, по которой обучается около 2/3 студентов. Вечернюю форму используют менее 1% студентов, заочную – более 35%.
В тоже время количество студентов, обучающихся по дистанционной форме, составляет лишь 2500 человек. Эта форма является новым явлением в системе высшей школы Республики Беларусь, и дистанционное обучение пока ведется лишь по 13 специальностям, которые условно можно разделить на 4 группы: программно-информационная («Программное обеспечение информационных технологий», «Автоматизированные системы обработки информации», «Искусственный интеллект», «Информатика» и «Информационные системы и технологии», 39% от общего количества специальностей); экономическая («Маркетинг», «Государственное управление и экономика», «Экономика и управление», «Менеджмент» и «Финансы и кредит», 39%); социально-юридическая («Правоведение» и «Социальная работа», 15%); техническая («Информационные технологии и управление в технических системах», 7%). Для объединения усилий в области дальнейшего развития технологий дистанционного обучения создан единый координационный центр: Научно-методический совет Министерства образования Республики Беларусь по дистанционному обучению. Однако процесс развития дистанционного образования в республике сдерживается отсутствием полноценного нормативно-правового обеспечения, недостаточной координацией работы университетов по созданию электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), ограниченными возможностями сети Интернет и др.
Вместе с тем в Республике Беларусь самый высокий среди стран с переходной экономикой уровень доступа к Интернету. По количеству пользователей Интернетом Беларусь занимает 22-е место в мире (56,5% населения) и опережает некоторые развитые страны мира. Относительное число белорусских пользователей Интернетом значительно превосходит этот показатель в соседних с Беларусью странах: Латвия (46,6%), Литва (31,7%), Польша (28,9%), Россия (18%), Украина (11,9%).
Накопленный опыт создания информационных веб-систем позволяет говорить о лидирующей позиции БГУ в этой области. Основные работы по информатизации учебного процесса в БГУ ведутся в рамках программы «Совершенствование организации, обеспечения и контроля качества самостоятельной работы студентов», принятой на расширенном заседании Ученого Совета БГУ в 2004 г. Разработано более 900 электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам, изучаемым на различных факультетах БГУ. Общеуниверситетской программной платформой, обеспечивающей информационное сопровождение учебного процесса является система e-University, созданная специалистами БГУ и совместного предприятия «IBA-Минск» на базе системы дистанционного обучения.
Формирование новой системы белорусской высшей школы. Переход в Беларуси к массовому высшему образованию сопровождался изменением форм вступительных экзаменов в университеты. На смену классическим экзаменам в начале 2000-х гг. пришло централизованное тестирование. Данное нововведение было встречено белорусской общественностью с некоторой настороженностью, но сегодня оно зарекомендовало себя с положительной стороны и позволило снять многие острые проблемы – например, проблему предоставления абитуриентам равных условий при поступлении.
Стремительный рост количества студентов отразился и на динамике численности высших учебных заведений. Для первой половины 1990-х гг. было характерно интенсивное развитие негосударственного сектора высшего образования, что определялось сокращением потенциальных возможностей трудоустройства молодежи, а также недостаточными возможностями приема студентов в вузы государственного сектора, особенно на престижные специальности. Если в 1991/1992 учебном году на территории Беларуси функционировало 33 вуза, а из них только 3 являлись университетами, то в 2009 г. в систему высшего образования в республике входили 43 государственных вуза (в том числе 31 университет, 7 академий, 3 высших колледжа, 2 института), а также 10 вузов негосударственной формы собственности. Таким образом, за 1991 – 2009 гг. общее количество высших учебных заведений всех форм собственности увеличилось на 70%. Среди открытых в последнее время вузов – Барановичский государственный университет (2004) и Полесский государственный университет (2006). Белорусский государственный университет и Белорусский национальный технический университет являются ведущими высшими учебными заведениями в национальной системе образования, а 9 вузов – ведущими высшими учебными заведениями в профильной им отрасли.
В настоящее время учебные заведения системы высшего образования РБ делятся на четыре типа. Основными типами высших учебных заведений являются: классический университет; профильный университет или академия; институт; высший колледж. Можно определить некоторые основные их характеристики.
Классический университет – высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов по разным профилям и направлениям образования на двух ступенях высшего образования, подготовку научных работников высшей квалификации, переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим образованием, переподготовку и повышение квалификации специалистов со средним специальным образованием по отдельным специальностям, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования и выполняет функции научно-методического центра по профилям (направлениям образования) осуществляемой подготовки специалистов с высшим образованием.
Профильный университет (академия, консерватория) – высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов одного или нескольких профилей на двух ступенях высшего образования, подготовку научных работников высшей квалификации, переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим образованием, переподготовку и повышение квалификации специалистов со средним специальным образованием по отдельным специальностям, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования и выполняет функции научно-методического центра по соответствующему профилю (профилям) подготовки специалистов с высшим образованием.
Институт – высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов по одной или нескольким близким специальностям одного профиля на двух ступенях высшего образования и проводит фундаментальные и (или) прикладные научные исследования по соответствующей специальности (специальностям).
Высший колледж – высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов на первой ступени высшего образования по специальностям, интегрированным со специальностями среднего специального образования, и специалистов со средним специальным образованием по специальностям, интегрированным со специальностями высшего образования, а также в соответствии с основным профилем своей образовательной деятельности переподготовку и повышение квалификации специалистов, получивших образование на первой ступени высшего образования, переподготовку и повышение квалификации специалистов со средним специальным образованием.
Реформирование высшей школы Республики Беларусь теснейшим образом связано с постепенным переходом на многоступенчатую систему подготовки специалистов, за основу которой была принята так называемая двухступенчатая модель. Она включает два уровня.
Первая ступень высшего образования обеспечивает подготовку специалистов с высшим образованием, обладающих фундаментальными и специальными знаниями и навыками, и завершается присвоением квалификации и выдачей диплома о высшем образовании, предоставляющих право на трудоустройство с учетом присвоенной квалификации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, и (или) на обучение в магистратуре. Срок обучения на этой ступени составляет четыре – пять лет и может увеличиваться не более чем на один год при обучении по наиболее сложным специальностям, обучении по вечерней и заочной формах получения высшего образования.
Вторая ступень высшего образования (магистратура) обеспечивает формирование знаний и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы и завершается присвоением степени «магистр» и выдачей диплома магистра, что предоставляет право на обучение в аспирантуре (адъюнктуре) и (или) на трудоустройство с учетом ранее присвоенной квалификации специалиста с высшим образованием и обучения в магистратуре. Срок обучения на этой ступени от одного до двух лет.
Внедрение двухступенчатой модели должно способствовать реализации дифференциации и индивидуализации обучения, расширению возможности высшей школы в удовлетворении самых широких образовательных потребностей общества и личности. Тем самым возможно достичь повышения качества общеобразовательной, научной и профессиональной подготовки специалистов с учетом современных требований рынка труда, обеспечить необходимые условия для интеграции высшей школы Беларуси в мировое образовательное пространство.
Высшая школа Беларуси: количество, переходящее в качество. В настоящее время по большинству качественных характеристик система высшего образования Республики Беларусь превосходит многие страны-участницы Содружества Независимых Государств и сопоставима с наиболее развитыми странами Европы. Национальная высшая школа готовит специалистов по 357 специальностям и более чем 1000 специализациям, что позволяет практически полностью удовлетворить потребности народного хозяйства республики в специалистах с высшим образованием. В Республике Беларусь сложилась следующая структура подготовки специалистов по профилям специальностей: естественнонаучный – 4,8%, гуманитарный – 16,8%, педагогический – 21,0%, медицинский – 3,7%, экономический – 23,0%, технический – 22,0%, сельскохозяйственный – 6,6%, военный – 2,1%. Сложившаяся структура близка к оптимальной. В структуре подготовки специалистов 50% от общего объема приема приходится на специальности экономического и гуманитарного профилей. Прием на специальности технического и естественнонаучного профилей снизился с 40 % до 22%, что сопоставимо со структурой подготовки специалистов в странах Западной Европы. В настоящее время ежегодно вузы республики выпускают более 60 тыс. специалистов, из них более 30 тыс. человек являются выпускниками дневной формы обучения.
В соответствии с переходом страны на инновационный путь развития в вузах Министерства образования ежегодно увеличивается прием на подготовку специалистов за счет средств республиканского бюджета по специальностям профиля «Техника и технологии», необходимых для кадрового обеспечения высокотехнологичного производства, а также по специальностям строительного профиля.
Инновационную переориентацию вузов в подготовке кадров, а значит и развития отраслей экономики, подтверждает и открытие новых специальностей, которое осуществляется только в соответствии с обоснованными предложениями заинтересованных органов государственного управления, организаций, учреждений образования, заявками, официально подтвержденными сведениями о перспективной потребности в конкретных специалистах. С 2008 г. подготовка специалистов осуществляется по таким уникальным специальностям, как: «Паротурбинные установки атомных электрических станций» (БНТУ), «Физика (ядерные физика и технологии)» (БГУ), «Ядерная и радиационная безопасность» (МГЭУ им. А. Д. Сахарова). С 2009 г. началась осуществляться подготовка специалистов по специальностям «Нанотехнологии и наноматериалы в электронике», «Электронные системы безопасности», «Лазерные информационно-измерительные системы» (БГУИР), «Логистика» (БГУ), «Транспортная логистика» (БелГУТ), «Микро- и наносистемная техника», «Компьютерная мехатроника» (БНТУ) и др.
Образование крепнет наукой и производством. Постоянно расширяется сфера научного и научно-технического взаимодействия высших учебных заведений Беларуси с зарубежными партнерами, бизнес-структурами. Например, БГУИР сотрудничает с фирмой «ЭПАМ-Системз» и с другими резидентами Парка высоких технологий («Итранизишэн», «Международный деловой альянс», «Эффективные программы», «КьюликСистемс» и др.). В марте 2009 г. состоялось открытие в БНТУ образовательной научно-инновационной лаборатории информационных технологий. Работа лаборатории укрепит в университете базу дистанционного обучения, усилит подготовку специалистов в освоении иностранных языков. На базе Международного государственного экологического университета имени А. Д. Сахарова при участии попечителя университета профессора Э. Лендфельдера, Института имени Отто Хуга и Института энергетики земли Форальберг, австрийской фирмы «Кёб» создается совместный «Компетенц-центр по энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии», оснащается демонстрационная площадка учебно-научного комплекса «Волма» этого университета.
Университеты, в тесном взаимодействии с промышленными предприятиями, участвуют в выполнении более чем 100 заданий государственных и региональных научно-технических программ, научном обеспечении народнохозяйственных программ. Преподаватели и научные сотрудники университетов проводят совместные исследования с научными организациями 58-и стран мира в рамках более 600 договоров, осуществляют экспорт научно-технической продукции в 36 стран, ежегодно выполняя более 250 контрактов. Совместно с зарубежными партнерами они активно участвуют в выполнении свыше 100 проектов международных программ, фондов и грантов (INTAS, TACIS, TEMPUS, CERN, программы Союзного государства Беларуси и России и др.). Расширение международного сотрудничества подтверждается нарастающим количеством заключенных и выполненных контрактов на поставку научной продукции за рубеж. Экспорт научно-технической продукции осуществляется сегодня в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья. Основными партнерами белорусских вузов являются учебные и научные организации России, Украины, Польши, Германии, Китая, Индии, США и многих других стран.
Государственная политика в области качества направлена, прежде всего, на создание условий для разработки и производства конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках товаров, работ и услуг. Они должны соответствовать требованиям международных и национальных стандартов и, конечно, удовлетворять высоким требованиям потребителей. Это в полной мере касается и системы образования, которая, являясь сферой услуг, становится важным механизмом инновационного развития страны.
Важнейший приоритет – качество образования. Создание в вузах Республики Беларусь системы управления качеством образования преследует определенные цели и имеет внутренние и внешние выгоды, позволяющие:
на республиканском уровне: достичь качества подготовки выпускников университетов Беларуси на уровне ведущих университетов мира;повысить степень взаимодействия между отдельными подразделениями учебного заведения в достижении общих целей и улучшить систему управления университетом в целом;мотивировать к самосовершенствованию системы качества преподавателей и студентов;повысить экономическую эффективность деятельности университета, минимизировать использование ресурсного обеспечения без ущерба качеству образования;своевременно и систематически выявлять недостатки в области обеспечения качества обучения и находить обоснованные способы их устранения;
на международном уровне: расширить и освоить новые рынки экспорта образовательных услуг;повысить престиж белорусской высшей школы, каждого отдельного университета;ориентироваться на удовлетворение требований работодателей, что повысит степень доверия со стороны заказчиков кадров, заинтересованных в университетских выпускниках.
Работа по совершенствованию университетских систем управления качеством и внедрению международного стандарта ИСО 9001:2000 уже ведутся в ряде университетов (Белорусский государственный университет, Белорусский государственный технический университет, Гродненский государственный университет имени Я. Купалы и др.). При этом рассматриваются и реализуются различные подходы. Часть их ориентируется на подготовку и сертификацию отдельных направлений деятельности и опирается на помощь института стандартизации (БелГИСС). Уже сертифицирована, например, научная деятельность Белорусского национального технического университета. Некоторые университеты готовятся к сертификации отдельных факультетов и опираются на помощь зарубежных (польских, российских и др.) университетов (Белорусский государственный экономический университет, Гродненский государственный университет имени Я. Купалы). В некоторых учреждениях образования созданы специализированные структурные подразделения для решения проблем стандартизации и качества подготовки дипломированных специалистов (Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина). В 2009 г. первые университеты республики (Белорусский государственный технологический университет и Белорусско-Российский университет) прошли официальную аккредитацию и подтвердили соответствие созданных систем менеджмента качества принятым международным стандартам.
Факт массового обучения иностранцев в белорусских университетах является убедительным аргументом для мирового сообщества в пользу качества белорусского образования. Обучение граждан зарубежных стран является одной из форм признанной практики т.н. академической мобильности, развитию которой много внимания уделяют ЮНЕСКО и другие международные организации. Выпускники университетов с белорусскими дипломами работают в 112 странах мира, многие из них стали не только высококлассными специалистами, но и активными проводниками взаимовыгодного сотрудничества с Беларусью в области экономики, науки, образования, культуры и политики. Белорусские студенты также активны в академической мобильности: на протяжении 2005 – 2008 гг. более 3 тыс. белорусских студентов выехали с образовательными целями в европейские государства. Как правило, основными целями пребывания за рубежом являются учеба, участие в конференциях, практика, стажировка. Основными странами выезда являются (в порядке убывания): Германия, Россия, Великобритания, Польша, Украина, Франция и др.
БГУ в системе высшей школы Беларуси. Белорусский государственный университет был и остается признанным флагманом среди других высших учебных заведений республики. За последние 20 лет он прошел сложный и успешный путь развития. При поддержке государства со второй половины 1990-х гг. БГУ значительно укрепил свою материально-техническую базу, обновил основные фонды, провел реорганизацию учебно-образовательного процесса и научной сферы, создал развитую инфраструктуру. Был открыт целый ряд новых факультетов и институтов (1995 г. – факультет международных отношений, 2003 г. – военный факультет, 2008 г.– институт журналистики и т.д.). Научная и научно-производственная база БГУ значительно расширилась за счет создания ряда национальных научно-исследовательских центров: физики частиц и высоких энергий (1993), мониторинга озоносферы (1997), прикладных проблем математики и информатики (2000), проблем человека (2000), а также сети научно-производственных унитарных предприятий. В университетском дворике был создан первый в стране своеобразный национальный мемориал – памятники известным деятелям белорусской науки и культуры.
Превращение Белорусского государственного университета в крупный научно-производственный комплекс осуществлялось при постоянной поддержке государственных органов. Указом Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в 1999 г. БГУ получил статус республиканского органа государственного управления в пределах полномочий, определяемых Уставом БГУ. Таким образом, Белорусский государственный университет получил широкую вузовскую автономию.
Его основу образует академическое сообщество – творческое объединение научно-педагогических работников, аспирантов, студентов и учащихся. Академическое сообщество БГУ строит свою деятельность в соответствии с классическими традициями университетского образования на основе принципов Великой Хартии университетов, академической свободы преподавания, исследования и распространения знаний, университетской автономии, демократического самоуправления, ответственности перед обществом, единства процессов обучения и научной деятельности, связи науки и образования с практикой. БГУ являлся единым комплексом, в состав которого сегодня входят учебные, научно-исследовательские, производственные, социально-культурные, административно-хозяйственные и другие подразделения.
Возглавляет Белорусский государственный университет ректор, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь. В период суверенного развития во главе университета стояли Ф. Н. Капуцкий (1990–1995), А. В. Козулин (1996–2003), В. И. Стражев (2003–2008). 31 октября 2008 г. Указом Президента новым ректором Белорусского государственного университета назначен профессор, академик Национальной академии наук Беларуси С. В. Абламейко.
Сегодня Белорусский государственный университет является ведущим университетом в национальной системе высшего образования Республики Беларусь. БГУ первым в стране осуществил переход на многоуровневую систему подготовки специалистов по образцу ведущих европейских университетов, начал подготовку специалистов по многим новым научным направлениям. В структуре комплекса БГУ 7 образовательных и 4 научно-исследовательских института, 16 факультетов, 25 научно-исследовательских и научно-методических центров, 176 кафедр, 13 научно-производственных унитарных предприятий, 3 учебно-опытных станции и 3 музея. Среди преподавателей университета (более 2500 человек) – известные ученые, лауреаты государственных премий в области науки и образования. Их научный потенциал позволяет осуществлять подготовку специалистов на уровне мировых и европейских стандартов по 53 специальностям и 256 специализациям.
Основой образовательной и научной деятельности БГУ являются классические области знаний: математика, физика, информатика, химия, биология, география, история, философия, филология, экономика, психология, социология и др. Именно этот перечень в решающей степени и определяет содержание университетского образования и направления научных исследований. В последние годы в университете открылись новые специальности, которые дают возможность готовить специалистов в области международного права, международного туризма, информатики и связи, геологических исследований, экологии, исторической информатики, библиотечного дела и т. д. При сохранении приоритета фундаментальных исследований, большое внимание уделяется прикладным работам. Учеными разработано и создано значительное количество новых приборов и перспективных технологий в измерительной технике, фармакологии, молекулярной химии и др., организован ряд инновационных предприятий, основанных на принципе: научные разработки и достижения – в производство.
Расширилась география международных связей Белорусского государственного университета. В настоящее время он успешно сотрудничает более чем с 135 зарубежными образовательными и научными учреждениями (университетами, институтами, научно-исследовательскими центрами), среди которых первое место традиционно занимают российские вузы. Совместно с Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова был создан Образовательный научно-исследовательский центр МГУ–БГУ. В настоящее время БГУ имеет официально закрепленные двухсторонние связи с 24 российскими университетами, в том числе с 20 – на уровне договоров о сотрудничестве и 4 – на уровне соглашений по направлениям совместной деятельности. Активно развивается научное сотрудничества с университетами других стран: Украины, Польши, Германии, Китая, Индии, США и др. В рамках международной деятельности осуществляются академические обмены учащимися, преподавателями и научными работниками, проводятся совместные научно-образовательные мероприятия и научные исследования, реализуются международные научные проекты.
Белорусский государственный университет проводит активную политику на рынке экспорта образовательных услуг. Более полувека (с 1958 г.) в университете ведется обучение иностранных студентов. Выпускников «школы БГУ» можно встретить во многих странах Европы, Азии, Африки, Америки. В 2008 г. в университете обучалось 940 иностранных граждан, из них 540 – из стран дальнего зарубежья (в том числе – 66 иностранцев обучалось в аспирантуре). В 2007 г. создана совместная аспирантура с Харбинским университетом науки и технологий. Стратегической целью университета является закрепление позиций на образовательных рынках Китая, Вьетнама, Ирана, Ирака, Ливии, Ливана, Сирии, Турции и др. Ведется работа по выходу на образовательный рынок Южной Америки через целевую подготовку аспирантов из Венесуэлы в области естественных наук.
Белорусский государственный университет – один из учредителей Евразийской ассоциации университетов, является университетом-координатором от Республики Беларусь в Университетской сети Центрально-Европейской Инициативы, участвует в деятельности Белорусской Ассоциации Содействия ООН. БГУ включен международную педагогическую сеть ЮНЕСКО «Педагогическое образование: мультикультурный диалог».
Высшая школа Республики Беларусь и Болонский процесс. В настоящее время одной из наиболее актуальных задач является интеграция высшей школы Беларуси в общеевропейское образовательное пространство. В связи с этим возникает вопрос об участии в т.н. Болонском процессе, цель которого – создание единого Европейского пространства высшего образования. Его начало было положено Декларацией министров образования стран Европы (Болонской декларацией), подписанной в 1999 г. в итальянском городе Болонья – в стенах старейшего европейского университета, ведущего свою историю с XI века. В основе построения общего Европейского пространства высшего образования – создание согласованных условий подготовки специалистов, способных реализовывать свой профессиональный потенциал не только на государственном национальном уровне, но и при решении проблем наднационального характера. Идеи, вошедшие в Болонскую декларацию, прошли долгий путь развития, одним из этапов которой было принятие в 1988 г. Великой хартии университетов (Magna Charta Universitatum), к которой постепенно присоединилось большинство европейских университетов.
В основе Болонской декларации лежат десять целевых задач организации Европейского пространства высшего образования: введение общепонятных, сравнимых уровней высшего образования; переход на многоступенчатую систему высшего образования; введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО; повышение академической мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава; обеспечение качества высшего образования и взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования; обеспечение автономности высших учебных заведений; введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве самостоятельного уровня высшего образования); ориентация высшего образования на европейские традиции и повышение конкурентоспособности европейского образования; реализация социальной роли высшего образования, развитие системы дополнительного образования («образование в течение всей жизни»); формирование общего образовательного и исследовательского пространства в Европе.
Болонский процесс строится на началах добровольности и не требует от своих участников ломки собственных традиций в образовательной и научной сфере. Его главная цель – прозрачность, сопоставимость существующих образовательных систем, возможность легкого «пересчета» одной системы на другую. На данный момент Болонский процесс официально поддерживают 46 государств. Россия присоединилась к этому процессу в 2008 г., Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан – в 2005 г. Республика Беларусь подходит взвешенно к вопросам присоединения к Болонской декларации, ставя во главу угла прежде всего вопросы качества подготовки специалистов и свои национальные интересы. Для нее началом участия в формировании общеевропейского образовательного пространства можно считать 2002 г. – подписание Лиссабонской конвенции о взаимном признании академических квалификаций.
В июне 2009 г. состоялось заседание Республиканского совета ректоров высших учебных заведений Республики Беларусь, на котором были проанализированы и подведены итоги многолетних дискуссий по проблемам Болонского процесса и отношения к нему. Итоги обсуждения показали, что основные тенденции развития высшего образования республики не противоречат Болонской декларации и общемировым тенденциям в сфере науки и образования в целом. Беларусь готова не только к присоединению к Болонскому процессу, но и привнести в этот процесс свои национальные инициативы, среди которых можно назвать гарантированную государственную поддержку учащейся молодежи, обеспечение широкого доступа граждан к высшему образованию и др.
Готовность высшей школы Беларуси к реализации принципов Болонского процесса подтверждается целым рядом практических шагов: в соответствии с Законом Республики Беларусь «О высшем образовании» (2007) подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется на двухступенчатой основе по схеме «специалист-магистр»; высшая школа с 1 сентября 2008 г. перешла на образовательные стандарты, учебные планы и программы нового поколения, которые основаны на компетентностном подходе и междисциплинарном синтезе знаний в орг