Культурно-образовательное событие
Тема: «Рецепт доброты»
Цель: формирование представления обучающихся о доброте, о добрых поступках, о качествах доброго человека.
Задачи:
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- развивать коммуникативные навыки, речь;
- способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых поступков;
- формировать доброжелательную атмосферу, направленную на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива;
- повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе;
- способствовать формированию уважения к окружающим, воспитывать доброжелательность.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- положительное отношение к сверстникам;
- стремление жить в гармонии с одноклассниками;
- представление о ценностях жизни.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и учебную задачу занятия;
- оценивать степень успешности выполнения своей работы и работы других учащихся.
Коммуникативные УУД:
- умение высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
- слушать других, принимать другую точку зрения;
- уметь договариваться; сотрудничать, работая в группе.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации;
- делать выводы на основе полученных знаний.
Оборудование и оформление:
1. ПК, проектор.
2. Электронная презентация.
3. Шкатулка со словами.
4. Клубок с нитками.
5. Две бумажные руки.
Этапы организации образовательного события
1 этап. Подготовительный этап.
В течение 3-4 недель ведется подготовительная работа.
1) Просмотр видеороликов о доброте и добрых поступках людей.
2) Просмотр мультфильмов «Подарок для самого маленького», «Просто так», «Крепыш», «Цветик –Семицветик».
3) Чтение книг А.Барто «Вовка- добрая душа», В. Сутеев «Кораблик», «Под грибом», Г.Остер «Котенок по имени Гав», К. Чуковский «Айболит», Г. Цыферов «Кто кого добрее», Е. Хочинская «Сказка про Добро и Зло», Т. Вернер «Сказка о добре и зле».
4) Разучивание песни «Что Такое Доброта».
5) Организация выставки рисунков в классе «Добро в мире людей».
6) Опрос учащихся 2-4 классов «Добрый ли я?».
7) Работа в группах:
1-я группа «Артисты». Подготовка инсценировки «Что такое доброта?»
2-я группа «Аналитики». Проведение опроса среди ребят 2-4 классов «Добрый ли я?».
3-я группа «Репортеры». Проведение интервью в детском саду.
этап. Проведение образовательного события.
Этапы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Приветствие | Звучит музыка, ребята приглашаются в «Круг радости». Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх). Здравствуй, небо голубое! (Руки в стороны). Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки). Очень рад вас видеть Я | Учитель приглашает детей «Круг радости». Учитель. Давайте встанем в круг для того, чтобы весело поприветствовать друг друга. Учитель. Ребята, а вы любите подарки? Наши гости их тоже очень любят. Кому не жалко, подарите свою самую светлую, теплую и нежную улыбки друг другу и нашим гостям. | Дети встают в «Круг радости», произносят стихотворение, приветствуют друг друга. Улыбаются, приветствуют гостей. |
Определение темы, цели занятия | Учитель: Сегодня я вам, ребята, предлагаю совершить путешествие в одну очень важную лабораторию нерешенных проблем. Название ее пока неизвестно. Что такое лаборатория? (помещение, где проводят опыты, исследования). И первая проблема: определите тему нашей встречи. | Рассуждают, делают предположение. | |
Инсценировка «Что такое доброта?» Зайчик. Шарик, что такое доброта? Шарик. Не отвлекай меня от работы! Вырастешь – поймешь. Зайчик. Тетя Белка, не скажите ли мне, что такое доброта? Тетя Белка. Ой, долго объяснять. Вырастешь – сам поймешь. Зайчик. Господин Медведь, скажите мне, пожалуйста, что такое доброта? Медведь. А ну иди отсюда. Глупые вопросы задаешь, только отвлекаешь всех. Зайчик. Видимо, я так и не узнаю, что такое доброта. Зайчик. Какая замечательная морковка! А я так голоден! (увидев маленького зайчонка, отдает морковку). На, возьми! Зайчонок. Спасибо. Зайчик. Я понял, что такое доброта! | Учитель: Кто догадался, какая тема нашей встречи? | Показывают сценку «Что такое доброта?» Отвечают на вопрос. | |
Объяснение понятия доброта | Прием «Корзина мыслей». Что такое доброта? Раскрытие понятия «Доброта». Доброта - это стремление помочь людям, причём, не требуя за это благодарности. Доброта - это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку. Доброта - это и нежное, заботливое отношение к людям, всему живому на земле. | Учитель: Как вы понимаете, что такое доброта? На доске записывает наиболее часто повторяющиеся слова, с помощью которых дети характеризуют понятие «доброта». Учитель: Вопрос на этот ответ, где мы можем сейчас найти? Наше информационное агентство почти неделю искали ответ на этот вопрос. Что же такое доброта? | Дети высказывают свои мысли по вопросу. Характеризуют понятие «доброта». (помощь, милосердие, взаимовыручка, поддержка, сердечность, душевность, человечность, человеколюбие…) Группа «Информационное агентство» объясняет понятие доброта. |
Итоги опроса. Постановка цели. | Итоги опроса среди учащихся 1-4 классов. «Добрый ли я?». Вопрос 1 «Ты добрый?» нет -5 человек да -25 человек Вопрос 2 «Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?» да -4 человека нет 18 чел. Вопрос 3 «Бывало ли так, что ты обижал одноклассника?» да – 10 человек, нет – 10 человек. Вопрос 4 «Если тебя обидят, ты будешь мстить?» (Например, если обзовут, ты будешь в ответ обзываться?) Да -7 человек нет- 23 человека | Учитель помогает группе учащихся «Агентство аналитиков» в оглашении итогов опроса среди учащихся 1-4 классов. | Оглашение результатов опроса группой учащихся «Агентство аналитиков». |
Обсуждение итогов опроса. | Как вы считаете, какая тут проблема? Это проблема, которую мы постараемся сегодня решить. Цель: сегодня в нашей лаборатории мы изобретем рецепт, который поможет людям стать добрее. Как вы думаете, где живёт доброта? Учитель: Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах. Цель. Нам необходимо в нашей лаборатории изобрести рецепт, который поможет доброте навсегда поселиться в сердцах людей. | Рассуждают, делают выводы (Не все ребята добрые). Совместно с учителем формулируют цель. | |
Решение проблемы. Поиск «рецепта доброты». Упражнение «Сплети паутинку» | Эксперимент первый «Кукла Лена». На доске кукла, вырезанная из бумаги. Вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго. В результате эксперимента в состав рецепта включаются добрые слова. | Учитель проводит эксперимент, подводи детей к выводу: боль остаётся в душе ещё очень долго. Учитель: В нашей лаборатории мы проведем первый эксперимент. Сейчас я разрешу вам делать то чего никогда не разрешала. Учитель: Познакомьтесь, это Лена. Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу помочь мне. Вспомните, как иногда ребята обижают друг друга на перемене, когда злится и ссорятся. Сейчас вы будете говорить Лене что-то обидное. Учитель загибает края куклы. Учитель: Когда вы говорили обидные слова, вы причиняли ей боль. Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось? Учитель: Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? Учитель: Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили. Ребята, а сейчас посмотрите на Лену, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему? Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго. Что добавим в наш рецепт? | Говорят слова Наблюдают, отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное). Дети по очереди называют добрые слова. Наблюдают, рассуждают. Делают вывод. |
Эксперимент второй «Веревочка» Вывод: человеку необходимы слова поддержки. В результате эксперимента в состав рецепта включаются слова поддержки. | Учитель. Слова имеет огромную силу. Проверим? Проведем еще один эксперимент. | Ребенок идет по веревочке, остальные говорят слова (ты не сможешь, у тебя не получится), затем слова поддержки (ты сможешь, ты молодец, у тебя все получится). Наблюдают, делают выводы. | |
Третий эксперимент «Улыбка» Топни, хлопни, повернись, Удивленным притворись! - Получается! Топни, хлопни, повернись И сердитым притворись! - Ух, ты! Получилось! Топни, хлопни, повернись И с улыбкой появись! | Учитель: Какие у вас прекрасные улыбки! Ваши улыбки нужны всем! Любое доброе дело спорится, если оно начинается с добрых слов и …..(улыбка) Давайте еще раз подарим свои улыбки - Я посылаю улыбку маме… - Я посылаю улыбку звёздам… - Я посылаю улыбку солнцу… - Я посылаю улыбку цветам… - Я посылаю улыбку друзьям… | С улыбкой повторяют слова | |
Четвертый эксперимент «Поступки» Работа в группах. Н столах лежат конверты, картинки, на которых изображены поступки детей. Необходимо в черный конверт положить все плохие поступки, а в белый все хорошие. Добавляется в рецепт добрые поступки. | Учитель:Не работает наш рецепт. Что-то еще надо добавить. А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Посмотрите на картинки, на какие две группы вы их разделите? Учитель: А сейчас давайте порвем черный конверт и выбросим его. Стало на душе легче? Что добавим в наш рецепт? | Работают в группах. Раскладыают в конверты рисунки. Рассуждают, делают вывод. | |
Пятый эксперимент «Ситуации». Ситуация 1. Петя, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свою помощь. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось. Ситуация 2. Когда старушка-соседка попросила мальчика отнести сходить в магазин купить хлеба, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его. | Учитель: В нашей лаборатории мы проведем следующий эксперимент. Он поможет нам кое-что добавить в наш рецепт. Надо разобраться: какие поступки можно назвать действительно добрыми. Все эти поступки можно назвать добрыми? Вывод: Творите добро ради самого добра, будьте в этом бескорыстны! | Рассуждают, объясняют поступки, делают вывод. | |
Упражнение «Сплети паутинку» Рассказы детей о добрых поступках. | Учитель: Расскажите, какие добрые дела вы совершали. Зло – помнится, а добро во век не забудется. Давайте сейчас вспомните, кто какие добрые дела совершал. Встаньте в круг. Вы будете передавать клубок с нитками по кругу, называя добрые свои поступки. Говорить хорошие слова, никого не обижать, улыбаться, говорить про хорошие поступки – это хорошо. Но почему то наш рецепт не работает. | Рассказывают случаи из своей жизни. | |
Творческая работа в группах | Просмотр видеоролика. (Воспитательница детского сада сказала, что малыши в ясельной группе часто скучают по мамам и папам и даже плачут. Помогите). | Учитель: Доброта не сможет поселиться в сердце человека, если мы не будем совершать добрые дела. Неужели ничего у нас не получится. А можем прямо сейчас сделать доброе дело? Наша группа «Репортеры» сходила в детский сад. Давайте послушаем их и посмотрим ролик. Учитель: Чем же мы сможем помочь? Не представляю. | Выступает группа «Репортеры». Просматривают видеоролик. |
Коллективное панно «Хорошее настроение». | Предлает детям материал для изготовления коллективного панно, консультирует, принеобходиости оказывает помощь. Учитель: Покидаем лабораторию. А рецепт возьмем с собой, и будем проверять его действие. | Под музыку делают коллективное панно «Хорошее настроение». | |
Релаксация. | Закройте глаза. Представьте, что у вас в ладонях доброта. Мысленно поместите ее в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы добра, здоровья, счастья, любви и радости. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой сегодня, уходя из школы домой. А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами... Не забывайте, что в этом огромном мире многие люди нуждаются в доброте ваших сердец. | Под музыку произносит слова. | Слушают, выполняют движения. |