Пояснительная записка к выбору темы магистерской диссертации




Государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Кафедра филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе

Одобрен на заседании кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе (протокол № ______от ___________) Зав. кафедрой ___________________ д.п.н., профессор Н.Д. Десяева ________________________________ (подпись)      

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

МАГИСТРАНТА

Иванов Иван Иванович ______________________________________________________________________

(Фамилия, Имя, Отчество)

 

Форма обучения: очная

Направление подготовки: Педагогическое образование

Программа магистратуры: Инновационные стратегии начального языкового образования

Научный руководитель магистранта – Зиновьева Т.И., к.п.н., доцент

(Фамилия И.О., уч. степень, уч. звание)

Тема магистерской диссертации: «Совершенствование интонационных умений младших школьников в процессе обучения монологической речи»

 

Пояснительная записка к выбору темы магистерской диссертации

Актуальность темы исследования объясняется направленностью современного образования на овладение языком как средством общения, что определяет высокие требования, предъявляемые к речевому развитию школьников. Правильная, соответствующая нормам литературного языка, грамотная речь является залогом успешного овладения содержанием всех учебных предметов, обязательным условием всестороннего развития личности.

Одной из задач обучения русскому языку как средству общения является совершенствование интонационной культуры учащихся. Работа над интонацией является одним из компонентов развития речи младших школьников. Интонационная оформленность речи имеет социальное значение, обеспечивая эффективность, легкость, быстроту общения, способствуя лучшей передаче мыслей и чувств. Не менее значима и эстетическая ценность интонационной стороны звучащей речи, являющейся показателем речевой культуры человека, его общего культурного уровня.

Основы методики интонационной работы заложены во второй половине ХIХ века. В этот период впервые были поставлены вопросы об опережающем развитии звучащей речи (Ф.И. Буслаев, K.Д. Ушинский, В.И. Чернышев), когда вопрос о необходимости внимания к интонации был поднят в методике обучения выразительному чтению художественных произведений (Ф.И. Буссе, В.И. Острогорский).

За последние десятилетия методика русского языка обогатилась множеством трудов, в которых вопросы о месте, значении, сущности интонационной работы на уроках русского языка рассматривается в широком контексте развития речи учащихся.

В настоящее время в методике не только усилилось внимание к проблемам совершенствования звучащей речи, но работа над интонацией выдвинулась на первое, определяющее место. Так, исследование А.А. Бондаренко, посвященное методике орфоэпии в начальных классах, всколыхнуло интерес к произносительному уровню развития речи младших школьников. В исследовании А.И. Шпунтова доказаны возможность и необходимость обучения школьников умелому использованию интонационно-звуковых средств выразительности устной монологической речи, в качестве основного приема предложен интонационно-смысловой анализ звучащих текстов­. Т.И. Зиновьевой разработана методика интонационной работы в период обучения грамоте, которая реализует возможности учебного материала современного букваря.

Очевидно противоречие: с одной стороны, интонационная культура имеет важное социальное, эстетическое значение, весьма значимое в усвоении программы по русскому языку; методическая наука имеет определенные достижения в области совершенствования интонационных умений младших школьников; с другой стороны, эти достижения не получили должного внедрения в практику начальной школы.

Сказанное выявляет проблему исследования: при каких методических условиях работа по совершенствованию интонационной культуры младших школьников в процессе обучения монологической речи будет эффективной?

Таким образом, цель исследования состоит в разработке научно-обоснованной и экспериментально-проверенной системы уроков, направленной на совершенствование интонационных умений младших школьников в процессе обучения монологической речи.

Развернутый план магистерской диссертации

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………

ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНТОНАЦИОННЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ…

1.1. Понятие интонации в лингвистической науке…………………………..…

1.2. Понятие монолога в научном описании……………………………..

1.3. Вопросы совершенствования интонационных умений младших школьников в процессе обучения монологической речи: анализ трудов методистов……………………

Выводы по 1 главе……………………………………………………………...

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………..

2.1. Возможности современных учебно-методических комплексов по русскому языку для организации работы по совершенствованию интонационных умений младших школьников в процессе обучения монологической речи……………………

2.2. Характеристика интонационных представлений и умений современных младших школьников в области обучения монологической речи…………...

2.3. Программа, содержание и результаты опытного обучения…………….

Выводы по 2 главе ………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН НИР

Семестр Содержание НИР в семестре Форма представления результатов НИР Срок представления результатов НИР
  Определение темы, разработка научного аппарата исследования, подбор и анализ литературы по теме исследования Список литературы, отчет Декабрь 2016 года
  Обзор литературы по теме исследования. Подготовка текста первой главы Публикация по теме исследования, отчет Июнь 2017 года
  Разработка методов сбора экспериментальных данных, сбор фактического материала. Проведение опытно-экспериментальной работы Публикация по теме исследования, отчет Декабрь 2017 года
  Завершение теоретического анализа и оформление результатов исследования Текст диссертации Май 2018 года

 

  Магистрант ______________ (подпись)   Научный руководитель Зиновьева Т.И.   ______________ (подпись) «____»_______________2017 г. Согласовано: Руководитель программы     ______________________ (подпись) «____»_______________2017 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: