ЧЕЛОВЕКА В РАМКАХ СОВЕТА ЕВРОПЫ




ПРАВО И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

© 2000 г. Е. Ю. Зарубаева

 

НОВЫЙ СУДЕБНЫЙ МЕХАНИЗМ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ

ЧЕЛОВЕКА В РАМКАХ СОВЕТА ЕВРОПЫ

 


Европейский суд по правам человека, или Страсбургский суд, как его называют по месту нахождения, является наднациональным судебным органом при Совете Европы.

В компетенцию суда входит рассмотрение споров о нарушениях прав человека в государствах – членах Совета Европы. Это могут быть споры между государствами, что нужно отметить, случается редко, а также между государством и гражданином (или объединением граждан), который считает, что какое-либо из его прав, предусмотренных Европейской Конвенцией о защите прав и основных свобод, нарушено действиями властей этого государства.

Все-таки величайшим достижением международного права второй половины двадцатого века является то, что гражданин получил возможность в международном суде жаловаться на свое собственное государство. Никогда в истории до Европейской конвенции этого не было.

Членство России в Совете Европы возлагает на нее многие международные обязательства и особенно в области признания, развития и поощрения прав и свобод человека и гражданина. После вступления России в эту международную организацию, а особенно после ратификации Россией в 1998 году Европейской конвенции,судебный округ Страсбургского суда значительно увеличился. Суд физически не в состоянии стал рассматривать все поступающие обращения к нему. Объем работы Европейской Комиссии и Суда возрос до такой степени, что на рассмотрение поступающих жалоб уходило по 5 - 6 лет, из 2000 обращений регистрировались только 50.

Итак, созданный в 1950 году с принятием Европейской Конвенции по правам человека (ЕКПЧ) двухзвенный механизм защиты прав человека на европейском уровне с течением времени стал все более отчетливо выявлять свои слабые стороны и давать сбои.

Действующий контрольный механизм уже не в состоянии стал справляться с огромным потоком дел и идти в ногу с выдвинутыми требованиями действительности[1]

Сложный механизм контроля за соблюдением Конвенции и новые трудности, возникающие из-за значительного расширения состава Совета Европы, побудили Совет к решению вопроса о реформе этой системы.

11 марта 1994 года министрами иностранных дел 31– го государства члена Совета Европы был подписан Протокол № 11 к Европейской Конвенции. После ратификации этого протокола всеми государствами-участниками Конвенции должен вступить в силу новый механизм контроля за соблюдением положений Конвенции.

Этот механизм предполагает, что единый и постоянно действующий Европейский Суд по правам человека заменит ныне существующие Комиссию и Суд. Комитет Министров по условиям новых процедур не должен принимать участия в этом механизме. Юрисдикция Суда в отношении индивидуальных и межгосударственных жалоб должна носить обязательный характер.

Члены Суда избираются Парламентской Ассамблеей сроком на 6 лет (ранее избирались на 9) из списка лиц, выдвинутых членами Совета Европы. Несмотря на коренную перестройку работы всего европейского правозащитного механизма, требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, не изменились. Согласно ст.21 Протокола №11 к Конвенции, судьи должны обладать высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с признанным авторитетом, участвовать в работе Суда в личном качестве, и на протяжении всего срока пребывания в должности судьи не должны осуществлять никакой деятельности, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью или с требованиями, вытекающими из постоянного характера их полномочий.

Структурно работа Суда строится в Комитетах, Палатах и Большой Палате. Суд теперь работает не на сессионной, а на постоянной основе. Организационные вопросы работы решаются на пленарных заседаниях, которые созываются Председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Кроме того, пленарное заседание может быть проведено по требованию 1/3 членов Суда. Кворум пленарного заседания составляет 2/3 от числа избранных судей. Комитеты состоят из 3, Палаты – из 7, а Большая Палата насчитывает 17 судей. Всего судей 41- по числу государств - членов Совета Европы.[2]

4 ноября 1998 года вступили в силу Правила процедуры Суда, в которых подробно описан механизм подачи жалоб в Суд. Хотелось бы остановиться на ряде предварительных условий, которые должны быть соблюдены, чтобы дело было принято к рассмотрению.

Во-первых, в суд надо обращаться за защитой только тех прав, которые предусмотрены Конвенцией.

Во-вторых, жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после ратификации Конвенции.

Третье условие-жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после рассмотрения вопроса последней компетентной судебной инстанцией или другим государственным органом такого же ранга.

Четвертое условие – должны быть исчерпаны все доступные способы правовой защиты, имеющиеся в государстве. Это означает, что необходимо пройти все судебные инстанции.

Таким образом, если соблюдены все предварительные условия, жалоба не является анонимной, и необходимые документы представлены (ст.34 ЕКПЧ – индивидуальные жалобы), то нужно ждать, когда судья - докладчик подготовит доклад по делу, и если оно будет принято к рассмотрению, можно надеяться, что права гражданина будут защищены Европейским Судом по правам человека.


Ежедневно вносить вклад в дело защиты прав человека – одна из основных задач, стоящих перед контрольными органами Совета Европы.[3] Европейский Суд представляет собой важнейшее достижение европейских стран на пути к повсеместному признанию приоритета прав и свобод человека. Ради достижения этой цели государства осознанно идут на некоторые ограничения собственного суверенитета. Вместе с тем, нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что именно внутригосударственные механизмы играют главенствующую роль в реализации принципа всеобщего уважения прав человека. Что касается России, то без совершенствования внутренних структур обеспечения и защиты прав человека, нам не сможет помочь даже мощный европейский правозащитный механизм.

 

 

ð ð ð ð ð


[1] Топорнин Н. Европейский Суд на пороге ХХI века// Российская юстиция № 8.1999.

[2] Конвенция о защите прав человека и основных свобод.-М.: Центр информации и документации СЕ в РФ, 1996.

[3] Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. – М., 1998, С. 45.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: