Задания для проведения практических занятий и СРС




Тема. Правовые основы организации образовательного процесса (8 часов)

Основные понятия: образовательный процесс, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, федеральные государственные требования, образовательная программа, адаптированная образовательная программа, примерная основная образовательная программа, учебный план, компетенция, компетентность, аттестация обучающихся, уровень образования, форма получения образования

 

Вопросы для обсуждения

1. Федеральные государственные образовательные стандарты: понятие, значение, структура, порядок разработки и принятия

2. Образовательные программы: понятие, содержание, порядок разработки.

3. Формы реализации образовательных программ.

4.Формы получения образования и формы обучения.

5. Профессиональные стандарты: понятие, характеристика. Профессиональный стандарт педагога.

6. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования: понятия и особенности.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Предложите определение образовательного процесса.

2. Дайте определение следующим понятиям «федеральный государственный образовательный стандарт», «федеральные государственные требования».

3. Оцените целесообразность введения в РФ федеральных государственных стандартов. Насколько связано качество современного образования с введением института государственных стандартов?

4. Из каких составных частей состоит структура федерального государственного образовательного стандарта?

5. Какие виды образовательных стандартов предусмотрены законодательством РФ об образовании?

6.Какова процедура разработки и утверждения стандартов в области образования?

7. Раскройте понятие «образовательная программа»?

8. Какие виды образовательных программ существуют? Какие признаки положены в основу их классификации?

9. Каковы требования к реализации образовательных программ?

10.Какова процедура разработки и утверждения авторских и составительских учебных программ?

11. Охарактеризуйте формы реализации образовательных программ.

12. Перечислите и охарактеризуйте уровни образования.

13. В чем значение установления уровней образования

14. Какие Вам известны формы получения образования?

15. По каким профессиям и специальностям не допускается обучение по следующим формам: очно-заочной (вечерней), заочной, дистанционной?

16.Назовите документы, подтверждающие уровень образования.

17. В чем принципиальная разница между экспериментальной и инновационной деятельностью в сфере образования?

1. Какие формы получения образования вам известны?

25.Охарактеризуйте формы реализации образовательных программ.

26.Дайте определение следующим понятиям: «федеральный государственный образовательный стандарт», «федеральные государственные требования».

27. Из каких составных частей состоит структура федерального государственного образовательного стандарта?

28.Какие виды образовательных стандартов предусмотрены законодательством РФ об образовании?

29.Какова процедура разработки и утверждения стандартов в области образования?

30.Раскройте понятие «образовательная программа»

31. Какие виды образовательных программ существуют? Какие признаки положены в основу их классификации?

32.Каковы требования к реализации образовательных программ?

33.Какова процедура разработки и утверждения авторских и составительских учебных программ?

34. Охарактеризуйте формы реализации образовательных программ.

35. Перечислите и охарактеризуйте уровни образования.

36. В чем значение установления уровней образования.

37. По каким профессиям и специальностям не допускается обучение по следующим формам: очно-заочной (вечерней), заочной, дистанционной?

 

Задания для проведения практических занятий и СРС

1. Составить учебный план, используя федеральные государственные образовательные стандарты.

2. Составить рабочий учебный план по макету.

3. Постройте алгоритм разработки примерных образовательных программ.

4. Отразите в виде схемы порядок реализации ФГОС в образовательной организации.

5. Деловая игра по теме «Федеральные государственные образовательные стандарты и их сравнительный анализ». Изучите предложенные ФГОС по уровням образования. Проведите сравнительный анализ стандартов. Объединитесь в 4 группы и подготовьте сообщения по следующим вопросам:

1 группа: «Общая характеристика образовательной деятельности: сравнительный анализ»;

2 группа: «Требования к результатам освоения образовательных программ: сравнительный анализ»;

3 группа: «Требования к содержанию образовательных программ: сравнительный анализ»;

4 группа: «Требования к условиям реализации программ: сравнительный анализ». По итогам работы 4-х групп формулируются выводы.

 

6. Заполните таблицу

№ п/п Виды федеральных государственных образовательных стандартов Структура образовательной программы Требования к результатам освоения образовательной программы Нормативный срок освоения образовательной программы
1. Дошкольного образования…      
2.        

 

7. Задача. В образовательную программу, по которой ведется подготовка специалистов со средним профессиональным образованием в авиационном техникуме, были включены некоторые дисциплины, не предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом. Управление образования области направило директору колледжа представление о необходимости приведения образовательной программы в соответствие с государственным образовательным стандартом. Администрация образовательной организации, возражая против этого, ссылалась на то, что хотя эти дисциплины не предусмотрены федеральным компонентом стандарта, учебное заведение может их включить в компонент образовательной организации или региональный компонент. По мнению Управления образования для этого необходимо согласование с ним. Кто прав в этом споре?

8. Задача. Родители собираются перевести ребенка на обучение в форме семейного образования. В роли работников городского управления образованием. Дайте квалифицированный ответ.

9. Задача. При составлении расписания занятий в педагогическом колледже диспетчер по просьбе преподавателя риторики Устюговой поставила дополнительные занятия для студентов дневного отделения. По истечении семестра Устюгова потребовала оплаты дополнительно проведенных часов. Директор и бухгалтер колледжа, возражая против этих требований, ссылались на то, что предмет «Риторика» не предусмотрен федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, а является частью регионального компонента, который финансируется за счет средств бюджета субъекта федерации. Поскольку дополнительного финансирования не предусмотрено, в требованиях Устюговой было отказано. Правомерен ли отказ? Оцените аргументы, приведенные директором и бухгалтером в обоснование своей позиции.

10. Задача. Студентка Никифорова поступила на юридический факультет на дневную форму обучения. Первые полгода она обучалась в первую половину дня, затем - во вторую половину дня. Не противоречит ли это договору, в котором указано, что она поступала на дневное обучение?

11. Задача. Сидоров при устройстве на работу на должность инженера предъявил диплом о высшем образовании. В приложении к диплому значилось 18 предметов, изученных им за период обучения в вузе. При этом Сидоров пояснил, что он обучался на заочном отделении и в вузе ему сказали, что при заочной форме обучения количество изучаемых предметов сокращается в два раза. Руководство фирмы отказало Сидорову в приеме на работу, пояснив, что действительность диплома об образовании вызывает сомнения. Правильно ли поступило руководство фирмы?

12. Задача. В образовательных организациях СПО и ВПО г. Воронежа были установлены более продолжительные сроки обучения для студентов-инвалидов, обучающихся по очной форме. Для студентов-заочников сроки обучения не были увеличены по сравнению с общеустановленными. Прокуратура, получившая соответствующие жалобы, направило в Управление образованием г. Воронежа предписание об устранении выявленных нарушений. Дайте правовую оценку действиям руководства образовательных организаций.

13. Задача. Курсаковы, родители ребенка-инвалида, обратились в управление образованием с просьбой разъяснить порядок получения среднего образования их сына. От членов общественного объединения инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата Курсаковы узнали, что такое обучение может быть организовано как на дому образовательными организациями, так и в форме семейного образования. Какая из этих форм предпочтительней?, - спрашивают родители. Дайте им правильный ответ.

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) //Российская газета.- 2014.- 7 февраля.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 № 131-ФЗ с изм. и доп.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. с изм. и доп.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. (в ред. приказов "Об утверждении федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования»

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от "Об утверждении федерального государственного образовательного стандартасреднего (полного) общего образования»

Литература

1. Арсентьева Н.А., Биккузина А.Х., Даянова Э.М., Хайруллина Г. Х. Нормативно-правовое обеспечение образования: Учеб. пособие [Текст]. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. – 280 с.

2. Александров А. А. Уровневая система, федеральные государственные образовательные стандарты и примерные основные образовательные программы высшего профессионального образования России / М-во образования и науки Российской Федерации, Учеб.-методическое об-ние вузов России по унив. политехническому образованию, Московский гос. технический ун-т им. Н. Э. Баумана, Санкт-Петербургский гос. политехнический ун-т. / А. А. Александров. – Санкт-Петербург: Изд-во политехнического ун-та, 2010. – 197 с.

3. Асфандиаров Б.М. Электронное обучение и электронные образовательные ресурсы — правовые проблемы // Юрист вуза. -2012.- № 11.

4. Ворожейкина О. Л. Сравнительные исследования основных образовательных программ высшего профессионального образования России и ФРГ: учебно-методическое пособие / О. Л. Ворожейкина; Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов нац. исслед. технол. ун-та МИСИС. – М.: Исследовательский центр проблем качества и подготовки специалистов, 2010. – 82 с.

5. Воронцов А. Б. Некоторые подходы к созданию условий для внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения: (из опыта работы школ развивающего обучения) / А. Б. Воронцов и др.; Московский центр качества образования.– М.: Московский центр качества образования, 2010. – 271 с.

6. Ефремова Н. Ф. Организация оценивания компетенций студентов, приступающих к освоению основных образовательных программ вузов: рекомендации для вузов, приступающих к переходу на компетентностное обучение студентов / Н. Ф. Ефремова; М-во образования и науки Российской Федерации, Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов Нац. исслед. технологического ун-та МИСиС, Донской гос. технический ун-т. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 129.

7. Долгов К.А., Долгов А.П., Скрыпников А.В. Об отдельных аспектах правового регулирования образовательного процесса // Евразийский юридический журнал.? 2012.? № 45.? С. 90-92.

8. Жибинов С. Б., Тарнавский Г. А. Информационные и правовые аспекты проекта дистанционного обучения на базе технологий cloud computing // Пра во и образование. – М., 2010. – № 1. – С. 90–99.

9. Инновационная и экспериментальная деятельность в образовании: (организационно-правовые основы) / Гос. образовательное учреждение доп. проф. образования «Нижегородский ин-т развития образования»; [сост.: Г. А. Игнатьева, М. Н. Крайникова, Е. В. Ананченко]. – Нижний Новгород: Поволжье, 2011. – 80 с

10..Котикова, М.И. Анализ нормативной правовой базы, регламентирующей образовательную деятельность, в области применения электронного обучения [Текст] /М.И. Котикова //Правовые и экономические особенности развития современного государства: сборник межкафедральных трудов. – М., 2014. – С. 53–59.

11. Маклецов С. В.Электронное обучение как средство реализации интегративного подхода в условиях действия нового закона об образовании [Текст] /С.В. Маклецов, Т.А. Старшинова // Право и образование. –– М.: НОУ СГА, 2014. –– № 7. –– С. 35–40.

12. 21. Нагаева, И.А. Нормативно-правовые основания применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий [Текст] / И.А.Нагаева //Право и образование. – М.: НОУ СГА, 2014. – № 10. – С. 19–25.

13. Попкова, О.Н. Особенности правового регулирования реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Текст] / О.Н. Попкова // Актуальные проблемы правового образования несовершеннолетних и молодежи: сборник научных статей кафедры права. –– Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2014. –– Вып. 2. –– С. 161–164.

14. 29. Попова, Н. Е. Технологии дистанционного обучения как инновация в процессе реализации образовательных стандартов нового поколения [Текст] / Н.Е. Попова,О. А. Чикова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. –– 2014. –– № 2 (18). –– С. 17–26.

15. Ульянцева Ю.С. Нормативно-правовая характеристика дистанционных образовательных услуг в Российской Федерации //Право и образование.- 2012.-№8.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт – стратегический ресурс устойчивого развития многонационального общества: законодательная инициатива субъектов Российской Федерации: материалы парламентских слушаний, 19 февраля 2009 года / Федеральное собр. Российской Федерации, Гос. Дума / сост.: Б. Г. Бигуаа, З. И. Базарова. – М.: Изд. Гос. Думы, 2010. – 86 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: