НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РФ




№ п/п Документ Содержание
1.Международный уровень
1.1 Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г. Ст.26 провозглашает право каждого человека на образование
1.2 Декларация прав ребенка ООН от 20 ноября 1959г. Принцип 7 «Ребенок имеет право на получение образования»
1.3 Декларация о правах умственно отсталых лиц принята резолюцией 2856 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971г. «Умственно отсталое лицо имеет право на образование, обучение»
1.4 Конвенция о правах ребенка 1989г. Согласно Ст.23, признается, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.   Согласно Ст. 28, признается право ребенка на образование.   Ст.29 регулирует принципы образования.  
1.5 Саламанкская декларация лиц с особыми потребностями принята Всемирной Конференцией по образованию лиц с особыми потребностями 7-10 июня 1994г. Провозгласила, что лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы с инклюзивной ориентацией являются средством борьбы с дискриминацией.
1.6 Конвенция о правах инвалидов принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. В Ст. 24 говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течении всей жизни».
2.Федеральный уровень
2.1 Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Ст. 43 провозглашает право каждого на образование
2.2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (ред. 21.07.2014) В Ст. 2 прописаны основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ:
  • Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья;
  • Индивидуальный учебный план;
  • Инклюзивное образование;
  • Адаптированная образовательная программа;
  • Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
  Ст. 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.   В Ст. 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.    
2.3 Письмо Министерства образования и науки РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения.
  • о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Приложение 1)
· о формах учета деятельности специалистов ПМПк (Приложение 2)
2.4 Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» 2. Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. 10 а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; 10 в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением; 10 г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида; 10 д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии; 10 е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей 14. Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).
2.5 Письмо Министерства образования и науки РФ «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» В связи с реализуемой в рамках вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" реструктуризацией образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья Минобрнауки России направляет разъяснения своей позиции в части коррекционного и инклюзивного образовании детей
2.6 Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Ст. 18;19 Образование инвалидов
2.7 СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" п. 1.10. Количество и соотношение возрастных групп в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида, осуществляющей квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, определяется с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.   п. 1.11. Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет с отклонениями в развитии   п. 1.12. В дошкольных образовательных организациях комплектование групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.   Раздел X. Требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья   Приложение 1 Таблица 4 Рекомендуемый состав и площади помещений групповых для специальных дошкольных образовательных организаций в кв. м на 1 ребенка.   Таблица 5 Рекомендуемый состав и площади помещений групповых дошкольных образовательных организаций для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в кв. м на 1 ребенка  
2.8 ФГОС ДО 3.2.7. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида 3.4.3. При работе в Группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.4.4. При организации инклюзивного образования: при включении в Группу детей с ограниченными возможностями здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование;  
2.9 Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами» Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в субъекте РФ
2.10 Приказ Минобрнауки России "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" 1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 13. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья
3. Региональный уровень  
3.1 Приказ Департамента науки и образования Самарской области «О Порядке организации коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях Самарской области» Утвержден прилагаемый Порядок организации коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях Самарской области. Порядок организации коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях Самарской области: общие положения, о рганизация КРС, к адровое, материально-техническое и финансовое обеспечение КРС.  
3.2 Приказ Министерства образования и науки Самарской области «Об утверждении Положения об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области» Цель создания условий для реализации гарантированных прав граждан на получение доступного образования  
3.3 ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Принят Самарской Губернской Думой 9 декабря 2014 года Статья 13. Получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.    
3.4 Приказ Министерства образования и науки Самарской области «О создании в Самарской области психолого-медико-педагогических комиссий» Утвержден состав комиссии и порядок работы.  
4. Муниципальный уровень  
4.1 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. о. Тольятти, Самарской области «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению мест детям в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования» Определяет порядок подачи документов для учета и регистрации ребенка в ЭБД, в части предоставления места в д/с в группах комбинированной, компенсирующей оздоровительнойнаправленности.      
4.2 Электронный документ (сайт Департамента мэрии городского округа Тольятти https://www.do.tgl.ru) 1. Программное обеспечение по отдельным видам нарушений 2.Информация о МБУ д/с г.о. Тольятти, в которых функционируют группы компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности 3.Правила определения ребенка в группу компенсирующей направленности    
           

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: