Украинизация - политика ВКП (б), осуществляемая в Украине, которая была провозглашена в апреле 1923 на XII съезде партии с целью укоренения компартийно-советских структур власти в Украине.
Задача украинизации: а) внедрение украинского языка в работе государственных органов;
б) пополнение партии, государственного и хозяйственного аппаратов местными кадрами;
в) перевод на украинский язык преподавания в школах, высших учебных заведениях.
Украинская национальная интеллигенция восприняла украинизацию с воодушевлением. Она стремилась своим трудом способствовать национальному возрождению Украины. Активными проводниками украинизации были наркомы образования, убеждены сторонники национального возрождения - Г. Гринько, А. Шумский, М. Скрипник.
Но с самого начала украинизация подчинялась главной задаче большевистской партии - перестройке культуры в Украине на основе марксизма. Украинизация допускалась при условии, что не противоречило интересам и идеологии высшего государственного и партийного руководства.
Первая половина 20-х годов - неприятие украинизации партийно-государственным аппаратом республики, состоящий из российских или русскоязычных чиновников, которые саботировали украинизацию, руководителями крупных предприятий, трестов, российским и русифицированным мещанством, пролетариатом, интеллигенцией и священниками Русской православной церкви. Среди большевиков была распространена «теория», что в Украине идет борьба между российской («пролетарской, передовой») и украинской («крестьянской, мелкобуржуазной, отсталой») культурами.
В Донбассе украинский оказался на второстепенном положении.
Первый секретарь Донецкого губкома КП(б)У Э. И. Квиринг называл политику украинизации уклоном в украинский шовинизм. Считал, что идет искусственное насаждение украинской культуры. То есть первый секретарь занял однозначную позицию по вопросу украинизации. Этим в значительной мере определялся ход дальнейшего процесса не только в Донбассе, но и в целом по Украине.
2 ноября 1923 г. был утвержден «План по украинизации по социальному воспитанию» (общеобразовательных школ). Были намечены два направления работы: украинизация педагогического персонала и украинизация учащихся. Для первых устанавливался срок — один год подготовки на инструктивно-проверочных курсах. Каждый был обязан не только овладеть литературным языком, но и ознакомиться с терминологией, образцами украинской литературы, знать историю и экономическую географию Украины.
Было запланировано создание сети украинских школ в губернии: в Бахмутском округе — 30 школ, Таганрогском — 13, Шахтинском — 10, Юзовском - 21, Мариупольском — 11, Луганском — 16, Старобельском — 28. На 1 апреля 1924 г. в губернии была украинизирована 181 школа (в 1913 г. украинских школ было всего 7). То есть количество украинских школ увеличилось за 11 лет на 174.
Значительно хуже было положение с украинизацией просветительных учреждений (включая ликбезы) и учреждений профессионального образования. Это объяснялось отсутствием достаточного количества педагогов. Была подана заявка на учителей-специалистов на Харьковскую биржу труда. Начался своеобразный поход на Донбасс учителей Подольской, Полтавской и Киевской губерний.
Еще сложнее была ситуация с украинизацией государственных учреждений.
В губернском центре — Бахмуте весной 1924 г. были созданы 9 курсов украинского языка для работников госучреждений, но обучение шло так медленно, что было принято решение о переносе сроков украинизации в Донбассе на один год.
Много трудностей было связано с украинизацией партийного аппарата. Газета сообщала 15 ноября 1925 г.: «В Сталинском округе большинство партработников «русские», большинство парторганизаций «русские», абсолютное большинство из рабочих «русские».
Местная пресса противилась украинизации своих страниц. В 1925 г. газета «Диктатура труда» сообщала читателям: «Заметки на украинском языке не печатаем».
В рамках политики коренизации в районах компактного проживания национальных групп создавались греческие (эллино-румейские и татаро-урумские), немецкие, болгарские, еврейские и др. школы. В Мариуполе работали 25 румейских (крымско-греческие) и 16 урумских (крымско-татарские) школ. В греческих селах дети обучались на соответствующих диалектах: в Богатыре, Игнатьевке, Карани, Ласпе, Старом Крыму, Старобешеве, Комаре, Мангуше, Улаклы, Кермен-чике — на Великой и Малой Янисоли, Константинополе, Каракубе, Стыле, Чердакли, Урзу-фе, Ялте — румейском.