Философия сознания и познания




БЛОК 2

БЫТИЕ И ПОЗНАНИЕ

(с\р – 3 часа; семинар № 4)

 

Литература:

1. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. – Москва: Мысль, 2010 (https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about)

2. История философии: Учебник для вузов / Под. ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – Москва: Академический проект, 2005 (https://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf)

 

2.2.1. Психофизическая проблема *

Проясните суть психофизической проблемы на материале схемы мысленного эксперимента Хилари Патнэма (1926–2016).

См.: https://en.wikipedia.org/wiki/Brain_in_a_vat

 

 

  Мозг в колбе производит и получает точно такие же импульсы, как он делал бы это, находясь в черепе, так как эти импульсы являются для мозга единственной возможностью взаимодействовать с окружающей реальностью, то с точки зрения мозга нет возможности гарантированно утверждать, находится ли он в черепе или в колбе. В первом случае вера человека (обладателя мозга) в объективность своих ощущений (например, что человек гуляет по улице или ест мороженое) — будет истинной, а во втором — ложной  

 

2.2.2. Ключевые понятия *

Найдите в энциклопедии (см. литература к 2.2. п.1 ) определения ключевых понятий философской гносеологии, заполните таблицу.

Познание. Знание. Восприятие. Представление. Предмет. Феномен. Объект. Субъект. Мышление. Понятие. Рассудок. Разум. Истина. Факт. Смысл.

Понятие Определение
Познание Совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира
Знание В самом общем виде знание характеризуется джайнскими мыслителями как непосредственное, прямое, т. е. полученное без посредства органов чувств, и опосредованное, или косвенное
Восприятие Система обработки чувственных данных, включающая бессознательную и сознательную фильтрацию
Представление Чувственный образ предметов, данный сознанию, сопровождающийся, в отличие от восприятия, чувством отсутствия того, что представляется
Предмет Категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания
Феномен В античной философии термин встречается у ряда авторов и означает предмет опытного знания. В философии Платона феноменальное противопоставляется миру идей. Феномен поэтому есть лишь отражение идеи В философии нового времени феномен перестаёт рассматриваться как простое отражение идеи. Заслуживает внимание трактовка феномена у Беркли, Юма, Лейбница. У Канта феномен — объект, конституированный трансцендентальным субъектом. Феномен выступает в качестве предмета возможного опыта в доступных нам априорных формах чувственного созерцания
Объект Обозначает вещь, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая, управляющая и познавательная деятельность субъекта, при этом в качестве объекта может выступать и сам субъект
Субъект Носитель деятельности, сознания и познания, индивид, познающий внешний мир и воздействующий на него в своей практической деятельности
Мышление Целенаправленное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей
Понятие Отражение свойств, связи и отношений явлений. Выделение общего у предметов одного класса
Рассудок Вторая ступень познания, на этом уровне человек образует общие понятия и «адекватные идеи о свойствах вещей»
Разум Бруно называет Разум не «Началом», а Причиной. Причина — «то, что содействует произведению вещи внешним образом и имеет бытие вне состава, каковы действующая причина и цель...» Разум, как утверждал Бруно, есть начало всякой меры и основание всех границ. В терминологии XIX в. разум можно назвать «трансцендентальным основанием действительности» Разум, выделяющий в Едином полюса деятельного и пассивного начал, является первым условием множественности
Истина Характеристика мышления в его отношении к своему предмету
Факт Особое предложение, фиксирующее эмпирическое знание, утверждение или условие, которое может быть верифицировано. Факт противопоставляется теории или гипотезе
Смысл Внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование, связывая его с реальностью

 

 

2.2.2.1. Схема познания **

Составьте схему отношений 5 понятий из списка задания 2.2.2., выделенных жирным шрифтом, взяв за основу следующий рисунок.

Теории познания

2.2.3.1. Платон**

Изучите рисунок американского студента и фрагмент диалога Платона «Государство», который стал для рисунка основой и ответьте на вопросы.

1) Почему то, что мы так отчётливо видим и осязаем вокруг себя, Платон называет вторичным иллюзорным бытием? Таким фактором может быть нечто, получившее движение от чего-то другого, но это другое должно было получить движение от чего-то еще. Но в таком случае мы должны предположить, что существует некое движение, приводящее в движение и себя, и иное, иначе мы не могли бы найти источник и начало движения, постоянно уходя в бесконечность. Это, движущее себя и иное есть душа, она существует до тел, которые движутся благодаря ей Следовательно, душа и все се свойства существуют до тела и всего телесного, материальных элементов космоса. Таким образом, все что не имеет души является вторичным
2) Как образами картинки можно прояснить платоновскую идею о том, что познание – это припоминание?  
3) В нескольких предложениях опишите представления Платона об уровнях бытия. Положения о существовании вечного и неизменного мира истинного сущего и противостоящего ему мира возникновения и уничтожения, изменения и множества
4) Что по вашему мнению означает метафора солнечного света в платоновском мифе? Для нашего зрительного опыта, по Платону, необходимы три вещи: способность зрения и его орган, цвет зримого нами предмета и, наконец, самое важное — свет, который позволяет нашему зрению увидеть цвет предмета, без этого солнечного света никакого зрения не могло бы возникнуть. То, что верно относительно чувственного опыта, по аналогии можно перенести на мир истинно сущего, на умопостигаемый мир. Нужно предположить наличие источника умопостигаемого света. Кроме того, как солнце даст чувственным вещам не только возможность быть познанными, но и само существование, так же и идея блага наделяет умопостигаемое не только познаваемостью, но и бытием  
5) [Предложите здесь свой вопрос по содержанию рисунка и платоновского мифа и дайте ответ на него] О чём повествует диалог? Каким должно быть государство в идеале и каким образом управляться. Сократ рассуждает о том какие бывают формы правления и какими свойствами должно обладать идеальное государство

2.2.3.2. Рационализм и эмпиризм **

Представьте с помощью рисунков различие рационализма и эмпиризма, рисункам дайте пояснения.

Рационализм Эмпиризм
Пояснения

2.2.3.3. Иммануил Кант (1724-1804) *

Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него.

Главная задача «Критики чистого разума» – исследование возможности создания философии как науки (по Канту, предшествующая философия не была наукой и потому была лишь рассуждением на философские темы). Для этого Кант предпринимает исследование природы научного знания, общепризнанными образцами которого являются 1) чистая математика и 2) математическое естествознание.

Анализ математического знания приводит Канта к выводу, что его содержание составляют положения, обладающие строгой всеобщностью и необходимостью. Но такие положения не могут быть почерпнуты из опыта. То есть, положения чистой математики априорны, или иными словами, независимы от опыта. Априорное знание, утверждает Кант, не выходит за границы возможного опыта, оно носит доопытный характер. Априорными чувственными созерцаниями являются, согласно учению Канта, пространство и время.

Вслед за анализом природы математического знания Кант ставит вопрос: как возможно чистое естествознание? В отличие от чистой математики, чистое естествознание содержит в себе не только априорные положения, но и эмпирические по своему происхождению понятия (материя, движение, притяжение и т.д.). Априорные понятия, каковыми прежде всего являются категории, сами по себе лишены содержания, они служат для синтеза чувственных данных, для формирования опыта, который не сводится к совокупности чувственных данных, но представляет собой их категориальный синтез, поскольку содержит в себе представление о причинно-следственных, необходимых отношениях. Работу по синтезу чувственных данных осуществляет рассудок на основе априорных категорий.

Одним из основных условий возможности познания является трансцендентальная апперцепция – единство самосознания познающего субъекта, которая предшествует каждому акту познания, так же, как и эмпирическому самосознанию, и поэтому может быть лишь доопытным, априорным единством самосознания субъекта.

Последний раздел кантовской логики – трансцендентальная диалектика, толкуемая как логика иллюзий, в которые впадает разум, поскольку он постоянно стремится выйти за пределы опыта, синтезированного рассудком. Это стремление – источник всех метафизических систем, их претензий на сверхопытное знание. Несостоятельность этих стремлений, однако, не означает, что основные идеи метафизики (мир как целое, свобода, предшествующая необходимости, субстанциальность души, Бог) должны быть отброшены. Эти идеи имманентны (находятся внутри) разуму, они являются регулятивными принципами познания, осуществляют высший синтез знаний, приобретаемых рассудком. Речь идет не об ограничении познания природы или общества, а об ограничении претензий разума на познание метафизической реальности, которая принципиально недоступна познанию.

Одним из важнейших разделов трансцендентальной диалектики является учение об антиномиях, т.е. противоречиях, в которые неизбежно впадает разум в своих попытках постигнуть сверхопытное. Каждая антиномия состоит из тезиса и антитезиса, причем оба эти положения в равной мере доказуемы.

 

1) Каково значение слова «априорный» у Канта? Содержание составляют положения, обладающие строгой всеобщностью и необходимостью. Но такие положения не могут быть почерпнуты из опыта  
2) В чём отличие эмпирических положений от априорных? Априорные понятия сами по себе не имеют содержания, они служат для синтеза чувственных данных, для формирования опыта, который не сводится к совокупности чувственных данных, но представляет собой их категориальный синтез, поскольку содержит в себе представление о причинно-следственных, необходимых отношениях А эмпирическое положение относится к фактическому высказыванию, которое может быть доказано или опровергнуто при обращении к свидетельствам, собранным посредством опыта
3) Какова функция категорий? Найдите примеры категорий. Функция- исследование возможности создания философии как науки Пример- чистая математика
4) Опишите различия функций чувственного опыта, рассудка и разума. Рассудок – одна из высших познавательных сил. Он олицетворяет активность познавательных способностей, чувственность – пассивность, не является творческим. Он не может порождать содержание своих понятий, а получает его извне. Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия. Кант не считает рассудок высшей познавательной способностью Разум возвышается над рассудком, задавая принципы единства его законов, подобно тому, как рассудок задает правила единства явлений. Направляет рассудок ко все более глубокому проникновению в законы природы в поисках их систематического единства  
5) Что такое трансцендентальная апперцепция? Логика иллюзий, в которые впадает разум, поскольку он постоянно стремится выйти за пределы опыта, синтезированного рассудком
6) Почему, по Канту, основные идеи метафизики должны быть отброшены? Эти идеи имманентны разуму, они являются регулятивными принципами познания, осуществляют высший синтез знаний, приобретаемых рассудком. Речь идет не об ограничении познания природы или общества, а об ограничении претензий разума на познание метафизической реальности, которая недоступна познанию
7) Что такое антиномии? Противоречия, в которые неизбежно впадает разум в своих попытках постигнуть сверхопытное
8) Найдите примеры антиномий чистого разума. Причинность в соответствии с законами природы - не единственная причинность, из которой можно вывести все явления мира. Чтобы объяснить эти явления, необходимо предположить, что существует и другая причинность – спонтанность   Спонтанности нет, все в мире происходит исключительно в соответствии с законами природы  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: