СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Экономическая сущность и классификация доходов и расходов, задачи их анализа и особенности формирования в торговле. 5
2. Экономическая характеристика деятельности Гипермаркета "Карусель" в г. Чебоксары 16
3. Анализ структуры и динамики доходов и расходов от обычных видов деятельности Гипермаркета Карусель. 21
4. Анализ структуры и динамики прочих доходов и расходов. 28
5. Анализ взаимосвязи объема продаж, расходов и прибыли. 33
6. Факторный анализ рентабельности доходов и расходов. 37
7. Пути увеличения доходов и оптимизации расходов в Гипермаркете «Карусель» 41
Заключение. 46
Список использованной литературы.. 48
Приложения. 50
Введение
На сегодняшний день, в условиях экономических санкций наиболее важными в деятельности организаций стали экономические выгоды и интересы. В таких условиях благополучие и экономический успех организации всецело зависит от того, насколько эффективна её деятельность, выражающаяся в сумме полученной прибыли, являющейся основным собственным внутренним финансовым источником, обеспечивающим развитие организации на принципах самофинансирования.
Деятельность предприятий в условиях рыночной экономики подчинена цели получения прибыли, поскольку предприятия несут полную материальную ответственность за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности. А основа формирования прибыли – соотношение между доходами и расходами.
Независимо от того, каков профиль деятельности предприятия, в процессе деятельности всегда происходит формирование его доходов и расходов. Именно эти аспекты деятельности наиболее важны для всех заинтересованных сторон – собственников предприятия, сотрудников, государства, поскольку успешное их формирование и правильное планирование позволяют всем участникам производственной деятельности в конечном итоге достичь своих финансовых целей – в первую очередь увеличения благосостояния и качества жизни, получения прибыли.
|
В настоящее время в большинстве организаций менеджеры уделяют большое внимание организационной стороне дела, полагая, что экономический механизм в условиях рыночной экономики действует сам по себе. Однако без введения системы экономической ответственности в организации в целом, в частности, без создания системы управления доходами и расходами, невозможно повысить эффективность и рентабельность производства, размеры получаемой прибыли.
Целью данной курсовой работы является – изучение теоретических, нормативно-правовых и практических вопросов анализа доходов и расходов предприятия, разработка и обоснование мероприятий по улучшению финансового результата организации, а именно Гипермаркет «Карусель» в г. Чебоксары.
Целевая направленность курсового исследования обусловила постановку следующих взаимозависимых задач:
- изучить экономическую природу и сущность доходов и расходов организации, их классификацию;
- определить цель, задачи, информационную базу и методы анализа доходов и расходов организации;
- раскрыть аналитические возможности Отчета о прибылях и убытках;
- провести анализ состава, структуры и динамики организации;
провести анализ прибыли и рентабельности организации.
|
В исследовании используется комплексная система методов: изучение, анализ и синтез литературы, системный подход, статистический анализ данных, содержательная и графическая интерпретация результатов, моделирование и расчет эффективности.
Статистической базой работы являются внутрифирменные документы Гипермаркета «Карусель», а также бухгалтерская отчетность за 2014 – 2015 годы.
Структурно работа состоит из введения, семи разделов и заключения.
Экономическая сущность и классификация доходов и расходов, задачи их анализа и особенности формирования в торговле
В настоящее время многие предприниматели и организации, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, предлагают своим покупателям так называемые сопутствующие услуги. Расширение перечня услуг, оказываемых торговыми организациями (предпринимателями) населению, обусловлено не только тем, что это, как уже говорилось выше, еще один способ получения прибыли, причем требующий зачастую меньших финансовых затрат, чем непосредственно перепродажа товаров, но и ростом конкуренции. В борьбе за привлечение покупателей важны многие факторы. Это и широкий ассортимент товаров, и качество приобретаемых товаров, и цены (вопрос ценообразования вообще один из самых интересных и сложных в торговле), и удобное расположение торговой точки, и качество обслуживания, и возможность получения дополнительных (пусть даже платных) услуг при приобретении товара. Насыщение потребительского рынка привело к тому, что современный покупатель хочет не просто приобрести необходимую вещь, но купить товар именно тот, который больше всего соответствует его представлениям, при этом потратив возможно меньше денег и сил, и сделать это с максимальным комфортом. Простая формула «деньги – товар» усложнилась, приобрела много новых составляющих, и продавцу, если он желает удержаться и обрести устойчивое положение в торговом бизнесе, приходится с этим считаться. Сопутствующие услуги в торговле, как уже было сказано, получают все большее распространение. В одних случаях это платные дополнительные услуги, в других – бесплатные (чаще всего их стоимость заложена в цену приобретаемого товара), но их оказание направлено на привлечение покупателя. Это могут быть доставка товара на дом (магазин, торгующий, скажем, бытовой техникой и не предоставляющий эту услугу, – уже редкость, вызывающая недоумение), подключение, сборка, консультации, отчасти сервисное обслуживание и гарантийное обслуживание (в тех случаях, когда продавец дает на товар собственные гарантии, помимо установленных законодательно). Кроме того, магазин, торгующий готовой одеждой или тканями, вполне может оказывать услуги по мелкой переделке (подгонке) одежды, раскрою тканей; салон сотовой связи, помимо продажи телефонных аппаратов, принимает платежи и производит подключение, а магазин фототоваров предлагает покупателю услуги по фотопечати.
|
Но все-таки основа деятельности торговой организации – перепродажа товаров. Однако уже всем понятно, что разница между покупной и продажной ценой не идет полностью в карман учредителей фирмы или предпринимателя. Разница эта должна покрыть множество расходов, связанных с профессиональной деятельностью продавца. И было бы крайне несправедливо считать ее чистой прибылью и облагать соответствующими налогами в полном объеме. Прежде чем перейти к вопросу о признании доходов в торговле, необходимо разобраться в терминологии. «Прибыль» и «доход» – что обозначают эти термины, в чем различие этих понятий?
В соответствии с Госстандартом «Торговля. Термины и определения» понятие «валовый доход торговли» – это «показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени». Поскольку в определении говорится только о затратах по приобретению товара, можно сказать, что доход – это разница между суммой, за которую товар продан, и суммой, за которую он был приобретен. Что же касается прибыли, то здесь появляются такие понятия, как «валовая (бухгалтерская) прибыль торгового предприятия», «прибыль от реализации товара» и «чистая прибыль торгового предприятия». Валовая прибыль характеризует конечный финансовый результат деятельности торгового предприятия, представляющий собой сумму прибыли от реализации товаров, услуг, имущества и сальдо доходов и расходов от прочих операций. Следовательно, в отличие от дохода прибыль предполагает учет иных расходов, кроме связанных с приобретением товара. Таким образом, можно сделать вывод, что прибыль по определению меньше дохода. Торговое предприятие обязательно получит доход, продавая товар выше закупочной цены, но при этом оно может не получить прибыли. Говоря о валовой прибыли, мы упомянули прибыль от реализации товаров. При продвижении товаров к покупателю продавец может варьировать определенные затраты, связанные с этим процессом. К примеру, для доставки товаров на склад он может нанять транспорт, использовать собственную машину или оговорить в договоре купли-продажи пункт о доставке товара транспортом поставщика. Но есть платежи, которые являются обязательными. Это акцизы, различные виды налогов (например, налог на добавленную стоимость) и т. д. Так вот, прибыль от продажи товара – это разница, на которую валовый доход, из которого вычтены обязательные платежи, превышает издержки обращения за определенный период времени. Ну а издержки обращения (или торговые издержки) – это затраты, произведенные продавцом в процессе продвижения товара к покупателю, в их денежном выражении. Когда прибыль предприятия уже определена, т. е. рассчитана налогооблагаемая база для налога на прибыль, и налог этот уплачен, в распоряжении торговой организации остается часть валовой прибыли. Вот, собственно, ради нее мы с вами и работаем – это чистая прибыль предприятия.
В торговле, как и в любой другой деятельности, существуют признанные расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, и признанные доходы, составляющие ее. Признание доходов и расходов в торговле регулируется положениями по бухгалтерскому учету, утвержденными приказом Минфина. Признание доходов регламентирует Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 «Доходы организации»
«Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)» (п. 2 раздела 1 ПБУ 9/99).
Признаваемые доходы предприятия подразделяются на:
1) доходы от обычных видов деятельности;
2) прочие доходы;
Исходя из условий получения и вида доходов и характера своей деятельности торговое предприятие самостоятельно определяет, какие именно доходы будут отнесены к обычным видам деятельности. Доход от одного и того же вида деятельности для разных предприятий может быть отнесен как к доходам от обычных видов деятельности, так и к прочим доходам. Например, если для организации предметом деятельности является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, то выручка (поступление средств) от этого вида деятельности будет признана доходом от основного вида деятельности. Но поступление средств от того же вида деятельности для организации, у которой предметом деятельности является розничная торговля, будет отнесено к прочим доходам. Согласно ПБУ 9/99 «доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг». К бухгалтерскому учету выручка принимается «…в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности…». При этом необходимо учитывать, какие поступления согласно данному ПБУ не признаются доходами. В тех случаях, когда поступления покрывают только часть выручки, к бухгалтерскому учету принимается выручка, определяемая «…как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением)». Если цена товара (услуг) не зафиксирована в договоре между покупателем и продавцом и установить ее на основании других условий договора не представляется возможным, то предприятие обязано определить величину поступлений, а также дебиторской задолженности исходя из цены, «…по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг)», т. е. на основании рыночной, устоявшейся цены товара (работ, услуг).
Доходы организации - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Доходы организации в зависимости от характера и условий их получения подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы (рис. 1.1).[16, С. 181]
Рисунок 1.1 – Основные доходы организации по ПБУ 9/99[4]
Экономической основой получения экономических выгод является создание новой стоимости товара, работы, услуги и последующее приобретение ее потребителем.
К прочим доходам организации относятся прибыль:
- полученная организацией в результате совместной деятельности;
- поступления от продажи основных средств и иных активов;
- кредиторская и депонентская задолженность, по которой истек срок исковой давности;
- активы, полученные безвозмездно;
- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств;
- поступления, связанные с участием в других организациях;
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- курсовые разницы.
Величина доходов зависит в основном от объема реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, цен на них и дебиторской задолженности. Доходы зависят также от финансовой дисциплины покупателей продукции и потребителей работ и услуг. Чем выше доля дебиторской задолженности в составе доходов, тем меньшими финансовыми ресурсами располагает организация. Это создает угрозу возобновляемости производственного процесса вследствие несвоевременности исполнения обязательств перед персоналом, государством и поставщиками..
Расходы организации - это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации.
Классификация расходов организаций в зависимости от их характера и условий осуществления представлена в таблице 1.1
По экономическому содержанию расходы организации делятся на материальные, трудовые и денежные.
Таблица 1.1 – Классификация расходов организаций [15, С. 188]
Признак классификации | Виды расходов |
Экономическое содержание | Материальные, трудовые, денежные |
Участие в бизнес-процессе | Производственные, коммерческие, непроизводственные |
Принятие решений | Альтернативные и вмененные |
Агрегированные расходы по видам потребляемых ресурсов | Материальные затраты Затраты на оплату труда Амортизация Прочие затраты |
Статьи затрат | Сырье и материалы Возвратные отходы (вычитаются) Заработная плата производственных рабочих Отчисления во внебюджетные фонды Общепроизводственные расходы Общехозяйственные расходы Прочие производственные расходы Коммерческие расходы |
Зависимость от объема производства (реализации) | Постоянные и переменные |
Способы распределения между видами продукции | Прямые и косвенные |
Связь с технологическим процессом | Основные и накладные |
Степень агрегирования | Одноэлементные и комплексные |
Периодичность возникновения | Постоянные и единовременные |
Использование в системе управления | Прогнозные, плановые и фактические |
Степень регулирования | Нормируемые и ненормируемые |
Расходы в зависимости от направления деятельности организации | Инвестиционные На текущую деятельность На потребление |
Материальные расходы связаны с ресурсным обеспечением финансово-хозяйственной деятельности организации и включают в себя стоимость приобретенного сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива и электроэнергии, услуг сторонних организаций. Трудовые расходы направляются на оплату труда персонала организации. Денежные расходы представляют отток денежных средств. Это уплата налогов и обслуживание денежного оборота организации. Например, платежи банку за расчетно-кассовое обслуживание, выплаты процентов по кредитам.
По способу принятия решений расходы делятся на альтернативные и вмененные. К вмененным расходам относятся расходы, обязательные для организации, например, налоговые платежи, платежи во внебюджетные фонды, оплата лицензий или членства в профессиональных саморегулируемых организациях. Остальные расходы являются альтернативными, поскольку организация может выбирать способ организации производственного процесса.
Например, бухгалтерский учет можно вести, имея собственную бухгалтерскую службу, или передать его другой организации. В первом случае организация несет трудовые расходы, во втором — расходы на оплачу услуг сторонней организации.
Выбор классификации расходов зависит от области принятия управленческих решений.
Например, выделение постоянных и единовременных расходов используется в процессе управления денежными потоками. Значения постоянных и переменных расходов используются для прогнозирования прибыли при уменьшении объемов реализации.
Соотношение основных и накладных расходов характеризует инфраструктуру бизнеса. Статьи затрат позволяют охватить все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации, а агрегированные показатели повышают оперативность бухгалтерской отчетности.
Целью анализа доходов и расходов организации является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную картину финансового состояния экономического субъекта.
Задачами анализа является определение финансового состояния организации, оценить влияние факторов вызвавших изменение прибыли от продаж, выявление тенденции изменения чистой прибыли и всех статей её формирование и т.д.
Результативность анализа доходов и расходов предприятия в значительной степени зависит от его информационного и методического обеспечения. Все источники данных для проведения анализа делятся на:
- нормативно-плановые;
- учетные;
- внеучетные.
К источникам информации нормативно-планового характера относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.
Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.
Анализ доходов и расходов проводится по следующим направлениям:
1) выявляется динамика отдельных видов доходов и расходов и общей их суммы в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. При этом темпы роста доходов необходимо сопоставить с темпами роста соответствующих расходов (горизонтальный анализ);
2) рассчитывается удельный вес отдельных доходов и расходов в общей их величине и оценивается динамика структуры этих показателей в отчетном периоде по сравнению с предыдущим (вертикальный анализ);
3) при наличии информации за несколько периодов проводится трендовый анализ доходов и расходов;
4) определяются различные соотношения доходов и расходов организации (коэффициентный анализ):
- соотношение общей суммы доходов и расходов;
- соотношение доходов и расходов по обычным видам деятельности;
- соотношение прочих доходов и расходов.
Расчет этих соотношений проводится за предыдущий и отчетный период, что позволяет выявить уровень и динамику доходности деятельности организации.
В целом анализ доходов и расходов позволяет установить степень их влияния на конечный финансовый результат – чистую прибыль (убыток).
Таким образом, выделяют основные задачи анализа финансовых результатов деятельности:
- Регулярный контроль выполнения планов реализации продукции и получения прибыли;
- Определение воздействия объективных и субъективных факторов на финансовые результаты;
- Выявление резервов увеличения размера прибыли и рентабельности;
Прежде чем начать проводить анализ финансовых результатов, в рамках поставленных задач каждому учреждению необходимо сформировать схему анализа, определиться с методиками, которые будут применяться в процессе исследования.
Рисунок 1.2 – Основные методы, применяемые при анализе доходов и расходов
Существует несколько методов анализа (рисунок 1.2), которые обычно успешно применяются при оценке финансовых результатов деятельности организаций и без которых не обходится не один анализ.
- Первый это горизонтальный метод, при котором происходит сравнение показателей по аналогичным периодом с выявлением тенденций роста или же снижения показателя за исследуемый период.
- Вторым методом является – вертикальный вид анализа, проводимый для оценки структуры показателей и сравнения их в динамике.
- Третий метод – факторный анализ, заключающийся в выявлении влияния тех или иных факторов на изменение динамики показателей финансовых результатов по основным экономическим показателям. Проводится путем применения таких статистических методов, как цепных подстановок и индексный метод.
- И четвертый метод – сравнительный, который ориентировании на сравнение исследуемых показателей финансовых результатов с аналогами по среднеотраслевыми или аналогичными показателями конкурентных предприятий.
Обобщая изученное первой главы, можно отметить, что важным инструментом анализа является не только анализ уровня и динамики данных показателей в сравнении с определенной базой, но и определение оптимальных пропорций между ними.
Цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его стабилизацию и улучшение. Анализ финансовых показателей результатов деятельности показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу.
2. Экономическая характеристика деятельности Гипермаркета "Карусель" в г. Чебоксары
«Карусель» - одна из крупнейших сетей гипермаркетов, действующих в настоящее время на рынке России. Гипермаркеты «Карусель» предлагают покупателям сделать покупки в одном месте на выгодных условиях.
В городском гипермаркете представлен широкий спектр качественных продуктов питания и непродовольственных товаров, мы предоставляем оперативное обслуживание на кассах и предлагаем еженедельные каталоги. 10 лет успешной работы на рынке.
В 2008 году произошло присоединение к X5 Retail Group N.V
85 гипермаркетов сети «Карусель» работают в России. Торговая площадь гипермаркетов составляет от 2 500 до 7 000 м2.
В гипермаркетах «Карусель» можно купить по самым доступным ценам практически все, что нужно каждому члену семьи: продукты, бытовую химию, детские товары, корма для животных, бытовую технику и многое другое. Мясные и рыбные цеха, пекарни и кондитерские «Карусели» позволяют обеспечить большое разнообразие свежих готовых блюд и продукции собственного производства.
Ассортимент гипермаркета в среднем насчитывает более 30 000 наименований товаров вместе с сезонным ассортиментом. 70% занимают продовольственные товары, 30% — непродовольственные. Доля свежих продуктов группы fresh в представленном ассортименте составляет 20%-30%.
Ценовая политика магазинов строится на принципе ориентации на регион присутствия и предложения лучшего сочетания цены и качества: покупатель получает как самые экономные продукты, так и высококачественные товары по выгодным ценам.
В гипермаркетах регулярно проводятся промоакции, розыгрыши ценных призов, в том числе автомобилей. В магазинах регулярно выпускаются каталоги, в которых собраны самые лучшие предложения в каждой товарной группе, а также кулинарные рецепты.
На рисунке 2.1 изображена организационная структура управления Гипермаркета «Карусель» (линейно-функционального типа).
Рисунок 2.1 Организационная структура управления Гипермаркета «Карусель»
Общеэкономическая характеристика деятельности Гипермаркета «Карусель» за 2013-2015 годы представлена в таблице 2. Анализ проведен с использованием данных представленных в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах (приложение 1,2,3).
Таблица 2.1
Анализ финансовых показателей Гипермаркета «Карусель» за 2013-2015 гг.
Показатели | Ед. изм. | Отклонения 2014 к 2013 (+,-) | Отклонения 2015 к 2014 (+,-) | Темпы прироста 2015 к 2014, % | |||
1. Выручка от продажи продукции | тыс. руб. | 151 950 | 170 749 | 186 131 | 18 799 | 15 382 | 9,01 |
2. Среднегодовая стоимость основных средств | тыс. руб. | 22 640 | 23 039 | 39 191 | 16 152 | 70,11 | |
3. Фондоотдача | руб. | 6,71 | 7,41 | 4,75 | -3 | -35,92 | |
4. Себестоимость продаж | тыс. руб. | 116 476 | 131 041 | 143 458 | 14 565 | 12 417 | 9,48 |
5. Прибыль от продаж | тыс. руб. | 4 175 | 7 977 | 6 644 | 3 802 | -1 333 | -16,71 |
6. Чистая прибыль | тыс. руб. | 3 015 | 3 641 | 1 289 | -2 352 | -64,60 | |
7. Дебиторская задолженность | тыс. руб. | 2 799 | 1 295 | -2 155 | 101,09 | ||
8. Кредиторская задолженность | тыс. руб. | 12 246 | 7 723 | 9 441 | -4 523 | 1 718 | 22,25 |
9. Рентабельность продаж, % | % | 2,75 | 12,83 | 13,43 | 4,68 | ||
10. Рентабельность затрат, % | % | 3,58 | 6,09 | 15,52 | 154,95 |
Величина выручки от продажи в 2014 году выросла на 18799 тыс. руб. по отношению с 2013 году и составила 170749 тыс. руб. А в 2015 г. выручка от продаж выросла на 15382 тыс. руб. по отношению к 2014 году и составила 186131 тыс. рублей.
Среднегодовая стоимость основных средств за 2015 год выросла на 16152 тыс. руб. и составила 39191 тыс. руб. В связи с ростом основных средств соответственно снизилась фондоотдача на 3 руб.
Дебиторская задолженность за год выросла за 2015 г. на 101% и составила 1295 тыс. руб. Кредиторская задолженность в динамике растет на 22% или на 835 тыс. руб. и составляет 9441 тыс. руб.
В себестоимости реализованной продукции произошли также изменения. В 2014 году по отношению с предыдущим годом себестоимость выросла на 14565 тыс. руб. В 2015 году по сравнению с 2014 годом выросла на 12417 тыс. руб., за счет роста объемов продаж (рисунок 2.2)
Рисунок 2.2 Динамика выручки и себестоимости за 2013-2015 годы
Гипермаркета «Карусель»
Прибыль от продаж меняется согласно изменению уровня валовой прибыли. В 2014 году по отношению к 2013 году прибыль выросла на 3802 тыс. руб. В 2015 года предприятие имеет прибыль от продаж в размере 6644 тыс. руб. В сравнении с 2014 годом видно, что данный показатель снизился на 1333 тыс. руб.
В 2014 году чистая прибыль выросла на 626 тыс. руб. по сравнению с 2013 годом, в 2015 году она снизилась на 2352 тыс. руб. по сравнению с 2014 годом.
Рисунок 2.3. Динамика прибыли за 2013-2015 годы Гипермаркета «Карусель»
Таким образом, анализ показателей деятельности Гипермаркета «Карусель» позволяет оценивать, насколько эффективен бизнес-процесс предприятия, и, что немаловажно, позволяет экономически обосновать целесообразность привлечения заемного капитала или других источников финансирования.