Сертификация товаров и услуг. Законодательство о стандартизации и сертификации товаров и услуг




Закон ПМР "О техническом регулировании" регламентирует основные понятия в области сертификации, виды сертификации и другие аспекты деятельности по сертификации. Согласно указанному Закону под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Закон предусматривает два вида сертификации - обязательную и добровольную. Обязательная сертификация должна осуществляться в случаях, предусмотренных законодательными актами ПМР.

Деятельность по сертификации посредством проверки характеристик (показателей) продукции предназначена для достижения таких целей, как:

1) создание условий для деятельности участников предпринимательской деятельности в едином экономическом пространстве ПМР и для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

2) участие в процессе экспорта товаров, работ, услуг и повышение конкурентоспособности;

3) оказание помощи потребителям при выборе и покупке продукции;

4) осуществление защиты потребителей от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя) посредством сертификации;

5) контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

6) информирование потребителей о качестве продукции, определенном и заявленном изготовителями;

7) осуществление идентификации товаров для определения принадлежности к классификационной группировке;

8) проверка соответствия технической документации, происхождения, принадлежности к данной партии и др.;

9) подтверждение соответствия товаров требованиям безопасности.

Закон о техническом регулировании определяет общие требования по организации работ по обязательной сертификации, формам обязательной сертификации, проведению обязательной сертификации, состав участников обязательной сертификации, их полномочия и обязанности. Участниками обязательной сертификации являются государственные органы управления, центральные органы системы сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции. Закон допускает участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений (союзов) и организаций любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государственным органом управления.

Закон определяет условия ввоза импортируемой продукции, организацию государственного контроля и надзора за соблюдением изготовителями, испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией, объектами государственного финансирования в области обязательной сертификации.

В соответствии с Законом по продукции, которая не подлежит обязательной сертификации, и по тем требованиям (показателям качества), которые не являются обязательными для соблюдения органами управления и субъектами хозяйственной деятельности, может проводиться добровольная сертификация. Добровольную сертификацию может осуществлять любое юридические лицо, зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в установленном порядке. Органу по

добровольной сертификации предоставлено право определять правила проведения работ своей системе сертификации, в том числе порядок их оплаты. В свою очередь, заявитель, желающий осуществить добровольную сертификацию своей продукции в конкретной системе добровольной сертификации, вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации и определить форму сертификации. При соблюдении требований, относящихся к органу по добровольной сертификации, органы по обязательной сертификации могут осуществлять добровольную сертификацию.

Изготовители продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории ПМР, могут реализовывать ее только при наличии сертификата соответствия. Кроме того, они обязаны обеспечивать соответствие продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, осуществлять ее маркирование знаком соответствия, указывать в сопроводительной документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым она должна соответствовать, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя.

Закон устанавливает также обязанность изготовителя приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированной продукций, если она не отвечает требованиям соответствующих нормативных документов или если срок действия сертификата истек или его действие приостановлено решением органа по сертификации, обеспечивать беспрепятственное выполнение полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию и контроль за сертифицированной продукцией.

Требование о необходимости наличия в нормативных документах на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации, методов контроля показателей, по которым осуществляется сертификация, влечет за собой необходимость применения средств измерений. Эти средства измерений должны быть адекватными контролируемым параметрам и обеспечивать необходимую точность и достоверность измерений. Это обусловливает распространение сферы государственного метрологического контроля и надзора на обязательную сертификацию продукции и услуг, на испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов ПМР.

Не все обязательные требования стандартов подтверждаются посредством обязательной сертификации. Из этих требований подлежат проверке при обязательной сертификации только те, которые установлены соответствующим законом или постановлением Правительства ПМР.

Положение Закона о защите прав потребителей о том, что товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества потребителя и охрану окружающей среды, а также средства, обеспечивающие эту безопасность, подлежат обязательной сертификации, вступает в силу со дня утверждения Правительством соответствующих перечней.

Объектами добровольной сертификации являются работы и услуги, не подлежащие обязательной сертификации, а также работы и услуги, подлежащие обязательной сертификации, по требованиям, не подтверждаемым при обязательной сертификации.

Сертификацию работ и услуг проводят органы по сертификации, уполномоченные проводить идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации; сертифицировать продукцию, выдавать сертификаты; осуществлять инспекционный контроль за сертифицированной продукцией; приостанавливать либо отменять действия выданных им сертификатов.

Сертификация работ и услуг представляет собой деятельность заинтересованного лица, включающую в себя следующие этапы:

1) подачу заявки на сертификацию. Заявитель направляет заявку на сертификацию в орган по сертификации в соответствии с его областью аккредитации. При наличии нескольких органов по сертификации однородных работ и услуг заявитель вправе обратиться в любой их них. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю решение по заявке, содержащее основные условия сертификации;

2) рассмотрение и принятие решения по заявке. Данный этап представляет собой оценку выполнения работ и оказания услуг и проверку испытания результатов работ и услуг.

Оценка выполнения работ и оказания услуг в зависимости от схемы сертификации может быть: оценкой мастерства выполнения работ и услуг; оценкой процесса выполнения работ и оказания услуг; анализом состояния производства; оценкой организации (предприятия) - исполнителя работ и услуг; оценкой системы качества; рассмотрением декларации о соответствии с прилагаемыми документами.

Порядок оценки процесса выполнения работ и оказания услуг устанавливается в правилах сертификации однородных работ и услуг. Итоги оценки отражают в актах.

Проверку результатов работ и услуг проводит орган по сертификации в соответствии с нормативными документами.

При отрицательных итогах проверки орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.

Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом итогов сертификации, сроков действия нормативных документов на работы и услуги, но не более чем на три года.

Общие требования к порядку сертификации услуг соответствуют Руководствам ИСО/МЭК и европейским стандартам серий 45 000 и 29 000.

При сертификации услуг в системе сертификации ГОСТ Р должны проверяться характеристики услуг и использоваться методы испытаний, позволяющие провести идентификацию услуги, в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации и функциональному назначению, подтвердив соответствие сертифицируемых услуг обязательным требованиям, установленным в нормативных документах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: