ГЛАВА 10. Реализация творческого и общественно-политического потенциала БГУ в условиях дальнейшей эволюции советско-партийной системы (1953 – 1989).




 

Студент БГУ: учеба, наука, быт, общественная работа. Студентов 1950-х – 1980-х гг. волновали те же проблемы, что и наших современников. Учеба, участие в научно-исследовательской и общественной деятельности, работа и праздники составляли содержание повседневной жизни студентов.

Вместе со структурным ростом университета возрастало и число его студентов. Так, если в начале 1952/1953 учебного года в БГУ училось 2009 студентов, в 1953/1954 учебном году – 2220, то в 1954/1955 – уже 3506. Численность студентов росла и в новом десятилетии: в 1961/1962 учебном году только на дневном отделении училось 3210 студентов, в 1964/1965 – 5139, а в 1972/1973 – уже 9396.Из-за крайнего недостатка аудиторий (что еще более усугублялось ростом числа студентов, а также кафедр и лабораторий), перегруженности учебных планов занятия проводились в 2-3 смены. Это приводило к тому, что на некоторых курсах студенты занимались по 10 и более часов день. Университет чрезвычайно нуждался в строительстве нового учебного корпуса. В отчете за 1955/1956 учебный год отмечалось: «согласно существующим нормативам университету необходимо было 22-25 тыс. м2 учебных площадей, а имелось же только 8 тыс. м2».

Тяжелым было положение и со студенческими общежитиями. Хотя в 1952 г. было построено новое общежитие по ул. Свердлова, знаменитая «копейка», это существенно не поправило ситуацию. При норме в 440 человек в общежитии проживало 645 студентов. В сентябре 1954 г. еще два общежития по ул. Бобруйской приняли студентов. Тем не менее, более 950 студентов вынуждены были снимать места в частных квартирах.

В 1957 г. в распоряжении БГУ было пять общежитий. Согласно существовавшим нормам в них могло разместиться 1060 человек, однако реально проживало 1728 студентов, а также 59 аспирантов и 17 преподавателей. Ситуация значительно улучшилась после открытия в апреле 1960 г. нового общежития на 831 место по ул. Димитрова. Очень значительную помощь в строительстве этого общежития, как и по ул. Свердлова, оказали сами студенты: на протяжении 1958 – 1959 гг. юноши и девушки 1-4 курсов группами по 50-100 человек ежедневно работали на строительстве. Работали они во внеучебное время по 4 часа в день, при этом все заработанные средства шли в так называемую «комсомольскую копилку».

Вместе с принятием новых учебных планов в 1955 г. было вновь обращено внимание на самостоятельную работу студентов. Оказалось, что студенты привыкли в больше степени готовиться по конспектам лекций и неохотно пользовались учебниками и учебной литературой. Это обнаруживалось на экзаменах: как правило, хорошие ответы были на те вопросы, которые подробно рассматривались на лекциях, но стоило преподавателю задать вопрос, которому в лекции придавалось меньше внимания, и ответы оказывались на низком уровне. В связи с этим в университете на всех курсах были организованы регулярные индивидуальные и групповые консультации по работе с литературой. На историческом факультете в 1955 г. даже была проведена конференция студентов, на которой опытные преподаватели причитали лекции о планировании внеурочного времени. Все это способствовало тому, что уже по итогам 1955/1956 учебного года существенно вырос уровень дипломных работ. Более того, результаты некоторых дипломных работ находили практическое применение в сельском хозяйстве и промышленности. Разработка же студента Гуриновича новой методики по изучению поляризации флюоресценции хлорофилла докладывалась на Всесоюзном совещании по спектроскопии (1956).

Со временем вклад студентов БГУ в развитие народного хозяйства всего СССР становился все более ощутимым. Так, студенты-биологи проходили учебно-производственную практику не только на территории БССР (в Беловежской пуще, на озере Нарочь, опытной станции АН БССР в Баровлянах), но и на Кавказе. Зональная практика почвоведов проходила по маршрутам от Минска до Симферополя. Геологи бывали на базах геологических управлений и разведки России, Украины, химики – на калийных комбинатах Соликамска, Калуги и др. И распределение выпускников БГУ было тогда «общесоюзным», то есть в масштабах всего СССР. Пленумы ЦК КПСС прямо нацеливали на вовлечение всех студентов в научно-исследовательскую работу, на оказание практической помощи промышленности и сельскому хозяйству. В этом отношении знаменательным стал 1954 г. В сентябре этого года произошла первая поездка всех студентов всех курсов в колхозы с целью помочь в сборе урожая. В условиях низкой эффективности советской экономики очередной способ использования внеэкономического рычага для поддержания сельского хозяйства был принят руководством, и практика «трудового» семестра для студентов стала регулярной. Активно участвовали студенты БГУ и в освоении целины, и в строительных отрядах (об этом ниже).

Студенты умели работать, но умели и отдыхать. 17 ноября 1960 г. впервые широко отмечался Международный день студентов. В СССР он приобрел официально-идеологический характер: на формально организованных мероприятиях говорили исключительно о проблемах жизни студентов капиталистических и развивающихся стран. Поэтому студенты не могли проявить себя, наполнить мероприятия праздничным настроением. В 1966 г. Минский горком комсомола обратился к руководству вузов восстановить этот праздник. Ректорат БГУ одним из первых поддержал эту инициативу. 16 октября 1966 г. на Центральной площади столицы студенты столицы организовали театрализованное представление, завершившееся грандиозным факельным шествием.

В 1970-х гг. учеба студентов в БГУ все больше совмещалась с научно-исследовательской работой. Студенты в той или иной степени участвовали в выполнении многих госбюджетных и хозяйственно-договорных работ как в студенческих научно-исследовательских лабораториях (СНИЛ), так и на кафедрах. Их привлекали в научные экспедиции, конференции, семинары, они читали лекции населению. Признанием успехов кафедры радиофизики и электроники в организации деятельности студенческой научно-исследовательской работы (СНИЛ) стало ее награждение в 1978 г. Почетным дипломом Совета по научно-исследовательской работе студентов БГУ. В 1977/1978 учебном году 542 курсовые и дипломные работы выполнялись на производстве, а 42 работы были укоренены или поданы для использования их итогов на производстве. Десять студентов кафедры неорганической химии во время производственной практики провели работу, результаты которой были использованы производственным объединением «Интеграл». Во второй половине 1970-х гг. в БГУ действовало 112 научно-исследовательских кружков и групп, которые объединяли 3130 студентов. Их работу направляли лучшие ученые университета: академики Л. В. Володько, Р. П. Платонов, член-корреспондент В. Д. Ткачев и многие другие.

Воспитательная и культурно-массовая работа в университете. Воспитательной и идеологической работе в учебных заведениях СССР партийное руководство всегда придавало огромное значение. В советской системе образования эти направления являлись приоритетными: даже в ущерб основной ее задаче – приобретению знаний и профессии. Разнообразная культурная жизнь в особенности оживилась в период «оттепели». Привычным явлением стали литературные вечера по случаю выхода в свет новых книг (например, повести И. Эренбурга «Оттепель», давшей название периоду советской истории), встречи с писателями, поэтами, которые уже в те годы считались классиками белорусской литературы: Я. Колосом, А. Кулешовым, М. Лужаниным, М. Лыньковым, Я. Брылем, И. Шамякиным и др. В обсуждении их произведений принимали участие студенты А. Мальдис, Н. Гилевич, Р. Бородулин, Г. Буравкин – в будущем знаменитые белорусские литераторы. Дважды в БГУ побывали К. Симонов и А. Твардовский.

В рамках воспитательной и культурной работы было осуществлено осенью 1954 г. оборудование университета радиоузлом. После серьезной официальной информации по радио звучала музыка. Активное участие в налаживании работы радиоузла принял будущий профессор и проректор БГУ, а в то время студент физмата С. Шушкевич.

Власти всерьез были обеспокоены событиями, произошедшими в БГУ в 1970 г. Тогда группа студентов-филологов потребовала перевести обучение на белорусский язык. За это их обвинили в национализме и, как следствие, исключили из университета или перевели в другие вузы подальше от столицы. Была скорректирована вся воспитательная работа. В соответствии с решениями XXIV съезда КПСС (март-апрель 1971 г.) в БГУ был разработан план коммунистического воспитания студентов, рассчитанный на весь период обучения. В нем предусматривались такие направления воспитательной работы, как формирование марксистско-ленинского мировоззрения, патриотическое, интернациональное, трудовое, эстетическое и атеистическое воспитание, воспитание коммунистической нравственности, коммунистического сознания, воспитание студентов как активных строителей коммунизма и т.д.

Основная нагрузка в деле формирования марксистско-ленинского мировоззрения, признававшегося «единственно верным и научным», ложилась на кафедры общественных наук: истории КПСС (гуманитарных и природоведческих факультетов), научного коммунизма, марксистско-ленинской философии, а также на курс истории СССР. Как отмечалось в университетских отчетах, «неослабевающее внимание преподаватели кафедр общественных наук придавали показу реакционной антигуманной сущности современного империализма, его теории, стратегии и тактики в борьбе против СССР <…>, раскрытию экономических и социально-политических истоков национализма и шовинизма, “правого” и “левого” ревизионизма, привитию будущим специалистам умения активно вскрывать подкопы буржуазной и ревизионистской идеологии и морали». Только в 1971/1972 учебном году было проведено более 30 теоретических конференций на тему «Антикоммунизм – главное идейно-политическое оружие империализма».

Не случайно, в год, когда торжественно отмечался 50-летний юбилей БГУ, именно кафедра истории КПСС гуманитарных факультетов вышла на первое место в соревновании между кафедрами и получила переходящий вымпел. Денег на идеологическую работу в те времена не жалели. Огромные средства были затрачены на оборудование кабинета истории КПСС природоведческих факультетов, который занимал вестибюль и несколько аудиторий на четвертом этаже нового химического корпуса, имел читальный зал и кинолекторий. Кабинет был оформлен художниками, приглашенными из Москвы, и не имел аналогов во всем Советском Союзе. Повышенное внимание, которое уделялось идеологической работе, определялось также тем, что заведующий кафедрой истории КПСС гуманитарных факультетов профессор Всеволод Михайлович Сикорский в октябре 1972 г. был назначен новым ректором БГУ.

Под руководством В. М. Сикорского к середине 1970-х гг. в БГУ была создана стройная система марксистско-ленинского образования и политической учебы. В 1974/1975 учебном году в БГУ работало 48 семинаров высшего звена, 5 семинаров среднего звена, 19 начальных партшкол. Кроме того, действовал филиал вечернего университета марксизма-ленинизма при Минском горкоме КПБ для повышения идейно-теоретического уровня партийных, комсомольских, профсоюзных работников, преподавательских кадров, партийных и беспартийных активистов. Кураторы студенческих групп обязаны были регулярно, по два раза в месяц, проводить политинформации по тематике, разработанной парткомом БГУ (например: «Основные задачи Государственного плана развития народного хозяйства СССР на 1975 год», «Забота о благосостоянии народа – главная задача политики КПСС», «Письмо Л. И. Брежнева комсомольцам г. Москвы – победителям социалистического соревнования» и др.).

Именно в 1970-е гг. основной единицей учебно-воспитательного процесса становится студенческая группа. Предполагалось, что костяк группы составят комсорг, профорг и староста. Однако часто выдвижение на эти должности было формальным.

Одной из характерных форм воспитательной и идеологической работы являлась деятельность всесоюзного общества «Знания», которое существовало и в БГУ, объединяя 12 первичных организаций. Основное внимание в лекциях, организуемых этим обществом, придавалось пропаганде решений съездов КПСС, КПБ, партийных пленумов, чествованию юбилейных дат – 50-летия СССР, 30-летия победы в Великой Отечественной войне и др. Общество «Знания» БГУ распространяло свою деятельность и вне стен университета: его преподаватели читали лекции и среди населения БССР. Формой лекционной пропаганды был выезд ученых университета на промышленные предприятия Минска и Минской области. Так, БГУ являлся шефом г. Борисова и Борисовского района, Столбцовского, Дзержинского, Смолевичского районов, МАЗа и ряда других предприятий. Лекторов готовили на специальном семинаре по методике лекционной пропаганды (работал с 1975 г.).

Большое внимание в университете уделялось военно-патриотическому воспитанию. Оно осуществлялось в разных формах и по различным направлениям, но цели были общими: формирование марксистско-ленинского мировоззрения, преданности коммунистической партии и советской родине. В университете проводились встречи с участниками Октябрьской революции 1917 г., ветеранами Гражданской и Великой Отечественной войн. Приглашались также офицеры и солдаты Белорусского военного округа, проводились митинги, походы по местам боев, возложения венков на могилы солдат и партизан, посещения музеев и т.д. Особо в этом ряду стояли соревнования по военно-прикладным видам спорта, которые проводились совместно кафедрой физвоспитания и спорта и комитетом Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Проводились также кинофестивали – просмотры художественных и документальных кинофильмов на военно-патриотическую тематику. Однако патриотизм того времени был исключительно советского характера. Ни о каких национальных корнях, традициях, основанных на богатом и славном историческом прошлом белорусского народа, не могло быть и речи. При этом тематика мероприятий повторялось из года в год и сами они все чаще приобретали формальный характер.

Реально заинтересовать студентов могли литературные конференции, которые организовывались совместно с библиотекой. Действительно существенной в сфере военно-патриотической работы была деятельность группы «Долг» по обнаружению имен студентов и преподавателей БГУ, погибших в годы войны. Значительным событием стало открытие 7 мая 1975 г. памятного знака профессорам и преподавателям, студентам, аспирантам, рабочим и служащим БГУ, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

В наши дни в отношении проводимой в те годы воспитательной работы чаще всего звучат негативные отзывы. Надо признать, что вся эта работа была частью политики правящей коммунистической партии, установившей в стране тоталитарный режим, характеризовавшийся крайней нетерпимостью к инакомыслию и навязыванием признававшейся единственно правильной марксистско-ленинской идеологии. Тем не менее, воспитательная работа имела, несомненно, и положительную сторону. Она способствовала укреплению учебной дисциплины, привитию высоких моральных качеств, формированию чувства сопричастности к общему делу, которым занималось население всей огромной страны.

Феномен «студенческой целины» и ССО. Одной из форм активного участия студенчества в жизни страны была работа в студенческих строительных отрядах (ССО) и освоение целины. Не остались в стороне от этих явлений и студенты БГУ.

Инициатива по освоению целинных и залежных земель (главным образом на территории Казахстана) принадлежала главному лицу в партийной иерархии – первому секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущеву. Предполагалось, что урожай с новой территории позволит раз и навсегда решить продовольственную проблему в стране и увеличит экспорт зерна. Первоначально эффект от освоения ранее не задействованных в сельском хозяйстве земель был обнадеживающим, однако уже вскоре ошибки в организации сева, сбора, хранения и транспортировки зерна привели к продовольственному кризису в начале 1960-х гг.

Руководство страны умело использовало трудовой энтузиазм населения, особенно молодежи, с готовностью откликнувшейся на призыв партии. 12 марта 1954 г. 170 комсомольцев Минска, среди которых были и студенты БГУ, отправились в Казахстан. В 1955 г. уже 275 студентов БГУ участвовало в уборке урожая на целине, а в следующем году здесь работало до 700 студентов-комсомольцев. 16 сентября 1956 г. в БГУ прошла торжественная встреча первой группы студентов, которые принимали участие в сборе урожая в Казахстане. Студенты БГУ находились в зерносовхозе имени Фрунзе с 28 июля по 15 сентября, им приходилось работать по 16-18 часов в сутки, несмотря на тяжелые климатические условия. В Минске секретарь комсомольской организации БГУ Е. Бабосов вручил проректору Г. А. Поветьеву сноп целинной пшеницы, как символ того, что университетская молодежь смогла преодолеть все трудности и внесла свою лепту в продовольственную программу страны.

В целом за 1956 – 1968 гг. на землях Казахстана побывало около 1500 студентов БГУ. С их помощью только в 1958 г. два совхоза Рузаевского района собрали 3,1 млн. пудов зерна. На целине студенты становились также и строителями. Вместе с отрядами других белорусских вузов было отремонтировано 67 домов и общежитий, 16 школ, 89 животноводческих помещений., построено 46 домов и общежитий, 35 животноводческих помещений и др. Участие студентов в «целинной» эпопее было исключительно добровольным, но влекли их не только романтика и энтузиазм. На целине можно было заработать деньги, что для многих студентов было хорошим способом улучшить свое материальное положение.

Неудача с «целинной эпопеей» вынудила партийное руководство искать новые пути по исправлению ситуации в сельском хозяйстве, неэффективность которого была очевидной. И в данном случае расчет делался на трудовые возможности студенчества. Так появились новые формы привлечения молодежи к работе на селе. Инициатива исходила снизу, а власти подхватывали ее и направляли в нужное русло: так возникло движение студенческих строительных отрядов (ССО). Решение о создании первого студенческого отряда было принято 13 октября 1958 г. на 9-й отчетно-выборной конференции комсомольской организации физфака МГУ. Первые же профильные ССО были сформированы в СССР только в 1963 г. 13 декабря 1966 г. в Кремлевском Дворце съездов открылся первый Всесоюзный слет ССО. Пик развития движения в СССР пришелся на 1985 г.: от министерств и ведомств было подано заявок на привлечение 2 млн. студентов. Численность Всесоюзного студенческого отряда составила 830 тыс. человек. С 1959 г. по 1985 г. школу ССО прошли около 13 млн. студентов СССР.

В БГУ формирование ССО началось несколько позднее. Первоначально, после мартовского 1963 г. пленума ЦК КПСС, стали создаваться трудовые лагеря. На заседании бюро комитета комсомола БГУ, который занялся непосредственной организацией работы студентов на стройках, в колхозах и совхозах Беларуси, был создан Штаб трудовых дел. Приоритет пока сохранялся за работой на целине, однако акцент делался не на уборке урожая, а на строительстве различных объектов.

В деле создания при БГУ ССО решающим оказался 1963 г. В этом году 282 студента университета работали в Уральской области на строительстве коровников, теплиц, жилых домов, школ. При этом, если раньше строительные работы не были основными, то теперь студенты занимались исключительно ими. Для координации работ был создан штаб целинников БГУ, занимавшийся координацией деятельности студотрядов не только на целине, но и в Беларуси, в том числе и на университетских стройках. Именно тогда, весной 1963 г., впервые и прозвучало название «студенческий строительный отряд» – ССО. В июле того же года был опубликован Устав ударного студенческого строительного отряда Беларуси, который определял задачи и структуру отряда, обязанности его членов.

В следующие годы количество ССО росло. Формировались не только сводные, но и отдельные отряды факультетов. К числу трудовых подвигов университетских ССО можно отнести: строительство животноводческого городка в совхозе «Алгабаски» (1963), застройка улицы в совхозе «Блищанский» (1964), постройка центральной усадьбы в совхозе «Калиновский» по ул. Университетская (1965), поселка «Юбилейный» с улицей «Белорусская» (1966 – 1967), главного шлюза «Лиман-53» Урало-Кушумского водного канала и др.

Между ССО развивалось соревнование, из которого часто победителем выходили отряды из БГУ. Так, в 1966 г. целинники привезли флаг «Лучшему студенческому строительному отряду», в том же году студенты-строители исторического факультета заняли второе место среди 72-х отрядов, работавших в Уральской области. За заслуги в формировании ССО Президиум Верховного Совета Казахской ССР в марте 1970 г. наградил БГУ Почетной грамотой.

Со временем студенческие отряды, хотя их персональный состав периодически менялся, приобретали традиции, появились особые праздники («Закапывание зелёного змия», «Целинный Новый год», «День спорта», «День вежливости», «День Нептуна», «День строителя», «День розыгрыша», «День анархии», «ДМБ — день молодого бойца»), отряды обзаводились собственными именами («Зубренок», «Аэлита», «Виктория», «Эврика» и др.).

С каждым годом росла численность ССО и география их деятельности. В 1971 г. в БГУ было сформировано 67 отрядов. Они проявили себя на стройках в Казахстане, Сибири, Дагестане, Коми АССР, г. Тольятти, в составе интеротрядов в ГДР, Чехословакии, вели строительство в Минске, Минской, Гомельской областях, в Речице, Солигорске, восстанавливали разрушенные землетрясением города Кизляр (1970) и Джамбул (1971).

«Студенческая целина» и ССО остались яркой страницей в истории СССР, но их традиции не были забыты и находят продолжение – в том числе в современной истории БГУ.

Новый этап в развитии международного сотрудничества. До середины 1950-х гг. международные связи Белорусского государственного университета были крайне ограничены. Фактически они сводились только к личной переписке сотрудников университета (например, В. И. Пичеты) с иностранными коллегами, а также участию профессоров В. Н. Перцева и Ф. П. Шмыгова в Международной конференции по принятию Устава ООН в 1945 г. Такая ситуация была обусловлена международным положением СССР, фактически находившемся в изоляции.

Вместе с началом разрядки в международных отношениях после прихода к власти Н. С. Хрущева начался новый этап в развитии международных связей БГУ. Однако они по-прежнему носили, главным образом, персональный характер. Так, в августе 1955 г. профессора, академики А. Н. Севченко, Т. Н. Годнев, Б. И. Степанов присутствовали на Международной конференции по мирному использованию ядерной энергии в Женеве, а в 1956 – 1957 гг. А. Н. Севченко и Ф. И. Федоров участвовали в разработке Устава и программ деятельности Международного агентства по мирному использованию атомной энергии при ООН. Осенью 1956 г. тогдашний ректор БГУ академик К. И. Лукашев в качестве делегата от АН БССР принимал участие в работе XX Международного геологического конгресса в Мексике, а академик И. С. Лупинович выступил с докладом на VI Всемирном конгрессе почвоведов в Париже.

Получить разрешение на выезд за рубеж было очень сложно. Существовала строгая и длительная процедура отбора кандидатов. Так, летом 1956 г. была сформирована одна из первых туристических студенческих групп для поездки в Чехословакию. Список студентов (в том числе 9 человек из БГУ) утверждался на самом высоком уровне – в ЦК КПБ. Нередки были случаи запрета выезда за рубеж. В 1957 г. за неделю до выезда в Польшу из состава делегации был исключен аспирант БГУ Н. С. Гилевич, а в начале 1970-х гг. не смогла воспользоваться путевкой за рубеж, врученной за победу в международном конкурсе, писательница С. Алексиевич. В декабре 1959 г. были созданы специальные комиссии при ЦК и обкомах компартии БССР, которые занимались отбором кандидатов для зарубежных поездок. Главным критерием отбора кандидатур была «благонадежность». После возращения из зарубежных поездок руководители делегаций и туристических групп должны были предоставлять подробные отчеты о поведении членов групп. В то же время выезжающим за границу давались строгие инструкции, как себя вести, что отвечать на задаваемые вопросы.

Тем не менее, несмотря на все ограничения, международные контакты становились все более частыми и разнообразными. В 1955 г. появилась новая форма международного сотрудничества: обучение иностранных студентов. В августе 1955 г. на учебу в БГУ приехало 10 студентов из Польши, а в следующем году – один студент из далекой Канады (он проходил обучение по индивидуальной программе на филологическом факультете). В первой половине 1960-х гг. получила развитие такая форма межуниверситетских контактов, как обмен студентами. Отбор кандидатур для обмена был очень строгим. Студентам даже приходилось ездить в Москву для личного собеседования. В 1964 г. только четыре студента БГУ получили возможность в течение года проходить обучение в Чехословакии и шесть студентов – в ГДР.

Характерной для 1960-х гг. формой международного сотрудничества стал обмен опытом и обобщение результатов научных поисков в тех или иных отраслях науки на различного рода конференциях и симпозиумах. Но представительство ученых от советских республик на данных научных мероприятиях было ограниченным. В конце 1960-х гг. в БГУ состоялся II симпозиум по истории озер северо-востока СССР с участием представителей РСФСР, Литвы, Латвии, Эстонии, Карелии и Польши; прошел I Республиканский симпозиум славистов, в работе которого принимали участие филологи из Москвы, Ленинграда, РСФСР, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Польши и др.; были проведены IV Международная конференция историков-славистов с участием ученых 46 городов СССР, а также из ГДР, Болгарии, Югославии и III конференция биохимиков Беларуси и прибалтийских стран.

В это время устанавливались связи БГУ с университетами других стран. В августе 1965 г. Бюро ЦК КПБ приняло предложение Министерства высшего, среднего специального и профессионального образования о вступлении БГУ в Международную ассоциацию университетов. Кроме того, белорусские вузы получили право заключать двусторонние соглашения с организациями-партнерами в социалистических странах. В результате БГУ в 1965 г. заключил договор о культурном и научном сотрудничестве с Люблянским университетом (Югославия). В 1967 г. были подписаны аналогичные соглашения с Йенским университетом (ГДР) и Софийским университетом (Болгария). В дни торжеств по случаю 50-летия в БГУ побывали делегации Московского, Ленинградского, Варшавского, Люблянского, Ягеллонского, Киевского, Казанского и других университетов. В ноябре 1969 г. в ГДР состоялось первое совместное совещание ректоров СССР и ГДР. В состав советской делегации входил и ректор БГУ А. Н. Севченко. Подобная встреча состоялась в 1977 г. в Минске между ректорами вузов СССР и Югославии.

В 1970-е гг. международные связи БГУ значительно расширились и приобрели многообразные формы. Однако по-прежнему сотрудничество развивалось исключительно с социалистическими странами. Группы студентов БГУ проходили ознакомительно-производственную практику в Йенском и Гальском (ГДР), Софийском (Болгария), Люблянском (Югославия) университетах. Особенно тесным было сотрудничество с Софийским университетом имени К. Охридского. В 1973 г. ректор БГУ (в то время В. М. Сикорский) возглавил отделение Товарищества советско-болгарской дружбы. Ежегодно в БГУ отмечались Дни болгарской культуры, просвещения, славянской письменности и печати, День болгарского студента и т.д. Стало традицией взаимное участие в научных конференциях, симпозиумах, исследованиях по литературе, языкознанию, физике полупроводников и в других отраслях знаний. Болгарская тематика стала привычной в научных исследованиях преподавателей исторического, филологического, географического, юридического факультетов. Профессора БГУ читали лекции в Софийском университете, помогали в подготовке специалистов в области прикладной математики.

Активно развивались связи и с другими университетами. В 1970-е гг. БГУ заключал договоренности о взаимном сотрудничестве с Йенским (ГДР), Люблянским (Югославия), Ягеллонским (Польша), Камагуэйским (Куба) университетами. Постоянными были контакты БГУ с Карловым университетом в Праге, университетом в Гале (ГДР), Шленским университетом в Катовицах (Польша). Ученые БГУ выезжали за границу для чтения лекций, участия в научных конференциях, обмена опытом и т.д. В свою очередь, ученые из ГДР и Польши стажировались в БГУ. Все чаще Белорусский университет посещали делегации из Вьетнама, Кубы, Индии, Бирмы, Непала, Японии, Австрии, Франции, ФРГ. В БГУ учились студенты из Болгарии. ГДР, Польши, Афганистана, Бангладеш, Вьетнама и других стран.

Рост разнообразных международных связей привел к созданию в 1975 г. на базе интернациональных клубов филфака, истфака, физфака, матфака, ФПМ Клуба интернациональной дружбы (КИД) «Планета». Его задачами являлись координация работы землячеств иностранных студентов, которые учились в БГУ, осуществление интернационального воспитания среди студентов, поддержка контактов с КИД других вузов СССР. В 1977 г. в БГУ отмечалось 15-летие с начала подготовки специалистов с высшим образованием для иностранных государств. В это время в БГУ училось 544 студента, стажера и аспиранта из 59 стран Европы, Азии, Африки и Южной Америки. В том числе из таких далеких стран, как Республика Чад, Экваториальная Гвинея, Малагасийская Республика, Шри-Ланка и др.

Связи с другими странами находили выражение в выступлениях университетских коллективов художественной самодеятельности на гастролях в других странах. Наибольшую известность приобрел университетский ансамбль танца «Крыжачок», представлявший белорусское хореографическое мастерство в республиках СССР, в ГДР, Польше, Австрии, Англии. В 1974 г. «Крыжачок» получил почетное звание народного ансамбля.

Резко активизировались международные контакты БГУ с университетами мира во второй половине 1980-х гг. Связано это было с политикой «нового мышления» в международных отношениях, проводимой руководством СССР. Вузы в это время получили право заключать договоры о сотрудничестве с партнерами из капиталистических стран. Западные страны проявляли пристальные интерес к развитию советской высшей школы в целом и белорусской, в частности. Это объяснялось высоким уровнем образования и науки в СССР: в рейтинге университетов мира, подготовленном американской организацией «National Education Standards» в 1989 г., БГУ среди крупнейших университетов мира (кроме США) занял 3-е место.

Укрепление материально-технической базы БГУ. Вопрос об улучшении материально-технической базы БГУ стал первоочередным в период ректорства А. Н. Севченко. Именно за 1957 – 1972 гг. были построены и оборудованы учебные корпуса и общежития БГУ, которые остаются основной его учебно-научной базой до наших дней. Обновление университета шло очень тяжело.Прежде всего в 1958 г. произошел обмен здания бывшего юридического института на только что построенный корпус техникума советской торговли по ул. Красноармейской, более приспособленный для занятий. Это место много значило для БГУ: именно здесь – в «Доме № 1», здании бывшей гимназии Фальковича – начиналась его история. Так, благодаря реализации инициативы ректора, университет возвращался к своим корням. Во вновь обретенном корпусе разместились исторический, юридический и филологический факультеты, поэтому в целом его называли «гуманитарным».

Хотя постановление о строительстве Главного корпуса БГУ было принято еще в мае 1957 г., торжественная закладка фундамента состоялась только 2 июля 1958 г. Авторами проекта являлись архитекторы М. Бакланов и А. Духан. Отдельные архитектурные идеи этого проекта, от которых отказались уже в ходе осуществления строительства, были весьма необычными и нестандартными. Так, архитекторы предлагали устроить над центральной частью главного корпуса две башни с венчающими их полукруглыми куполами. Башни предназначались для проведения практических занятий по астрономии, для регулярных астрономических наблюдений. Одна из них – телескопическая – при необходимости должна была раздвигаться и поворачиваться. Другая задумывалась как неподвижная башня учебного планетария.

Темпы строительства были первоначально обнадеживающими. К середине декабря 1958 г. уже завершилось сооружение цокольного этажа. Параллельно шло строительство общежитий. В конце апреля 1960 г. новое общежитие по ул. Димитрова было введено в эксплуатацию. Существенную помощь в строительстве оказывали студенты БГУ. Однако строительство Главного корпуса БГУ затягивалось. В отчете за 1960/1961 учебный год прозвучало беспокойство, что в новом учебном году БГУ сможет обеспечить учебный процесс только при условии хотя бы частичного его ввода в эксплуатацию.

Только к началу февраля 1962 г. строительство было завершено. Теперь общая площадь корпусов БГУ составила без малого 24 тыс. м2 (учебная площадь почти 16 тыс. м2). Прежде 4 корпуса БГУ располагали чуть более 7,7 тыс. м2 учебной площади. Появление нового корпуса значительно улучшило условия работы университета. В Главном корпусе разместились математический, подготовительный, физический, исторический факультеты, а также вычислительный центр, библиотека, ректорат, административные службы и др.

В 1960 – 1970-е гг. численность студентов БГУ продолжала расти, и введение в эксплуатацию Главного корпуса только на время поправило ситуацию. По-прежнему остро стояла проблема нехватки учебных площадей, общежитий для студентов, квартир для преподавателей. Поэтому новые стройки продолжались. В 1962 – 1963 гг. по ул. Октябрьской велось строительство общежитий и стадиона. Благодаря участию студенческих строительных отрядов это строительство удалось завершить достаточно быстро. Заселение нового общежития на 800 мест началось в ноябре 1963 г.

Одновременно началось строительство корпуса факультета радиофизики и электроники по ул. Бобруйской. В августе 1965 г., когда это строительство еще не было завершено, приступили к работам по возведению корпуса химического факультета. Кроме того, строилось 10-этажное общежитие по ул. Октябрьской на 804 места. Корпус радиофизики и электроники был готов к сентябрю 1966 г., а через два года, в 1968 г., приняло студентов новое общежитие. Еще через год переехал в новый корпус химический факультет. Старый корпус химического факультета после капитального ремонта передали юридическому факультету. Но строительный «бум», инициатором которого был А. Н. Севченко, только набирал темпы. В июле 1969 г. было заложено новое общежитие на 1122 места по ул. Октябрьской, а в октябре 1969 г. приступили к строительству учебно-лабораторного корпуса в дер. Щемыслица под Минском. Именно здесь планировалось строительство нового университетского городка.

В конце 1960-х гг. был разработан генеральный план развития БГУ, в соответствии с которым в комплексе «Щемыслица» на протяжении следующих 10–15 лет должны были быть построены учебный корпус для биологического факультета, здание институтов прикладных физических проблем и прикладной математики, обсерватория, библиотека, 101-квартирный жилой дом, общежитие на 1212 мест, детский сад, поликлиника, спортивный комплекс и стадион. Позднее была поставлена перспективная задача полного перевода в «Щемыслицу» всего университета. Однако многое так и осталось в проекте

И тем не менее – рост БГУ опережал темпы строительства. В 1973 г. ректорат вынужден был признать существование проблемы недостатка учебных площадей. К этому времени материально-техническая база БГУ включала 9 корпусов и 7 общежитий. Но этого было недостаточно. Так, при проектной вместительности общежитий в 3358 мест в них проживало 4266 человек. В связи с этим был определен план строительства новых общежитий и учебных корпусов. Главное надежда возлагалась на комплекс «Щемыслица». Сюда были переведены научно-исследовательский институт прикладных физических проблем, отделение (позднее – факультет) радиофизики и электроники, частично биологический факультет.

В период ректорства Владимира Алексеевича Белого (1978–1983) проблема нехватки учебных площаде<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: