Юридический структурализм




Структурализм –методология познания права, применяемая в рамках юридической антропологии. Юридико-антропологический структурализм опирается на методологию исследования разработанную К. Леви-Строссом. С позиций структурализма обычное право возникает как отражение бессознательных ментальных безличных бинарных структур. Структурализм – методология познания языка права, поэтому он являет собой перспективный метод познания в области юрислингвистики.

Постструктурализм - это общее название ряда подходов в социально-гуманитарном и философском познании 1970-80-х гг. в период научного интереса к этике индивидуализма, этике гедонизма (вседозволенности желаний и наслаждений, раскрепощение желаний и поиск удовольствий в любом жизненном акте). Это философия изнанки структуры, когда тело и власть становятся объектами первостепенного интереса и значат больше, чем язык и объект. Структуралистские методики покинули социальную сферу и нашли выражение в философии, социологии, истории, искусствоведении. Постструктурализм, отрицая социальность, акцентируется на недифференцированности, самодостаточности события, дух противоречия царит над каждой субстанцией: вводится новый понятийный аппарат, концепции, подходы, эмоции и аффекты, случайность, фрагментарность, разнородность, машинные механизмы, биологически конструкции. Постструктуры обеспечиваются «метафизикой желаний»-пульсацией, интенсивностью, энергией, идущими извне. Общее в постструктурализме - это эмоция сомнения, критика субъекта (его присутствия, наличия, представлений), элементы релятивизма. Постструктурализм концептуально снимает систему противопоставлений, абсолютизирует различия (сингулярности, партикулярности), «тексты», «дискурсы», «стили письма» понимает значимыми по причине своей бессвязности, принципиальной необобщаемости, характеризуется интертекстуальностью - цитатностью, размыванием жанровых критериев философского рассуждения, метафоричностью. Постструктурализм - это яркая реакция на лишенное жизненного смысла традиционное философствование.

Юридический постструктурализм

Постструктурализм (постмодернизм) – методология познания права, сложившаяся во второй половине XX веке и составившая теоретическую платформу постмодернистского направления в развитии права, представителями которой являются Дж. М. Балкин, А. Бозо де Кармон, Г. Гудрич, П. Шлаг и др. Постмодернистская теория права сформировалась в результате экстраполяции (распространения) идей философии постструктурализма - постмодернизма в сферу юридической науки. Правовой постмодернизм как направление евро-атлантической правовой мысли стал развиваться в 1970-х годах, в качестве реакции на кризис легитимации существующего права, законодательства.

12. Научное познание: понятие, предмет, типы. Объективность и субъективность в познании.

Научное познание представляет собой процесс производства нового знания. В современном обществе оно связано с наиболее развитой формой рациональной деятельности, отличающееся своей системностью и последовательностью. Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, свои методы и свою систему знаний.

Предмет научного познания – если под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся научному исследованию, то под предметом познания имеют в виду конкретные аспекты этой области действительности, на которые направлено непосредственно познание. Так, человек, являясь объектом исследования многих наук (биологии, медицины, психологии, социологии, философии, юриспруденции и др.), может рассматриваться с разных сторон, причем в каждой науке под своим углом зрения, поэтому в этих областях науки можно выделить отдельные исследовательские задачи, составляющие свой предмет исследования (для философии человек как объект исследования познается через выяснение его сущности, места в мире и его отношения с миром, а в качестве предмета познания может выступать социальная детерминация личности и другие проблемы) обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Научная традиция выделяет два типа познания: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм признает источником знания чувственный опыт, и познавательная деятельность сводится к описанию этого опыта. Рационализм большое значение уделяет построению теоретических конструкций.

Объективность — принадлежность объекту, независимость от субъекта; характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания человека (человечества).

Субъективность — это выражение представлений человека (мыслящего субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания. В философии термин обычно противопоставляется объективности

13.Механизм познавательной деятельности. Цели и средства познания.

Получение, обработка и оперирование информацией как знанием может протекать и без осознания этого со стороны соответствующего субъекта. То есть, о знании можно говорить безотносительно к сознанию. Это справедливо, в частности, для любых биологических систем, а также для искусственных кибернетических (самоуправляемых) устройств. Рефлексы и инстинктивные программы поведения – это пример инкорпорированного в тело соответствующего субъекта знания как вести себя целесообразно без осознания этого.

Частным случаем механизма получения, обработки и оперирования знанием является сознательная деятельность человека, главными особенностями которой является абстрактность и осознаваемость. Специфика познавательной деятельности человека состоит в том, что он способен строить и оперировать абстрактными моделями действительности, которые не являются точными копиями, отражениями соответствующих сред обитания, но которые есть обобщенные образы этих сред. В том числе, их возможных прошлых и будущих состояний.

Главная цель познавательной деятельности у всего живого одна и та же: эффективная адаптация к условиям среды и реализация собственных целей. Если животное непосредственно включено в свою среду обитания и в лучшем случае может устанавливать и использовать те или иные зависимости между явлениями только в рамках данной, конкретной среды, оперируя, в частности, наглядными образами, то человек вместо конкретной среды обладает абстрактным миром, он может образовывать абстрактные понятия и представления, эффективно оперируя ими.

Познавательная деятельность человека, понятая не как пассивное отражение (не как «копирование») действительности, а как процесс активного отношения к ней, как открытие и конструирование знаний на основе, с одной стороны, опытных данных, а с другой, – врожденных и культурно обусловленных способов его категоризации и осмысления, осуществляется в таких основных формах познания, как «ощущение», «восприятие» и «мышление».

Ощущениеэто элементарное субъективно переживаемое состояние психики, связанное с какими-либо процессами, которые происходят или только внутри тела (например, ощущение боли вследствие каких-либо патогенных процессов в организме), или также и во внешнем мире (тоже ощущение боли, но инициированное воздействием внешних объектов).

Восприятиеэто целостное субъективно переживаемое состояние психики, существующее, как правило, в момент непосредственного контакта с предметами и процессами.

Мышлениеэто процесс решения проблем, выражающий­ся в переходе от условий, которые задают проблему к получению соответствующего результата. Мышление предполагает активную конститутивную деятельность сознания по переструктурированию исходных дан­ных, их анализ и синтез. От рефлекторных реакций и использования готовых навыков мышление отличается тем, что здесь процесс решения той или иной проблемы всегда происходит в реальном времени. В случае мыслительной деятельности та или иная проблемная ситуация разрешается не на основе только готовых и апробированных программ поведения как их простая и, возможно, неосознаваемая подстановка к условиям данной ситуации, а посредством такого психического акта, где имеет место творчество как отыскание такого способа решения, который не существовал ранее в полностью готовом виде.

Цель познанияобнаружение необходимых, существенных, повторяющихся связей, с целью открытия законов и закономерностей природных и социальных процессов и формирования научных теорий. Различают две цели познания: непосредственная (прямая) и опосредованная (косвенная). Непосредственная цель познания – достижение истины, истинного знания об объекте (теоретическая цель). Опосредованная цель познания – применение полученного знания в практической деятельности (практическая цель). Не надо доказывать, что вторая опосредованная, косвенная цель познания главная, ибо познание не может быть самоценным. Диапазон от познания истины до ее практического применения может быть бесконечно долгим, но всякий субъект познания обязан ответить на вопрос: зачем он познает объект, для чего, для какой надобности, т.е. определить практическую прикладную цель познания.

Средства познанияэто все материальные образования, которые использует субъект для познания объекта. Познавательная деятельность человека в минимальном объеме представлена прямым отношением субъекта и объекта. Весь основной массив познания связан с посредниками между субъектом и объектом (приборы, инструменты, орудия, экспериментальное оборудование, аппараты). Всё это материальные средства познавательной деятельности. Они могут быть естественными и искусственными. Искусственные материальные средства познавательной деятельности могут быть типологизированы по ряду существенных характеристик: 1) средства, компенсирующие телесные, чувственные или интеллектуальные ограниченности человека; 2) средства, используемые для познания вещества, энергии или информации; 3) средства для познавания количественных свойств объекта или качественных и т.д.

Понимание как способ познания.

 

Понимание — психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация к.-л. события, явления, факта, принятое в определенном кругу

Понимание - процедура постижения или порождения смысла.

Важно!!! не познание порождает потребность в понимании, а, наоборот, потребность в понимании ведет к познанию.
ПОНИМАНИЕ определяет вопрос: что есть суть и смысл явления.

 

Объекты понимания:

info,

сведения,

знания об окружающем или внутреннем мире субъекта,

смысл, передаваемый info.

 

Субъекты понимания:

личность,

сущность.

Проблемы понимания:

1. Понимание не является процессом принципиально отличным от мышления. Понимание — это компонент мышления, один из образующих его процессов. Понимание обеспечивает установление связи раскрываемых новых св-в объекта познания с уже известными субъекту.

2. Для понимания нового материала человек всегда должен решить определенную мыслительную задачу, т.к. формирование понимания нового происходит в процессе мыслительной деят-ти. Когда же субъекту нужно понять уже известное событие или явление, то понимание совершается без актуального участия мышления — это понимание-вспоминание.

3. Метод понимания является специфическим для духовных наук (гуманитарные науки). Они в отличие от естественных наук имеют дело с человеческим (духовным) выражением.

Существует два вида понимания: эмпирическое (низкое, элементарное) и научное (высокое, сложное).

Элементарное понимание является непосредственным, прямым и простым, здесь не используются научные данные, углубления в недра, оно опирается на опыт и инстинктивную интуицию.

Можно сказать так: объяснение есть выявление внешней закономерности, а понимание — внутренней (Э. Шпрангер).

В современной философии понимание исследует герменевтика.

 

 

Язык как средство познания.

 

Для того, чтобы познание стало возможным, необходимо уникальное соединение множества объективных и субъективных условий, факторов и способностей. В ряду них особое место занимает язык - система знаков, играющая важную роль в общении людей и выступающая главным средством формирования и выражения мысли.

 

Роль языка в познании состоит в том, что он обеспечивает сам процесс познания, оформление, сохранение и передачу полученного знания. Язык бывает естественным и искусственным. Естественный язык - это язык, в котором для создания и передачи знаков используются природные способности людей - звуки, жесты, мимика, пластика тела. Он служит для повседневного общения людей и является основной формой выражения их внутреннего мира. Искусственный язык создается для специальных целей и имеет ограниченный диапазон применения. Примером может служить язык математики, азбука Морзе, дорожные знаки, специальные коды и шифры.

 

Главной единицей языка является знак, под которым понимается любой чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, обозначающие или представляющие другие предметы, события или действия

 

Познание действительности с помощью языка осуществляется в процессе повседневной речевой деятельности людей, обменивающихся друг с другом новой информацией, в различных произведениях словесности. язык закрепляет результаты познания в любой области человеческой деятельности.. С помощью языка человек может понимать и усваивать новое содержание, новые понятия, создавать представления о таких явлениях и предметах, которых он никогда ранее не видел, о которых ничего не слышал и не знал.

В современном языкознании остается дискуссионным вопрос о влиянии национального языка на познание мира. Некоторые ученые считают, что качество мысли зависит от средств ее создания и выражения. Поэтому характер мысли, ее глубина, возможности отражения и познания действительности прямым образом зависят от языка. Поскольку же нет языка вообще, а есть национальные языки и их разновидности, то познание и отражение действительности в языке национально. Каждому языку свойственны своя организация и членение мира. У родственных языков членение и организация будут более сходны.

 

 

Герменевтика как способ познания.

 

Герменевтика в широком смысле – искусство истолкования и понимания.

Первоначально герменевтика относилась к интерпретации религиозных текстов и смыслов.

Герменевтика- наука о постижении значения (смысла) знаков;

Герменевтика осуществляется посредством понимания, объяснения, вчувствования.

Особенностью герменевтического методологического стандарта является его диалоговый характер.

В герменевтике человек является субъектом познания, а символически- знаковая система – предметом познания.

ГЕРМЕНЕВТИКА В ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Юридическая герменевтика - наука о понимании, объяснении смысла, заложенного законодателем в текст нормативно-правового акта. Предназначение современной юридической герменевтики заключается, прежде всего, в поиске и реализации смысла правового текста, изучении проблем множественности смыслов.

Цель юридической герменевтики является не только уяснение смысла правового текста, но и перевод этого смысла на язык более конкретных высказываний, настолько близких к реальным общественным отношениям, чтобы не возникало сомнений в соответствии им толкуемой нормы и тем самым облегчалось бы ее применение.

Герменевтический метод в юриспруденции призван упростить диалог правовых культур, поскольку правовые понятия и категории (такие, напр., как свобода, демократия, ответственность) имеют разное значение в разных правовых системах. Герменевтический метод плодотворно применяется в историко-правовых исследованиях.

17. Гипотеза как форма научного познания.

Гипотеза — форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.

В ходе доказательства гипотез:

а) одни из них становятся истинной теорией;

б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются;

в) третьи отбрасываются, если проверка дает отрицательный результат.

Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

По Менделееву, гипотеза является необходимым элементом естественнонаучного познания, включает в себя:

а) собирание, описание, систематизацию и изучение фактов;

б) составление гипотезы или предположения о причинной связи явлений;

в) опытную проверку логических следствий из гипотез;

г) превращение гипотез в достоверные теории или отбрасывание ранее принятой гипотезы и выдвижение новой.

Гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией. Она проверяется соответствующими опытными фактами (экспериментом), получая характер истины. Гипотеза является плодотворной, если может привести к новым знаниям и новым методам познания.

Говоря об отношении гипотез к опыту, можно выделить три их типа:

а) гипотезы, возникающие непосредственно для объяснения опыта;

б) гипотезы, в формировании которых опыт играет определенную, но не исключительную роль;

в) гипотезы, которые возникают на основе обобщения только предшествующих концептуальных построений.

В современной методологии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях:

форма теоретического знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью;

метод развития научного знания.

 

Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать некоторым общим условиям, которые необходимы для ее возникновения и обоснования и которые нужно соблюдать при построении любой научной гипотезы вне зависимости от отрасли научного знания. Такими непременными условиями являются следующие:

Выделяемая гипотеза должна соответствовать установленным в науке законам.

Гипотеза должна быть согласована с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута. Иначе говоря, она должна объяснить все имеющиеся достоверные факты.

Гипотеза не должна содержать в себе противоречий, которые запрещаются законами формальной логики. Но противоречия, являющиеся отражением объективных противоречий, не только допустимы, но и необходимы в гипотезе.

Гипотеза должна быть простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективистского, никаких произвольных допущений, не вытекающих из необходимости познания объекта таким, каков он в действительности.

Гипотеза должна быть приложимой к более широкому классу исследуемых родственных объектов, а не только к тем, для объяснения которых она специально была выдвинута.

Гипотеза должна допускать возможность ее подтверждения или опровержения: либо прямо — непосредственное наблюдение тех явлений, существование которых предполагается данной гипотезой; либо косвенно — путем выведения следствий из гипотезы и их последующей опытной проверки.

Развитие научной гипотезы может происходить в трех основных направлениях.

Уточнение, конкретизация гипотезы в ее собственных рамках.

Самоотрицание гипотезы, выдвижение и обоснование новой гипотезы. В этом случае происходит не усовершенствование старой системы знаний, а ее качественное изменение.

Превращение гипотезы как системы вероятного знания — подтвержденной опытом — в достоверную систему знания, т. е. в научную теорию.

Говоря о гипотезах, нужно иметь в виду, что существуют различные их виды. Характер гипотез определяется во многом тем, по отношению к какому объекту они выдвигаются. Так, выделяют гипотезы общие, частные и рабочие.

Общие гипотезы — фундамент построения основ научного знания.

Частные — тоже обоснованные предположения о происхождении и свойства единичных фактов, конкретных событий и отдельных явлений.

Рабочие — предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования и служащее его направляющим ориентиром, отправным пунктом дальнейшего движения исследовательской мысли.

 

18. Научная теория. Критерии истинности научной теории.

Теория – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в узком смысле – форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях объекта и данной теории.

Общими признаками научной теории являются:

предметный характер (теория является описанием определенной реальности, предмета);

систематичность (теория есть система знаний);

логическая или рациональная обоснованность. Положения и выводы теории являются (логически) рационально обоснованными утверждениями, т.е. соответствующими законами логики. Законы логики – это объективные законы мыслительной деятельности;

объективность описания предмета. Это значит, что в научной теории предмет должен быть представлен в своей объективности, т.е. таким, какой он есть сам по себе, независимо от нашего субъективного отношения к нему. Достигается благодаря использованию научных методов и соответствующих предмету, адекватных ему понятий.

В основе любой теории лежит «элементарная частица» – понятие. Понятие – мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков.

Различают следующие понятия:

эмпирические и теоретические;

исходные и производные (от исходных);

философские, общенаучные и предметные (частнонаучные).

Наиболее распространенными формами определения понятий в конкретных науках являются определение через общий род и видовое отличие, генетические и так называемые операциональные определения.

Различают следующие типы научных теорий:

по языку теории подразделяются на формализованные и неформализованные;

по способу обоснования своих положений и выводов: индуктивные и дедуктивные;

по способу описания предмета: феноменологические и нефеноменологические;

по характеру предсказаний: динамические и схоластические.

Один и тот же объект познания может рассматриваться с разных точек зрения, где каждая теоретическая позиция может явиться лишь гранью некоего целого. Точка зрения – исходная теоретическая позиция становления знания, которая подтверждается в процессе исследования либо опровергается.

В философском смысле точка зрения представляет собой фиксацию и выражение действительного отношения между субъектом и объектом познания применительно к решению определенной научной проблемы.

Оценка истинности теории – один из ключевых вопросов познания. Истина – адекватное отражение объекта познания, соответствие содержания нашего знания об объекте самому объекту. Понятие истины характеризует как результаты процесса познания с точки зрения их объективного содержания, так и методы познания.

Проблема истины содержит два важных аспекта.

1. Существует ли объективная истина, т.е. может ли быть в представлениях об объекте исследования такое содержание, которое не зависит от исследователя (субъекта познания)?

2. Могут ли представления субъекта, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или только приблизительно, условно, относительно? Это вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной.

Современная философская наука (диалектический материализм) исходит из того, что истина одна, и она одновременно и объективна, и абсолютна, и относительна. Что понимается под объективностью истины? Объективность истины – это такое содержание знаний, которое зависит от объекта исследования, а не от исследователя (субъекта). Абсолютная истина – это точное, полное и верное отражение действительности в сознании человека; иначе говоря, абсолютное совпадение содержания представлений субъекта об объекте и содержания самого объекта. Относительная истина характеризует неполное совпадение содержание представлений исследователя об объекте и самого объекта (действительности).

Критерии истинности научного знания:

1. Научное знание должно быть не противоречивым и способствовать дальнейшему развитию и усовершенствованию системы теории.

2. Данное позитивное изменение теории должно рано или поздно, так и или иначе, опосредованно или непосредственно давать определенные практические результаты, быть полезным.

3. Практика. Она обладает достоинством непосредственной достоверности. Только практическая деятельность, преобразующая действительность, доказывает истинность или ложность знания.

4. Время. Истинное научное знание необходимо рассматривать в его исторической ограниченности. Научное знание проявляет свою истинную ценность, свою посюстороннюю силу и мощь только тогда, когда рассматривается в развитии, в конкретных условиях, употребляется в комплексе с иными формами знания (обыденным, художественным, моральным, религиозным, философским).

 

19. Юриспруденция как наука, ее объект и предмет. Классификация юридических наук.

Слово «Юриспруденция» известно всем, но далеко не каждый может внятно объяснить, что это такое. Для того, чтобы в этом разобраться обратимся к словарям. Современный энциклопедический словарь говорит нам о том, что Юриспруденция (от лат. jurisprudentia - правоведение), то же, что юридическая наука. Толковый словарь С. Ю. Ожегова и Н. В. Шведовой определяет Юриспруденцию так: «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ, -и. ж. (книжн.). Совокупность юридических наук, а также практическая деятельность юристов. Заниматься юриспруденцией.». Исторически юриспруденция в виде самостоятельной науки возникает в Древнем Риме в конце IV - начале III вв. до н.э. Юрист Цельс (I в. н.э.) определял само право и юриспруденцию в целом как «arc boni et aequi» «искусство добра и эквивалента» (т.е. справедливости, равного соответствия, соразмерности). Как «познание божественных и человеческих дел, знание правового и неправового» определял юриспруденцию юрист Ульпиан (II-III вв. н.э.). «По заслугам, - писал он, - нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о справедливости, возвещаем понятия добра и эквивалента, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой.»

В общетеоретическом плане характеристика юриспруденции как науки требует, прежде всего, определения ее предмета и метода. В общем виде можно сказать, что объектами юридической науки являются право и государство, а ее предметом - основные сущностные свойства права и государства. Юриспруденция совершенно некритично расширилась за счет психологии и социологии, этики и политической теории. Такое расширение можно объяснить тем, что эти науки имеют дело с предметами, которые тесно связаны с правом.

Объектами юридической науки являются государство и право — фактически два объекта.

Однако юриспруденция, как и всякая наука, имеет один предмет изучения.

Исходным для определения понятия юриспруденции является право, включающее в себя правовое понятие государства. Государство и право познаются, и исследуются в качестве составных моментов единого объекта юридической науки. В основу их изучения положен один принцип и критерий юридичности, который конкретизируется в отдельных сферах и направлениях юридического познания государства и права. Эта конкретизация присутствует во всех частных определениях и характеристиках государства и права, в системе понятий юридической науки в целом и отдельных юридических наук.

Предмет юридической науки — объективные свойства права и государства ь их понятийно-юридическом постижении и выражении, общие и частные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права в их структурном разнообразии.

Если предмет юридической науки — это понятие права во всех аспектах его теоретико-познавательного проявления и выражения, то предмет каждой отдельной юридической науки — какой-либо определенный элемент юридической действительности.

Существуют различные классификации юридических дисциплин. В современной теории юриспруденции выделяют следующие группы юридических наук:

историко-правовые науки (всеобщая история государства и права, история отечественного государства и права, история политических и правовых учений);

 

теоретико-правовые науки (включают в себя собственно теорию государства и права и права, историю государства и права России, историю государства и права зарубежных стран, историю политических и правовых учений, философию права);

Общим для всех упомянутых научных дисциплин является их объект - государства и право, а различным - предмет изучения. Если теория государства и права изучает государство и право, абстрагируясь от их конкретно-исторических черт, то история государства и права акцентирует внимание на закономерностях государства и права, проявляющихся на определенных исторических этапах на конкретной территории. История политических и правовых учений изучает государство и право через призму теоретических взглядов мыслителей прошлого.

отраслевые юридические науки (конституционное (государственное) право, административное право, гражданское право, уголовное право, уголовный и гражданский процесс, трудовое, земельное, экологическое право и др. науки, имеющие в качестве объекта изучения различные отрасли права. Сколько существует отраслей права (величина непостоянная), столько и видов отраслевых наук).

Их взаимосвязь с теорией государства и права заключается в том, что они используют выработанный в ее рамках категориальный аппарат, например, понятия правоспособности, дееспособности, субъективного права и другое, а также предоставляют широкий эмпирический материал применения отдельных правовых институтов в юридической практике, позволяющий в некоторых случаях пересмотреть и совершенствовать устоявшиеся общетеоретические представления о государстве и праве.

прикладные (комплексные) юридические науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия, правовая психология, правовая статистика и т.д.);

Их особенность в том, они используют знание, выработанное неюридическими отраслями знания: физикой, химией и т.д.

международно-правовые науки (международное публичное право и международное частное право).

Эти науки выделены в отдельный блок, так как не могут быть отнесены к отраслевым дисциплинам, а сами в свою очередь состоят из ряда отраслей. Например, международное публичное право включает международное гуманитарное право, международное право охраны окружающей природной среды и т.д. Для теории государства и права они значимы тем, что в познании государственно-правовых явлений не позволяют ограничиваться национальным правопорядком, а расширяют предмет ее изучения за счет включения в него права, характерного для всего мирового сообщества в целом и отдельных государств.

 

20.Функции и задачи юридической науки.

Функции юридической науки - это направления относительно самостоятельного воздействия юридической науки на сознание людей, общественную (в том числе юридическую) практику, пути воздействия ее на другие науки. В качестве основных функций юридической науки представляется возможным выделить:

Гносеологическая (познавательная) функция выражается в том, что юридическая наука, как и любая другая наука, осуществляет познание окружающего мира. Она познает государство, право, иные государственно-правовые явления, получает о них необходимую информацию и объясняет их с научных позиций. По мнению В. М. Сырых, основной формой реализации познавательной функции выступает научное исследование – деятельность, осуществляемая специалистом, обладающим необходимыми теоретическими знаниями правовой науки, способным творчески применять методы научного познания и получать новые эмпирические или теоретические знания о праве и государстве, закономерностях их функционирования и развития.

Практическая функция выражается в том, что юридическая наука, как и всякая наука, должна обслуживать практику. Она должна вырабатывать (и вырабатывает) рекомендации, направленные на совершенствование государственно-правового законодательства, юридической практики. В современных условиях практическая функция юридической науки проявляется во всех сферах правовой деятельности государства, его органов. При этом она реализуется в самых разнообразных формах посредством подготовки научно-обоснованных предложений, рекомендаций по совершенствованию тех или иных аспектов политико-правовой практики, участия ученых-правоведов в деятельности общественных и государственных органов, непосредственного консультирования правотворческих и правоприменительных органов.

Воспитательная функция юридической науки состоит в том, что данная наука формирует в сознании людей определенные представления о государстве и праве и вырабатывает соответствующее к ним отношение. По мнению В. М. Сырых, воспитательная функция юридической науки проявляется в трех формах.1. юридическая наука выступает важнейшим фактором повышения уровня политико-правовой культуры. 2. она содержит достоверные знания о состоянии правового сознания населения, разделяемых им правовых ценностях, правовых устремлениях, иных позитивных и негативных аспектах общественного правосознания и на этой основе вырабатывает рекомендации о формах и методах ведения действенной пропаганды действующего законодательства. 3. юридическая наука разрабатывает формы и методы ведения государственными органами и средствами массовой информации активной борьбы с устаревшими взглядами на природу и социальное назначение государства и права в современном демократическом обществе.

Идеологическая функция юридической науки характеризуется тем, что, будучи гуманитарной, юридическая наука не свободна от той или иной идеологии, и, прежде всего, идеологии, господствующей в государстве. Как и всякая гуманитарная наука, юридическая наука аккумулирует в своем содержании различные идеи, взгляды, представления об изучаемых явлениях – государстве и праве, а также вырабатывает определенные идеологические ориентиры, связанные с объяснением государственно-правовых явлений. Особенно это относится к науке теории государства и права как науке, выполняющей методологическую функцию в отношении других юридических наук.

Суть прогностической функции состоит в том, что юридическая наука должна прогнозировать развитие государственно-правовых явлений. Выявляя их закономерности, она должна давать прогнозы как на ближайшее будущее, так и на перспективу в виде научных гипотез (предположений). Прогнозы юридической науки должны быть связаны не только с перспективами развития государства и права, но и с перспективами развития тех или иных отраслей права, с перспективами развития законодательства в каждой конкретной стране.

Методологическая функция юридической науки проявляется в том, что юридическая наука, как и любая другая наука, содержит необходимую базу знаний, от которой отталкивается любой ученый, исследуя ту или иную юридическую проблему. Методологическая функция выражается в способности науки вырабатывать общие понятия и категории, методы познания государственно-правовых явлений, которые используются отраслевыми науками. Данная функция является теоретическим фундаментом (о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: