________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 5
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ЭССЕ [1]
Эссе - это небольшая по объему, но требующая серьезной проработки вопроса письменная работа или сочинение на определенную тему. Эссе пишется и оформляется по определенным правилам, а именно:
- Объем эссе не должен превышать 1-2 страниц.
- Необходимо писать коротко и ясно.
- От студента требуется проявить навыки критического мышления, чтобы построить и доказать его собственную позицию по определенным проблемам на основе приобретенных знаний и самостоятельного мышления.
- Структура эссе включает такие обязательные компоненты, как: введение (суть и обоснование выбора выбранной темы), основную часть (аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала), заключение (обобщения и выводы).
- Во введении рекомендуется давать краткие определения ключевых терминов, но их количество не должно превышать трех-четырех терминов.
- В основной части каждый из параграфов должен быть посвящен рассмотрению одной главной мысли.
- При цитировании использованных при подготовке первоисточников применяются соответствующие правила цитирования (текст цитаты берется в кавычки и дается точная ссылка на источник, включая номер страницы), иначе текст будет считаться плагиатом.
- В заключение показывается практическое значение рассматриваемой проблемы, делаются выводы и заключения, а также показывается взаимосвязь с другими проблемами.
|
Качество любого эссе зависит от трех составляющих:
- качества исходного материала (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения студента и накопленный опыт по данной проблеме);
- качества обработки исходного материала (систематизация материала, его организация, аргументация и доводы);
- аргументации (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).
Эссе невозможно написать без предварительного знакомства с первоисточниками или просто списать. Как правило, перед тем, как дать задание студентам написать эссе, преподаватель рекомендует им познакомиться с несколькими различными первоисточниками, содержащими подчас противоречивые сведения или дополняющими (развивающими) идеи. Такими первоисточниками могут выступать главы из учебников, книги, статьи и разнообразные публикации в Интернете. Важно чтобы среди первоисточников студенты смогли отобрать сами или с помощью преподавателя 2-3 ключевые статьи или главы из книг, в которых даются концептуальные рамки или теоретическая аргументация, приводятся эмпирические данные, рассматривается и оценивается круг литературы по данной теме.
|
Над эссе можно работать индивидуально, в паре, в группе из нескольких человек. Более того, в последнее время в педагогической практике (особенно в связи с появлением современных средств ИКТ) стали появляться новые разновидности эссе - устное эссе-презентация (с использованием презентации PowerPoint), а также видео-эссе (устное выступление в жанре эссе, записанное на видеокамеру).
Проверять эссе могут (в зависимости от выбранной методики и формы организации студентов) как преподаватели, так и студенты. Эссе оцениваются по следующим критериям:
- умение ответить на поставленный вопрос;
- организация ответа;
- умение сфокусироваться при ответе на основной вопрос и не отвлекаться на смежные темы;
- умение использовать аргументацию (доказательства) в противовес риторике (утверждения);
- умение оперировать данными и использовать аналитический материал в описании проблемы;
- умение грамотно изложить разные точки зрения и высказать свою собственную позицию.
При проверке и оценке эссе используются, как правило, следующие вопросы:
- Правильно ли вы студент понял вопрос (тему)?
- Отвечает ли эссе на поставленные вопросы?
- Приведена ли аргументация?
- Подготовлен ли план написания работы в соответствии с этапами аргументации?
- Внимательно ли была прочитана литература по теме?
- Сформулирован ли в каждом параграфе один четкий главный вопрос?
- Представлены ли параграфы в логической последовательности?
- Эффективно ли используются доказательства?
- Правильно ли сделаны ссылки на источники?
- Является ли заключение кратким и относящимся к делу?
- Указано ли практическое значение рассматриваемого в эссе вопроса?
- Нет ли в работе стилистических нарушений?
- Правильно ли составлена библиография первоисточников, на которые есть ссылки в эссе?
- Совместная работа над эссе, то есть, когда одно эссе на заданную тему пишет небольшая (3-4 человека) группа студентов, характеризуются следующим:
- совместное написание эссе помогает студентам почувствовать аудиторию и лучше понять, что хотят по данной теме сказать другие люди,
- студенты начинают понимать, что то, что они пишут, станет достоянием читателей, общественности, тем самым, повышается уровень ответственности за написанное и качество представленного материала,
- студенты знакомятся с академическим стилем написания текстов и сопутствующими правилами грамотного оформления академического письма,
- студенты практикуются в анализе написанного, т.к., не замечая ошибки в своем эссе, они прекрасно видят все промахи в эссе партнера,
- студенты приучаются обсуждать написанное с другими, оценивать написанное на основе определенных критериев,
- у студентов появляется желание совершенствовать свои навыки написания эссе, глубже освоить этот жанр.
Типы эссе
|
Тип эссе | Описание | Примеры тем |
«Описательное» эссе. | Указывает направление или инструктирует в том, как закончить задачу, или как должно быть выполнено некое действие. | Как манипулировать на работе или в школе. Как потерять друзей. Как выигрывать спор с вашими родителями. |
«Причинно-следственное» эссе | Фокусируется на условиях или ситуации и пытается ответить на следующие вопросы: Почему? (причина), или Каков результат? (эффект). | Плохие отметки (причины и эффекты). Опоздания (эффекты). Самоубийства подростков (причины и эффекты). |
«Определяющее» эссе | Определяет тему как конкретно (например, дает определение словаря), так и абстрактно (предлагает расширенное толкование). Словарь часто определяет слово тремя способами: 1) термин; 2) класс, к которому он принадлежит; 3) характеристики, которые его отличают. Например, грузовик (термин) – четырехколесное транспортное средство (класс), используется для транспортировки (характеристика). | Ответственность (столкновение с последствиями чьего-либо действия). Лучшие друзья (какие они, а какие не...). Снобы (как относиться к ним в обществе). Храбрость (проявляемая простыми людьми в каждодневной жизни). |
«Сравнивающее» эссе | Фиксирует различия и/или сходства между людьми, местами, вещами, идеями, и т.д. | Сравнение двух друзей (или родственников). Сравните два фильма, которые Вы видели, с похожими характеристиками/ситуациями. Сравните иностранный и отечественный автомобиль. Знание и понимание |
Аргументирующее (контр-аргументирующее эссе | Фиксируется обоснованное мнение относительно предмета 1) Вы представляете возражения и опровергаете их. 2) Вы представляете аргументы, поддерживающие ваши предположения. | Должны ли женщины служить в армии? Должен ли каждый человек учиться в университете? Должна ли быть цензура на телевидении? Должны ли студенты учиться и одновременно работать? |
Литературный анализ | Размышления сосредотачиваются вокруг ваших впечатлений от книги, истории, поэмы или пьесы. | Каков конфликт в __: скорее внешний или внутренний? Отношения ненависти и любви между двумя героями. Насколько важна символика в раскрытии значения в ____. |
Анализ характера | Фокус – ваши размышления о персонаже литературного произведения. Ваша оценка героя основывается на том, что он говорит, делает, и/или на том, что другие персонажи говорят о нем/ней. | Опишите основных героев в ___. Каковы основные черты характера главного героя в ___? Что привело ___ к отчаянию? |
СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭССЕ
A | B | C | D | ||
СТРУКТУРА | |||||
Эссе соответствует теме | Эссе не соответствует теме | ||||
Тема глубоко раскрыта | Тема раскрыта поверхностно | ||||
АРГУМЕНТАЦИЯ | |||||
Аргументы логически структурированы | Аргументы разбросаны, непоследовательны | ||||
Факты представлены точно | Много сомнительных или неточных фактов | ||||
Строгий критический анализ ключевых понятий (концепций) | Недостаточное использование ключевых понятий (концепций) | ||||
НОВИЗНА | |||||
Оригинально и творчески | Не очень оригинально | ||||
СТИЛЬ | |||||
Аккуратное письмо | Неуклюжее письмо | ||||
Концентрированный текст | Излишние повторения | ||||
ОФОРМЛЕНИЕ | |||||
Четко и хорошо оформленная работа | Неопрятная и трудно читаемая работа | ||||
Разумный объем | Слишком длинная / короткая работа | ||||
ГРАМОТНОСТЬ | |||||
Грамматически правильные предложения | Много грамматических ошибок | ||||
Нет орфографических ошибок | Есть орфографические ошибки | ||||
Эффективное использование схем / таблиц для подтверждения аргументов | Неэффективное использование схем / таблиц для подтверждения аргументов | ||||
ИСТОЧНИКИ | |||||
Адекватное использование источников | Плагиат |
[1] Лесникова, Л.В., Гаврилова, Е.В. Электронное портфолио студента: методические рекомендации / Л.В. Лесникова, Е.В. Гаврилова / ГАОУ ДПО ИРОСТ, ГКОУ СПО «Катайский педагогический техникум».- Катайск, 2012.- 38 с.