ДОКУМЕНТ № 9 Из донесений русского генерального консула в Тебризе Аничкова наместнику на Кавказе князю М.С.Воронцову.




ДОКЛАД

На тему: Причины поражения и итоги восстаний бабидов

 

 

Исполнитель:

студентка 4 курса группы «Из» ___________ ______________ Т.Е. Круглова

дата подпись

 

Руководитель: _____________ ______________ Д.В. Кузнецов

К.И.Н., доцент дата подпись

 

 

Благовещенск 2020 г.


Причины поражения бабидов.

1. локальность и разновременность бабидских выступлений ослабили движение.

2. восставшие выбрали оборонительную тактику.

3. отсутствовал единый центр руководства движением;

4. не способствовала успеху слабая боеспособность повстанцев. У восставших не было ни конницы, ни артиллерии.

И хотя бабиды обладали высоким моральным духом, сознавали справедливость начатой борьбы и самоотверженно сражались, но их стихийность и слабая организованность, локальный характер, отсутствие связи между восставшими разных провинций, а главное – отсутствие руководящего ядра, которое ясно понимало бы цели и задачи движения и смогло бы дать правильное направление борьбы.

Последствия бабидских восстаний.

Большая часть бабидов была физически уничтожена. Оставшиеся в живых повстанцы ушли в подполье. Некоторые из них стали приверженцами тактики индивидуального террора. В 1852 г. они даже совершили покушение на шаха, в результате которого он был ранен. Другая часть бабидов, во главе с Беха-уллой создала новое сектантское учение – бехаизм. Он проповедовал смирение, ненасилие, моральное совершенствование людей, признавая при этом неприкосновенность всех видов собственности. Беха-улла призывал к созданию космополитического мирового государства. Хотя после подавления бабидских восстаний бехаизм - учение Беха-уллы - был официально запрещен, он получил довольно широкое распространение в Иране, особенно среди компрадорских элементов купечества.[1].

Его последователями были представители разных слоев населения с преобладанием интеллигенции и купечества. К концу XIX в. бехаитская община уже не считалась иранской; она приобрела характер международной религиозной конфессии. В Иране бехаиты периодически подвергались преследованиям, инициатором которых, как правило, было шиитское духовенство.) Выступление бабидов обострило социальные противоречия в стране. Исподволь зрело недовольство всех слоев населения. Продолжались сепаратистские выступления окраинных вождей — предводителей курдских, шахсевенских, туркменских, арабских и других племен, а также правителей провинций. В провинциях Северного Ирана (Иранский Азербайджан, Гилян, Мазандеран), более тесно связанных с европейским рынком и раньше других ощутивших необходимость реорганизации хозяйства и управления, критика правительства со стороны купечества, торгово-ремесленного населения и духовенства становилась все более открытой. В результате отдельные представители правящего дома Каджаров и высшей бюрократии стали склоняться к мысли о необходимости по примеру Османской империи приступить к реорганизации армии, а также государственного управления и экономики. Реформы мирзы Таги-хана Амир-Кабира стали, таким образом, логическим завершением социально-экономического и политического развития Ирана в первой половине XIX в.[3].

ДОКУМЕНТ № 8 Из донесений русского посланника в Тегеране Долгорукого в министерство иностранных дел России о бабидском движении в Иране

11 августа 1852 г.
…Как и нужно было ожидать, правительство в ответ на покушение, направленное против шаха, начало арестовывать людей, обвиняемых в принадлежности к секте Баба. Ни резня в Мазандеране, ни избиение в Зенджане не могли умерить пыл этих сектантов, ибо только что сделали неприятное открытие, что в Тегеране скрывается большое количество их и что среди членов этой секты имеются люди всех классов, не исключая даже лиц, наиболее приближенных к трону... С давних пор в Тегеране держали в заключении под наблюдением главы полиции, Махмуда хана, женщину бабидку. Несмотря на это, она, по-видимому, находила способ ежедневно собирать вокруг себя много членов своей секты. Она была удушена в саду... [2].

ДОКУМЕНТ № 9 Из донесений русского генерального консула в Тебризе Аничкова наместнику на Кавказе князю М.С.Воронцову.

12 июня 1850 г.

...Беспорядки Зенджана не прекращены еще и могут даже отразиться на самом Тавризе, ибо правительство приказало теперь привезти сюда из крепости Чагрек самого «Баба» и казнить его публично. Я не оставил при этом случае напомнить военному министру, каким необыкновенным упорством и самоотвержением отличаются все без исключения сообщники «Баба», и посоветовать ему принять самые обдуманные меры для сохранения спокойствия в городе и обезопасения императорских подданных. Недавно еще в Тавризе казнили трех бабинцев, но ни один из них при виде угрожающей смерти не захотел отказаться от своего верования. В Тегеране произошло то же самое.

3 июля 1850 г.

Баб казнен смертию в Тавризе. Той же участи подвергся один из главных приверженцев его – Могаммед Али. Беспорядков при этом не произошло благодаря обдуманным действиям здешнего начальства. Оба осужденных встретили смерть мужественно, не прося пощады и не обличая ни малейшим словом своих страданий. Особливо Могаммед Али выказал необыкновенную твердость характера. Сколько ни старались спасти его, предлагая отказаться от Баба, он просил только дозволения умереть у ног своего учителя и не захотел спасти своей жизни. Оба расстреляны солдатами, которые по непривычке к этого рода казни обратили ее в совершенную пытку. Тела казненных выброшены были потом за городские ворота и съедены собаками. О впечатлении, произведенном казнью Баба в Зенджане, еще неизвестно.
20 ноября 1850 г.

Третьего дня здесь получено известие о взятии, наконец, войском шаха укрепления бабинцев в Зенджане. После двухдневной пальбы из орудий Могаммед хану удалось разрушить одну из стен, за которыми скрывались мятежники, и как это произошло пред наступлением ночи, в течение коей осажденные не успели исправить укрепления, то с рассветом произведен был приступ, который бабинцы и не могли уже отразить. Предводитель их мулла Могаммед Али также схвачен; большая часть мятежников, однако же, как говорят, разбежалась, оставя значительную добычу солдатам.

Декабря 1850 г.

Известия о покорении бабинцев в Зенджане получили неожиданное опровержение. Прибывшие оттуда в последнее время курьеры привезли донесения, из коих оказывается, что хотя укрепление мятежников действительно взято, но дом предводителя их еще держится. В нем собралось до 70 человек и столько же женщин, которые отразили нападение всего войска. Теперь в подкрепление последнего, состоящего все-таки из нескольких тысяч, командировали еще один полк из Мараги. [2].

 

Использованные источники:

1. Иванов М.С. (отв. ред.) История Ирана М.: Изд-во МГУ, 1977.

2. Новая история Ирана: Хрестоматия. М., 1988. С. 109-111.

3. История Востока: В 6 т. / Гл. редкол.: Р.Б. Рыбаков (пред.) и др.; Ин-т И90 востоковедения. — М.: Вост. лит., 1995.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: