Министерство образования и науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»
Факультет социального управления ИПП Кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью
Направление подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
Тема 9. Профессиограмма организатора работы с молодежью
Выполнено студенткой 1 курса
Евдовской Анастасией Владиславовной
Группа 9862
Преподаватель: Зайцева Марина Александровна
Доцент кафедры социальной педагогики и ОРМ
Ярославль 2018
· Тип и класс профессии ( «Человек-Человек», профессии этого типа, связаны с обучением, обслуживанием, воспитанием, руководством, т.к. основной труд здесь затрачивается на взаимодействие между людьми.)
· История профессии (Организаторов работы с молодежью (в то время специальность называлась «Комсомольский работник») начали готовить как специалистов в 1969 году, когда была создана Высшая комсомольская школа в Москве, впоследствии, в 1990 году, переименованная в Институт молодежи. В то же время была создана сеть профессиональной переподготовки и повышения квалификации комсомольских работников. Эта деятельность осуществлялась в партийных школах различного уровня, а в начале 70-х годов была создана сеть зональных комсомольских школ.
Таким образом, в середине 70-х годов XX века в Советском Союзе сложилась система профессиональной подготовки и переподготовки организаторов работы с молодежью, которая прекратила свое существование вместе с распадом комсомола в 1992 году. И только в 2004 году Министерство образования и науки Российской Федерации принимает решение об открытии в качестве эксперимента в ряде вузов страны новой специальности «Организатор работы с молодежью».
|
Сейчас реализация государственной молодежной политики является одной из главных основ социально-экономического развития Российской Федерации. Выпускники «Организации работы с молодежью» владеют информационными, управленческими, психологическими, педагогическими, правовыми и другими основами работы с молодежью, умеют обосновать и воплотить в жизнь проекты молодежной политики.)
· Преимущества профессии ( Основные места работы выпускников – различные комитеты по молодежной политике, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, социальные и реабилитационные центры, общественные объединения и фонды. В процессе обучения организуется непосредственная практика в органах управления и учреждениях молодежной сферы. Во время прохождения практики студенты имеют возможность прикрепиться к наиболее привлекательным объектам профессиональной деятельности и решить проблемы последующего трудоустройства.
Организаторы работы с молодежью способны развивать такие сферы, как молодежное предпринимательство и предпринимательская культура школьников, культурно-досуговая деятельность молодежи, здоровый образ жизни молодежи, международное молодежное сотрудничество и др. Организаторы работы с молодежью могут работать в органах власти, образовательных организациях всех уровней, корпорациях, досуговых организациях, общественных объединениях и бизнес-структурах с молодыми людьми различных социальных категорий от 14 до 30 лет.)
|
· Ограничения профессии ( После окончания бакалавриата можно продолжить образование в любой магистратуре социально-гуманитарного профиля или выбрать практическую деятельность.)
· Содержание деятельности ( Организатор работы с молодежью должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская:
сбор и систематизация научной информации по молодежной проблематике; подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по молодежной тематике; участие в работе семинаров, научно-практических конференций, тренингов; участие в подготовке эмпирических исследований по молодежной проблематике;
организационно-управленческая:
организация и планирование работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи; участие в выявлении проблем в молодежной среде и выработке их организационного решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, досуга, быта и взаимодействие с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи; организация информационного обеспечения молодежи по вопросам реализации молодёжной политики, взаимодействие с молодежными СМИ и молодежными редакциями СМИ; участие в социальных проектах по реализации молодежных программ;
|
информационно-аналитическая:
применение статистических и социологических методов для сбора и классификации информации; составление информационных обзоров по исследуемой проблеме; применение статистических и социологических методов сбора социальной информации; участие в социальных проектах по реализации молодежных программ;
производственная и социальная технологическая:
участие в социально-психологической адаптации молодых людей в организации; участие в регулировании конфликтов молодежи с внешней средой; использование социально-технологических методов при осуществлении профессиональной деятельности; освоение инновационных технологий в практике работы с молодежью;
социально-проектная:
участие в развитии проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности в молодежной среде; участие в разработке и внедрении проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодежи; поддержка инновационных инициатив в молодежной среде;
организационно-массовая:
участие в организации деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений; участие в организации гражданско-патриотического воспитания молодежи; содействие деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи; участие в организации досуговой деятельности.
· Требования к знаниям и умениям специалиста (знать:
Ø закономерности становления молодого человека как индивида и субъекта общественных отношений;
Ø социально-психологические и поведенческие, этнокультурные и конфессиональные особенности молодежи как социально-демографической группы современного общества;
Ø закономерности и особенности развития сложных социальных систем, явлений и деятельности;
Ø психолого-педагогические, социально-правовые, экономико-управленческие и технологические основы организации работы с молодежью;
Ø историю и этапы становления и развития социологии молодежи;
Ø уроки зарубежного и отечественного опыта развития государственной молодежной политики;
Ø историю развития молодежного движения в нашей стране и за рубежом;
Ø эффективные модели и технологии организации работы с молодежью, применяемые в России и за рубежом;
Ø основы государственного и муниципального строительства в России, государственной и муниципальной службы;
Ø теории и модели развития организаций и учреждений сферы услуг для молодежи;
Ø технологии проектирования, внедрения и эффективного управления молодежными проектами
уметь:
Ø исследовать, диагностировать и оценивать положения молодых людей в обществе;
Ø эффективно взаимодействовать с молодыми людьми и молодежными сообществами;
Ø обладать навыками проектирования, внедрения и сопровождения молодежных проектов;
Ø информировать и консультировать молодых людей, молодежные организации;
Ø организовывать деятельность молодых людей в группах, развивать самодеятельность молодежи;
Ø заниматься управленческой деятельностью;
Ø владеть технологиями экономической деятельности и экономического обеспечения работы с молодежью;
Ø владеть технологиями разработки и внедрения услуг, востребованных в молодежной среде;
Ø владеть способами организации взаимодействия с органами власти и управления, с государственными и неправительственными организациями и учреждениями;
Ø владеть технологиями эффективного вовлечения молодых людей в экономическую, общественно-политическую, культурную жизнь общества;
Ø владеть способами, методами и технологиями интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества;
Ø владеть технологиями развития активности, лидерства и самоуправления молодежи;
Ø владеть способами и технологиями развития карьеры молодежи, предпринимательства и экономической успешности молодежи на рынке труда.
§ Требования к индивидуальным особенностям специалиста (
Ø склонность к работе с людьми, склонность к работе в сфере общения;
Ø склонность к сервисной работе;
Ø коммуникабельность, эмпатия, эмоциональная стабильность, внимательность, наблюдательность, аккуратность, ответственность, организованность;
Ø высокий уровень развития таких свойств внимания как концентрация, устойчивость, переключаемость, аналитичность мышления;
Ø хорошо развитые мнемические способности (свойства памяти);
Ø творческие способности;
Ø инициативность и готовность к сотрудничеству;
Ø организаторские способности;
Ø стрессоустойчивость, способность работать в напряженных условиях;
Ø умение работать в условиях ненормированного графика.)
· Условия труда ( В зависимости от профиля деятельности, организатор работы с молодежью может разных условия: в одном и том же здании (учреждении, клубе и т.д.), выезжать на места проведения мероприятий под открытым небом и т.д. Возможны командировки. Для организатора работы с молодежью характерна работа с отдельными людьми и коллективами.)
· Базовое образование ( Организатор работы с молодежью – это специалист с высшим образованием. Специальность высшего профессионального образования «Организация работы с молодежью» 39.03.03)
· Пути получения профессии (высшие учебные заведения с направлением подготовки 39.03.03 «Организатор работы с молодежью»)
· Области применения профессии (
Ø федеральные, региональные, муниципальные органы исполнительной власти по молодежной политике;
Ø учреждения органов по молодежной политике;
Ø центры социального обслуживания, социально-психологической помощи молодежи, поддержки молодой семьи, профориентации, занятости, трудоустройства молодежи;
Ø институты подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
Ø молодежные пресс-центры;
Ø центры отдыха и оздоровления молодежи, поддержки молодежных объединений и молодежных инициатив;
Ø центры международного молодежного сотрудничества;
Ø центры информационного обеспечения;
Ø центры поддержки молодёжных объединений и молодёжных инициатив, международного молодёжного сотрудничества;
Ø институты научных исследований проблем молодежи и молодежной политики;
Ø молодежные жилищные и социальные комплексы;
Ø формальные и неформальные объединения различных возрастных, социальных, территориальных групп молодежи.
Ø школы (педагог-организатор)
Ø организация мероприятий
Ø МВД инспектором по делам несовершеннолетних
· Перспективы карьерного роста ( В профессии организатора работы с молодежью возможны различные пути продвижения по построению профессиональной карьеры, в том числе имеются предпосылки заниматься руководящей работой, связанной с планирование и реализацией государственной молодежной политики.)
· Предпринимательское развитие ( Организаторы — это люди, в которых заложен большой потенциал, у них есть стремление к переменам. Чаще всего именно эти люди творчески подходят к решению тех или иных проблем, они амбициозны и полны энергии. Молодежное предпринимательство находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Обычно молодые предприниматели остро нуждаются в экспресс-обучении основам предпринимательской деятельности, консультационном обслуживании, тогда как организаторы работы с молодежью уже обладают большинством навыков и умений, которые поспособствуют становлению и развитию предпринимательского дела, это те люди, которые быстро реагируют на любые изменения в жизни и которые эффективно воспринимают полезные их стороны. Поэтому можно говорить о том, что организаторы работы с молодежью обладают куда большим потенциалом и способностью к предпринимательской деятельности, чем люди других специальностей)