Как подготовиться к проведению смены.




Профильная смена в детском лагере

 

Профиль (франц. profil, от итал. profile — очертание) – совокупность основных, типичных черт, характеризующих хозяйство, профессию, специальность.

Целью профильной смены в молодежном, детском лагере является освоение или совершенствование ее участниками каких-либо профессиональных или творческих навыков.

Профильная смена – это лагерная смена, деятельность которой подчинена профильным приоритетам, т.е. определенному направлению, специфике.

Профильные смены имеют свои особенности:

1. Содержание образовательной и развивающей деятельности, которая организуется в соответствии с профилем смены

2. Для работы привлекаются вожатые, педагоги и специалисты, обладающие соответствующими профилю навыками

3. Проводятся для подростков, детей и молодежи, объединенными общими интересами, членством в общественной организации, трудной жизненной ситуации и т.д. различаются содержанием образовательной и развивающей деятельности, которая организуется в соответствии с профилем;

4. профильные приоритеты во многом определяют содержание развлекательных (досуговых) мероприятий;

5. для работы на профильных сменах привлекаются вожатые, обладающие соответствующими профилю навыками, и/или дополнительно специалисты по профилю;

6. часто требуется специальное оборудование.

7. В основном хар-ся небольшой продолжительностью (5-10 дней)

8. Воспитательный процесс, организуемый в профильной смене, по своим целям, содержанию, структуре и ресурсам во многом отличается от практики традиционного поведения летних лагерных смен в летних лагерях.

Проф. Смены проводятся для освоения ее участниками новых знаний, расширения социального опыта, развития и совершенствования каких-либо творческих, профессиональных или специальных навыков. Основным в содержании деятельности профильной смены может являться практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде социального, художественного, научно-технического и т.п.видов творчества.

В содержании профильной смены особое внимание уделяется конкретному направлению, демонстрации достигнутых результатов, планированию совместных акций и т.д.

Профильную смену нужно рассматривать как проект, как минимум три этапа:

1. Додействие – подготовительный период до начала смены, разработка программы, набор участников, профильная подготовка вожатых, набор специалистов.

2. Действие – сама смена

3. Последействие – вывод результатов смены

Любая профильная смена начинается с идеи.

Идея – это то, ради чего задумана смена, она определяет ее общую направленность.

Она может вытекать из имеющихся ресурсов, или рождаться из потребностей и проблем. В первом случае содержание смены будет опираться на возможности организации (смены актива, добровольчества, творческой и интеграционной смены и др.)

Если же есть определенные потребности и проблемы, то идея такой смены будет направлена на решение этой проблемы. Например, нужно сформировать актив, развить лидерские качества у детей – смена актива; сформировать толерантность у детей – интегрированные смены и т.п.

Социальная значимость – определяет материальные и нематериальные блага, которые получит общество в ходе реализации программы, какой вклад смена может внести в решение какой-либо определенной проблемы.

Возможна ли оценка социальной значимости? Конечно, да. Некоторые проявления социального эффекта могут быть точно измерены. Такие как, например, площадь очищенного от мусора леса; количество задействованных в смене детей, находящихся в трудной ситуации; количество мероприятий, проведенных для определенных социальных групп людей и др.

Например, социальным эффектом добровольческой профильной смены «Твори добро» можно считать расширение социальных контактов воспитанников детских домов инвалидов, с которыми на протяжении всех смен взаимодействовали добровольцы – участники смены. Результаты такого взаимодействия видны в более активном включении детей в игры и мероприятия, развитии навыков общения детей-инвалидов.

Как подготовиться к проведению смены.

Предварительная подготовка приобретает особое значение.

Причины многих педагогических промахов в проведении профильной смены кроются в пренебрежении, в недостаточном внимании организаторов к подготовке смены.

Подготовка смены – это комплексная работа, включающая в себя множество аспектов.

1. Обсуждение целей и задач смены.

2. Распределение ролей.

3. Проработка сценария.

4. Подготовка средств для работы на смене.

 

Варианты профильных смен

1. Научно-образовательная (естественно-научная, экологическая, математическая и физико-математическая, краеведческая, археологическая, астрономическая и т.п.)

2. Образовательная (языковая).

3. С общественно полезной деятельностью (природоохранная, трудовая, строительная и т.п.)

4. Смена для активистов общественных объединений, или лидерская.

5. Религиозная

6. Оздоровительная

7. Спортивная (оздоровительная или для спортсменов, ориентированных на высокие достижения)

8. Туристическая (спортивная и любительская)

9. Творческая (по видам – от КВН до журналистики и классической музыки)

10. Педагогическая и социально-технологическая

11. Техническая

12. Военно-патриотическая (кадетская)

Примеры профильных смен.

1. Смена «Твори добро». Подготовка волонтеров и разработка программы для общения, завлечения, мероприятий с детьми детских домов.

2. Смена «Спасатель». Изучение навыков оказания первой помощи, азы работы с пожарным оборудованием, поведения в экстренных ситуация, работа с опытными сотрудниками МЧС.

3. Смена «Казачий сполох». Изучение истории казачества, традиций, песен, работа с казачьим оружием (под присмотром опытных казаков).

4. Смена «Патриот».Формирование активной гражданской позиции.

5. Смена «Доброволец». Подготовка участников смены к дальнейшей работе в сфере благотворительности, оказание адресной социальной поддержки, создание проектной базы в сфере благотворительности и помощи детям, развитие навыков коммуникативного общения.

6. Смена «Экологическая».Воспитание целесообразного отношения к природе, выражающегося в заботливом отношении к живым существам в осознанном выполнении определенных норм поведения на природе. Обучаются оценке экологического состояния лагеря, приобретение навыков трудовых дел экологического характера.

 

Опыт проведения профильных смен для одаренных детей

Проект «Планета будущего» (Москва)

Ключевой принцип - создание ситуации успеха каждому ребенку. Дети пробуют себя в различных видах деятельности, открывают для себя новые возможности – в отличие от развития уже выявленных способностей в обычной жизни. Психолого-педагогические методики позволяют путем погружения в особую развивающую среду в короткий срок получить значительное усиление процесса развития способностей детей. В основе этих методик лежит исследовательская деятельность, эксперимент, игра и командное выполнение поставленных задач. Весь образовательный компонент программы подчиняется сюжетной линии (в зависимости от профиля смены). Учитывая широкий спектр интересов детей, все спецкурсы и мастер - классы условно разделены на базовые (компьютерные технологии, журналистика, фотодело, психология делового общения, практика разговорного английского языка и др.) и профильные (в зависимости от профиля смены – математические, экологические, биологические и т.д.).

Психологи используют методики «запуска активности», формируют у ребенка самоуважение, повышают самооценку, вырабатывают стремление к саморазвитию, и, как следствие - повышают мотивацию на хорошую учебу и активную жизненную позицию.

Очень важным руководители смены считают формирование навыков и умений командной работы, неконфликтного взаимодействие, делового общения, ведь, как известно, талантливые дети часто оказываются в изоляции в школьном коллективе.

С некоторыми детьми проводится индивидуальная корректировка и личностная диагностика. Это может делаться по просьбе вожатого или самого ребенка, или родителя.

Астрошкола (Самара)

Основная задача - предоставить возможность школьникам овладеть современными методами астрономических наблюдений.

Во время летней смены преподаватели осуществляли подготовку школьников к Всероссийской олимпиаде. Все участники были разделены на три группы.

Первая группа - секция наблюдателей метеоров.

Во вторую группу вошли ребята, интересующиеся солнечной активностью.

И третья группа – это секция по наблюдению переменных звезд.

Кроме наблюдений и практических занятий, участникам представилась возможность прослушать целый ряд выступлений различных специалистов..

 

Опыт проведения волонтерской смены «Не все равно» (Иваново)

Обучение профилактической работе по методикам «равный - равному» и уличной работы, основам психоанализа, приемам вербального убеждения с использованием статистических и медицинских знаний, основам социальной рекламы, обучение социальному служению, общественно-полезному труду, основам психоанализа, оказанию первой медицинской помощи.

В смене принимает участие 88 подростков 14–18 лет из малообеспеченных семей.

 

Опыт проведения профильной смены поисковых отрядов (Тюмень)

Мастер-классы различной направленности: «Информационная поддержка деятельности поисковых объединений», «Материально-техническое обеспечение деятельности поисковых объединений», «Военная археология. Методика работы с экспозиционным материалом», «Фото- и видеообеспечение деятельности поисковых объединений», «Начальная медицинская подготовка», «Жизнеобеспечение и выживание в экстремальных условиях», «Топография и ориентирование», «Архивно-мемориальная работа».

 

Опыт проведения журналистской профильной смены (Барнаул)

“Журналистский пленэр”: интенсивное обучение по игровым и тренинговым методикам, активный отдых на природе, обмен опытом между юнкорами; выпуск газет; интеллектуальные состязания и развивающие игры плюс туризм (сплав по реке и т.п.) с написанием текстов.

 

Опыт проведения военно-патриотической смены (Пенза)

Смена «Ратники». Создание условий для формирования у подростков идей патриотизма и гражданственности, положительной мотивации к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, профилактика правонарушений и асоциального поведения, улучшение физической подготовки и подготовки по основам военной службы, раскрытие способностей.

Смена проводится по методике «погружения». По сути, подростки попадают в учебное подразделение бойцов группы специального назначения.

Курсы:

- правовая подготовка (международное гуманитарное право, сфера НОН, необходимая оборона и крайняя необходимость и т.п.)

- мемориальный час (теоретические знания по военной истории России);

- историко-краеведческая работа (изучение истории жизни Пензенских полководцев, знаменитых людей Пензенского края;

- строевая подготовка и основы военной службы;

- военно-спортивная подготовка (изучение оружия Российской армии, радиодело, тактическая подготовка; стрельба из пневматической винтовки, стрельбы из ПМ, автомата Калашникова, военно-инженерная подготовка, преодоление полосы препятствий, совершение марш-бросков, основы рукопашного боя);

- первая медицинская помощь;

- школа выживания (поведение в экстремальных ситуациях, способы борьбы со стрессовыми состояниями, психологическая подготовка, основы прикладной биологии);

- ориентирование и топография;

- высотная подготовка (применение альпинистской техники при работе на здании).

По окончании курса - тактическая игра на местности.

Программа профильного лагеря строится по интересам. Ребят делят на группы, согласно их увлечениям. Для них организуют различные мероприятия в определенном направлении. Например, лингвистический лагерь, где дети могут подтянуть и усовершенствовать родной либо иностранный язык, математический, экологический, журналистский и т.п. Таким образом, программа организации детского отдыха в профильном лагере рассчитана на развитие конкретных знаний и способностей ребенка.

Иногда к летним профильным лагерям относят детский отдых, основанный на спорте. Действительно, программа спортивно-оздоровительного лагеря написана так, чтобы на протяжении смены дети были вовлечены в различные спортивные мероприятия. Однако специалисты всё же выделяют их в отдельную группу. При этом делят их на две группы: 1 — для тех, кто серьезно занимается каким-то видом спорта, 2 — для общего физического развития. Согласно программе спортивного лагеря во время заезда детей делят по возрасту и уровню физподготовки.

Программа летнего загородного лагеря профильного, трудового и других направлений, в том числе программа летнего детского спортивного лагеря, всё чаще «разбавляется» определенными мероприятиями, посвященными Дню Нептуна, волшебникам Гарри Поттера, Звездным войнам, Путешествиям в Страну загадок и т.д. Но если в профильный лагерь дети подбираются по интересам и возрасту.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: