Личностно-преобразовательную.




Человек, общаясь с другими людьми, проявляет индивидуальные черты, интерпретирует себя отдельно от «стадности». Его социальные взаимоотношения строятся на собственных идеалах, желаниях, нацеленности, мотивационной установки.

Ценностно-ориентационную.

Она неразрывно связанна с нормативной регулятивной функцией. Каждый человек придерживается тех ценностей, по которым живет его ближайшее окружение. Например, мужчине из неблагополучной семьи, где отец унижал и оскорблял мать на глазах ребенка, будет трудно в будущем построить семью, основанную на доверии и любви. Эти ценности влияют на его отношение:

  • к семье;
  • друзьям;
  • здоровью;
  • общению;
  • материальному благополучию;
  • статусу и положению в социуме;
  • свободе;
  • развлечениям, хобби;
  • работе;
  • получению удовлетворения от деятельности;
  • творчеству;
  • духовным ценностям;
  • самореализации;
  • обучению;
  • стабильности.

Иногда индивид задает себе слишком высокую планку жизненных целей. Он стремится к славе, здоровью, богатству, тем самым загоняя себя в ловушку собственных представлений и желаний.

Информационно-коммуникативную.

Личность взаимодействует в общении с социумом, с сложившейся системой или группой.

В процессе разговора происходит получение информации, с последующим формированием индивидуального образа жизни.

Прокреативную.

В личности зарождается готовность к действию по отработанной схеме.

Прокреация – это способность человека к воспроизведению потомства, продолжению рода. Общество передает этот опыт поколению, для поддержания развития социализации и становления личности внутри нее.

Творческую.

При конструктивном подходе социума человек всегда нацелен на стремление творить, усовершенствовать и улучшать окружающий его мир. Он целеустремлен и выход всегда найдет из любой ситуации, сложившейся нестандартно. Ориентируется в возникающих проблемах на свои знания, навыки, а также опыт предыдущих поколений.

Компенсаторную.

Она отвечает за восполнение недостающих психических, физиологических, интеллектуальных особенностей индивида. Она активизирует силы человека для борьбы со своим недугом. Помогает противостоять окружающему мнению, которое может подавлять индивида как личность, воздействуя на него эмоционально. Адаптируют к последующей жизни со своей особенностью за счет компенсации другими качествами.

Часто компенсаторная функция превращается в консолятивную, характеризующаяся утешением.

По функциям социализации можно проследить становление общества как отдельно взятой субкультуры, и развитие личностных характеристик индивида в нем. Каждая особенность, несомненно, важна для продолжения рода и культурного обогащения населения, передающееся потомкам.

3) Говоря о педагогическом мастерстве, нельзя не упомянуть имени великого педагога Антона Семеновича Макаренко. Выдвинутые идеи и проблемы в его сочинениях актуальны и в наши дни. Среди этого множества отдельно стоит вопрос педагогического мастерства и таланта. Макаренко был глубоко уверен в том, что через несколько лет работы в хорошем педагогическом коллективе учитель при желании может стать хорошим педагогом-воспитателем. Не отрицая педагогического таланта, он, отдавал предпочтение педагогическому мастерству. А. С. Макаренко был по натуре скромным человеком и не считал себя талантливым, хотя на самом деле был человеком одаренным.

Успех обучения и воспитания во многом определяется личностью педагога, его педагогическим мастерством. Макаренко был убежден, что педагог - это самая решающая фигура в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим он придавал большое значение педагогическому мастерству, призванию, интуиции и технике воспитателей.

В своей лекции «Художественная литература о воспитании детей» А. С. Макаренко отмечал: «Собери самых лучших детей, поставь около них самых плохих педагогов, и через месяц они разнесут и колонию, и детдом, и школу, и этих педагогов» [1, с. 311].

Антон Семенович был убежден в том, что без профессиональных знаний и направленности, без педагогической техники не может быть педагогического мастерства. Также он указывал на пути и средства его формирования. Он считал, что многие ошибки в воспитании идут от неумения учителей воздействовать на воспитанников, от неумения сказать детям убедительные слова. «Нужно уметь сказать так, чтобы ребята почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться» [2, с. 147].

Педагог должен обладать высоким авторитетом. Мало одной любви к детям, они симпатизируют тем, кто обладает высокой квалификацией и глубокими знаниями.

Макаренко впервые ввел в педагогическую науку понятие «педагогическая техника». В содержание педагогической техники он включал: технику общения, предъявление требования, создание дисциплины, организации завтрашней радости, организации режима и наказания. «Не может быть хорошим воспитателем тот, который не владеет мимикой, который не может предавать своему лицу необходимого выражения или сдержать своего настроения. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало» [3, с. 505-506].

Чтобы безошибочно воздействовать на ребенка, педагог должен «прозревать» его душу, волнение, понимать психологическое состояние. Для этого необходимо развивать наблюдательность и зоркость. Именно зоркость помогала Антону Семеновичу понимать мотивы поступков своих воспитанников. Он читал их мысли и чувства по их внешнему облику, по глубине взгляда, по окраске смущения.

К занятиям он не допускал учителей и воспитателей неряшливо одетых. Эстетически выразительный педагог вправе предъявлять эстетические требования к прическе ученика, его обуви, учебнику, ручке. Осанка, манера стоять, ходить, сидеть, владение взглядом, голосом, жестом, уверенность в себе, успехи своей работы - все это привлекает учащихся, а также вызывает положительное отношение к учителю, готовность к восприятию идущего от него влияния.

А. С. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - его смерть. Он определил принципы коллектива: гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельные действия; выявил этапы развития коллектива.

  • 1-й этап - становление коллектива. Педагог оформляет группу, класс, кружок в коллектив, т. е. социально-психологическую общность, в которой отношение учеников определяется характером их совместной деятельности, ее целями и задачами. Организатор коллектива - педагог, от которого исходят все требования.
  • 2-й этап - усиление влияния актива. Актив не только выполняет требования педагога, но и сам их предъявляет к членам коллектива, исходя из того, что приносит пользу, а что вред коллективу. Коллектив на 2-м этапе развития выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив здесь выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
  • 3-й этап и последующие этапы - расцвет коллектива. Уровень и характер требований - более высокие требования к себе, чем к своим товарищам - свидетельствует об уже достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если коллектив дошел до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Основные признаки коллектива - общий опыт, одинаковые оценки событий.
  • 4-й этап развития - этап движения. На этом этапе каждый школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к себе предъявляет определенные требования, его потребностью становится выполнение нравственных норм. Здесь процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Между этапами развития нет четких границ. Последующий этап не сменяет предыдущий, а добавляется к нему.

Во всех коллективах создаются свои традиции. Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают, украшают коллективную жизнь. Традиции бывают большие и маленькие.

Цель, способную увлечь и сплотить коллектив, А. С. Макаренко называл перспективой. Он различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая цель опирается на личную заинтересованность. Средняя перспектива заключается в проекте события. Она должна определяться по времени и сложности. Далекая - отодвинутая по времени, но наиболее социально значимая цель.

Черты сформированного коллектива:

  • 1) мажор - постоянная бодрость;
  • 2) ощущение собственного достоинства;
  • 3) дружеское единение членов;
  • 4) ощущение защищенности;
  • 5) активность к упорядоченному действию;
  • 6) сдержанность в эмоциях.

4)теории происхождения воспитания

1. психологическая: в основе воспитания лежит стремление младших подражать старшим.

2. биологическая: инстинктивное стремление старших заботиться о младших.

3: трудовых навыков: передача опыта по овладению орудия труда.

5) Воспитание в Спарте:

Воспитанием детей ведало государство.

Цель воспитания: формирование воинов, выносливых, способных к выживанию в тяжелых условиях, готовых к беспрекословному послушанию.

Дети до 7 лет воспитывались под присмотром кормилиц. Мальчики 7-15 лет воспитывались в не родительской семьи, в агеллах(спец.школах).

Физическое воспитание: бег, прыжки, метание копья, борьба, тренировочные бои, военные песни и танцы.

Умственное воспитание: основы чтения и письма

Нравственное воспитание: цель-подчинение личности интересам соц.группы.

Система воспитания в Спарте по содержанию была военно-гимнастической, а по организации государственной.

Афинское воспитание

Цель: воспитание гармонически развитого человека.

Мусическое воспитание: умственное, эстетическое, нравственное

Гимнастическое воспитание: физическое

До 7 лет-воспитание в семье под руководством матери, кормилицы, няни.

С 7 лет- посещение школы грамматиста (обучение чтению, письму, счету) и кифариста (пение, музыка, декламация стихов.

С 13-14 лет-переход в палестру (школу борьбу).

Физические упражнения – пятиборье, беседы по политическим и нравственным вопросам.

С 16-18 лет- обеспеченная молодеж обучалась в гимнасиях(философия, полемика, литература, сочинительство, гимнастика).

С 18-20 лет-переход в эфебию(военное и политическое воспитание.

6)

Основные направления воспитания

  1. Умственное воспитание
  2. Трудовое воспитание
  3. Нравственное воспитание
  4. Эстетическое воспитание
  5. Гражданское воспитание
  6. Физическое воспитание

 

7)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: