Этап комплексного применения знаний в новой учебной ситуации




Тема урока: «Поющее сердце» Исаака Дунаевского

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством И.О.Дунаевского

Задачи:

· Познакомить с особенностями музыкального языка композитора;

· Побуждать интерес к музыке и музыкальной деятельности;

· Формирование навык развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий);

 

Организационный момент

Муз приветствие

Я очень рада вас видеть, надеюсь, сегодня мы вместе с вами пройдем интересный путь длиной в урок

Мотивационный этап.

Посмотрите на экран.

На экране отрывок клипа на песню «Песенка о капитане».

Вам знакома эта песня? Кто ее автор? (Это песня … из к\ф… композитора И.Д.)

Эта песня была написана в первой половине 20 века, более 70 лет назад. А мы до сих пор с удовольствием слушаем и исполняем ее. У Д. есть множество замечательных песен, которые живут до сих пор. В одной из его песен есть слова «Сердце, тебе не хочется покоя,… спасибо, сердце, что ты умеешь так любить». О каком сердце поется в этой песне? (о беспокойном, о любящем).

А как вы думаете, какое сердце у композитора-песенника, композитора, сочиняющего песни? (поющее).

Самоопределение к деятельности

Давайте попробуем сформулировать тему урока. Поющее сердце И.Д. написать на доске.

Композитор жил давно, а песни его поются до сих пор. Как такое может быть? Давайте разберемся!

Итак, цель нашего урока (выяснить, что же так привлекало людей в творчестве И.Д.? Почему его песни помнят и любят до сих пор?)

Что мы будем делать для того, чтобы ответить на этот вопрос? (Изучать творчество И.Д., слушать его песни, говорить о музыке выяснять характерные особенности его песенного творчества.).

Этап актуализации

Я предлагаю вам сегодня составить коллаж о композиторе. В этом нам помогут биографы, историки, они будут освещать время, в котором жил и творил композитор. Самые важные события в жизни композитора мы отразим в коллаже.

Раздать слова биографам и историкам.

В течение урока мы будем заполнять доску событиями, и в конце урока у нас получится коллаж.

Этап комплексного применения знаний в новой учебной ситуации

«Волшебный мир кино »

Биографы, что вы можете сказать об этой дате? (1900)

В этом году родился Исаак Осипович Дунаевский. На Украине, в небольшом городке Лохвице. С детства увлекался музыкой, учился играть на скрипке, затем окончил Харьковскую консерваторию с отличием.

В 30-х годах Дунаевский обращается к киномузыке.

А я обращаюсь к нашим историкам. Что произошло в истории кино в это время?(1932)

Выход на экраны кинофильма «Веселые ребята. Кинорежиссер Г. Александров предложил Дунаевскому написать песню к кинокомедии «Веселые ребята». После премьеры фильма Дунаевский, что называется, проснулся знаменитым. Именно тогда его песни запела вся страна.

Главной музыкальной темой в фильме стал знаменитый марш – «Марш Весёлых ребят» Послушаем его и определим его характер.

Слушание отрывка

Кому показалась музыка знакомой? Что можем сказать о музыке, какая она по характеру? Прошло много времени, а эту песню до сих пор любят во всём мире. Музыка этого фильма стала особенно популярной в Венеции. “Марш веселых ребят”, переведенный на итальянский язык, распевался повсюду. Маленькие оркестрики и неаполитанские ансамбли с увлечением играли в своем музыкальном изложении “Марш веселых ребят”.

Музыка весёлая, задорная, жизнерадостная. Хочется подпевать и маршировать под неё.

В 1935 году выходит фильм «Дети капитана Гранта», в котором звучат знакомые всем песни: «Песенка о капитане», «Песня о веселом ветре».

Слушание фрагмента

Что можем сказать о музыке, какая она? (Музыка задорная, смелая)

Скажите, пожалуйста, какие интонации вы слышите в этих песнях? Песенные, танцевальные или маршевые? Музыке И.О.Дунаевского присущи в основном маршевые интонации. Яркая, жизнерадостная, оптимистичная.

Дунаевский стал всенародно известен и любим благодаря кино. Именно он является одним из создателей нового жанра в советском кино - музыкальной кинокомедии. Другого же композитора, работавшего тогда в области музыкальной кинокомедии, назвать трудно. Начиная с 1934 года, и вплоть до первых дней войны на экране безраздельно царил Исаак Осипович Дунаевский.

Физминутка «Капитан, капитан»

«Вставай, страна огромная»

Советская молодежь очень любила эти песни, но в жизни страны наступило тяжелое и мрачное время. О каком времени я говорю?

Вов 1942-1945. Фашисты напали на нашу страну. Эта война унесла миллионы жизней.

Вся страна сплотилась на борьбу с врагом. Каждый человек вносил свой посильный вклад в дело победы. А что может сделать для победы композитор? Какой вклад может внести он? (Писать музыку, песни, воодушевляющие на борьбу с врагом)

Биографы, расскажите нам об этом периоде в жизни композитора.

В годы Великой Отечественной войны Дунаевский объездил всю страну, давая концерты в воинских частях, на фабриках и заводах. Он написал немало песен на военную тему. Но лучшей среди них стала песня «Моя Москва». Созданная в 1942 году, она долгое время считалась неофициальным гимном нашей столицы.

Слушание

Какой характер носит эта песня? Такой же жизнерадостный, как и другие марши? Нет. Музыка решительная, твердая, волевая, призывающая к защите своей Родины, своей столицы.

Многие композиторы в своем творчестве отразили это тяжелое время. На свет появились песни, которые поднимали боевой дух солдат, укрепляли веру в победу.

Совсем скоро мы будем с вами отмечать 74 годовщину победы в Вов. Какого числа?

- А как вы откликнетесь на это событие? Что мы можем сделать на уроке музыки, чтобы поучаствовать в празднике? (Разучить и спеть песню о войне). Часто песни военных лет имеют очень необычную историю. Мне кажется, что многим было бы интересно узнать историю создания песен военных лет. Мы можем рассказать об этом другим? (Да). В какой форме мы это сделаем? (В форме проекта). Как мы назовем наш проект? (Песни, опаленные войной).

Давайте сформулируем цель нашего проекта. (Узнать историю создания песен военных лет, песен о войне).

Как мы будем добиваться поставленной цели? Что мы сделаем для того, чтобы её достигнуть?

Познакомиться с поэтами, композиторами и исполнителями песен военного времени.

Каким будет результат нашего проекта? Каков будет продукт нашей деятельности?

Исполнение песни, стенгазета, буклеты, листовки и др.

«Я песне отдал все сполна…».

Мы послушали сегодня песни Исаака Осиповича, а теперь послушаем его самого: Дунаевский обладал уникальным мелодическим даром. Он говорил: «Нет песни без прекрасной, живой мелодии. Я, за мелодию говорящую, вызывающую смех, улыбки, слезы, грусть, радость, горе, скорбь, надежду, мрак, просветление. Когда такое воздействие мелодии является всеобщим, значит, цель произведения полностью достигнута».

Что являлось главным в музыке для композитора? (мелодия). Что, по его мнению, должна вызывать мелодия? (Смех, улыбки…)

Биографы, что случилось с композитором 25 июля 1955 года?

Композитор умер. В то утро проснулся рано, написал письмо и буквально через несколько минут скончался. Его обнаружил в квартире шофер, родные в этот момент были на даче.

У Исаака Осиповича были проблемы с сердцем, а он отказывался ложиться в больницу и лечился только музыкой. С музыкой в сердце и ушел…

За всю свою жизнь он написал музыку к 18 фильмам, мюзиклам (30), 4 балета, 10 оперетт, более чем 100 песен. В честь его названы 2 музыкальные школы – в Москве и г. Лаховце. В некоторых городах России в честь И.О.Дунаевского названы улицы и переулки. «Пройдут десятки лет,- сказал великий кинорежиссер нашего времени Иван Пырьев.- Наши кинофильмы состарятся, износятся, исчезнут. Но лучшие песни Дунаевского будут жить и жить. Они навсегда войдут в народ, станут его фольклором...»

 

Практический этап

Вокально-хоровая работа

Вам понравились песни композитора? Я предлагаю вам разучить «Марш веселых ребят» из кф «веселые ребята»

слова В. Лебедева-Кумача

Слушают исполнение (запись) О чем песня? Характер мелодии?

Разучивание по фразам.

Исполнение

А теперь небольшая викторина по творчеству Дунаевского

Теперь мы можем ответить на вопрос, почему же его песни так популярны и так долго живут в народе? (мелодия, оптимизм и жизнеутверждающая сила, проникновенный лиризм и яркая эмоциональность….)

Посмотрите, какой получился у нас яркий коллаж! Как вы думаете, может он рассказать о творчестве замечательного композитора?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: