Тема: Приспособление и маскировка. Принцип зеркальной симметрии у бабочек.





Задачи:
Образовательная – обобщить знания по работе цветом, линией, пятном.
Развивающая- способствовать развитию художественно-творческой активности учащихся.
Воспитательная – формировать у учащихся нравственно- эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни.


Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, вы проверили все ли у вас готово к уроку?
- Кроме этого вы должны и сами быть готовы к работе. У меня сегодня хорошее настроение. А вот какое настроение у вас мы сейчас узнаем. Я попрошу вас выразить свое настроение с помощью цвета. Для этого мы поработаем с цветовыми гаммами. На какие две цветовые гаммы делятся все цвета? (- холодная и теплая)
- Вы сейчас будете работать в парах. У вас на партах разные листочки цветной бумаги, разложите их на теплые и холодные цвета.
- А теперь скажите, к какой гамме относится ваше настроение: к холодной, более спокойной и грустной, или к теплой, радостной и веселой. (- дети поднимают цветные листочки таких цветов, которые, по их мнению, соответствуют их настроению.)
- Я вижу, с каким настроением вы пришли на урок, и постараюсь кому-то его поднять, а кому-то не испортить.
2. Включение в тему. Актуализация.
- Закройте, пожалуйста, глаза и представьте, что сейчас звонкое, жаркое лето, и вы босиком мчитесь по мягкой траве на луг. (учитель открывает часть доски, на которой иллюстрация с изображением луга)…
- Представили? Ну, а кто уже добежал до луга? Открывайте глаза.
- Перед нами луг. Что мы можем здесь увидеть? (- траву, цветы)
- Трава здесь мягкая, пестреют луговые цветы. Они поднимают нам настроение. А почему? (- они красивые и хорошо пахнут)
- Действительно, мне даже кажется, что я чувствую их аромат. Своей красотой цветы радуют нас. Человек всегда стремится, чтобы рядом были цветы. Поэтому мы можем встретить их не только на лугу, в поле, но и…
(- в парках, садах, на городских аллеях)
- Даже на балконах высотных домов в больших городах. Это говорит о том, что люди стремятся создать вокруг себя красоту.
- Скажите, а только ли человеку нужны цветы? (- животным, насекомым, птицам) Кого не хватает на нашем лугу?
- Для чего цветы нужны насекомым? (- насекомые питаются цветочным нектаром)
- Отгадайте загадки. Скажите, о каких насекомых идет речь?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
- О ком идет речь в загадке?
. - Правильно, это бабочка.
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке вы узнаете о многообразии бабочек, рассмотрите узоры на их крыльях и научитесь украшать их.
4. Работа по теме урока.
- Скажите, а почему автор загадки спутал бабочку с лепестками цветка? (- они похожи)
- Бабочек можно иначе назвать «летающими цветами». И вряд ли найдется человек, который бы не восхищался красотой бабочек.
- В далекие времена в Древнем Риме люди верили в легенду о происхождении бабочек. Они считали, что бабочки произошли от цветов, оторвавшись от стеблей растений.
- К какой группе животных отнесем бабочек? (- это насекомые)
- Почему? (- у всех насекомых общее строение)
- Действительно мы определили это по биологическому строению. Давайте вспомним из курса «окружающего мира» каково оно? (на доске появляется соответствующий рисунок) (- тело бабочки состоит из головки с усиками и хоботком, груди, брюшка, шести ног, а к средней части брюшка прикрепляются крылья: передние и задние.)
Завязка.
Рассматриваем бабочек в природе, в рисунках.
- В природе существует большое количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга.-Давайте внимательно рассмотрим бабочек.- Бабочки имеют разнообразную окраску. Посмотрите на эти картинки! Капустница, лимонница, махаон, крапивница, парусник (морячок) - все они ярко окрашены. Это дневные бабочки.. Но есть бабочки ночные, их окраска соответствует краскам ночи. Брюшко и головка у бабочек темные, мохнатые.
- Но бабочки отличаются не только окраской. А чем еще? (- формой крыльев)
- Бабочки очень красивые с изящной формой крыльев. Посчитайте, сколько различных цветов присутствует в окраске. Из чего состоит узор на крыльях? (из кругов, волнистых линий, завиточек, пятен.)
. Рассмотрите бабочек. Что можете сказать «об одежде» бабочек?(нарядная, красивая)
- Сколько крыльев у каждой бабочки? (четыре крыла.)
- Узор какой бабочки вам понравились больше всего? Почему?
- Вы заметили, что передние крылья между собой одинаковой формы и задние то же. Передние крылья, как правило, по размеру больше задних.
Одно из самых удивительных приспособлений бабочек — мимикрия, то есть маскировка или подражание тому или иному объекту, чаще всего с целью самозащиты.

У разных видов бабочек разное расположение крыльев. У дневных — крылья большие и расположены вертикально, поэтому в сложенном состоянии видны только нижние части крыльев и соответственно окраска. У ночных бабочек все наоборот — крылья имеют вид кровли и видимыми остаются верхние части крыльев, нижние же при этом остаются не заметными до того момента, когда это будет необходимо. Так бабочки создают полную иллюзию той поверхности, на которой чаще всего прячутся от своих врагов или маскируются под место своего обитания. Но есть бабочки, которые своим внешним видом имитируют насекомых, отпугивающих врагов с целью защиты. Примером может быть безобидная бабочка стеклянница. Внешне она, благодаря малому количеству чешуек, имеет прозрачные крылья и очень похожа на осу или шершня. Данный вид мимикрии настолько действенный, что вводит в заблуждение не только птиц и насекомых, но и, довольно часто, человека.

Но не всегда окраска бабочек невзрачная или тусклая, на примере глазчатого бражника можно продемонстрировать «работу» устрашающей окраски. При обычном состоянии бражник невзрачен и имеет обычную маскировочную окраску, но с приближением любопытного или голодного врага, у бабочки сдвигаются передние и задние крылья и взору нападающего открывается огромный глаз. Невольно испугаешься, увидев среди веток большой глаз, за большими глазами, как водится, возможны большие неприятности.

Некоторые бабочки вовсе не имеют маскировочной окраски. Примером могут быть пестрянки. Они имеют яркие цвета, которые невозможно не заметить. Такие бабочки зачастую имеют неприятный запах или отвратительный вкус, поэтому остерегаются их, а не они.

Мимикрия достигла значительного развития и у гусениц. Гусеница пяденицы имеет вид обломанного сучка. Впечатление усиливает и положение гусеницы: она размещается под таким углом к стволу ветки, под каким расположены веточки, действительно растущие на нем. Это пример того, как поведение гусеницы подтверждает окраску.

Но, как и среди бабочек, так и среди гусениц, есть виды, окрашенные в вызывающе яркие цвета. Птицы, в большинстве своем, пренебрегают гусеницами такой окраски. Этот метод защиты довольно эффективен. Ведь если ярких гусениц покрыть тонким слоем муки, скрывающим яркий и вызывающий цвет, на них сразу же накидываются обманутые птицы. Многие из гусениц погибают, пока птицы не распробуют их отвратительного вкуса и запаха.

Зачастую гусеницы имеют окраску того растения, или его части, на котором они обитают. Их окраска меняется по мере изменения окружающих листьев, лепестков. На сегодняшний день точно известно, что при облучении гусеницы цветными лучами она приобретает цвет, которым ее облучают. То есть изменение «колора» проходит хромофотографически и приобретение окраски объясняется физическими процессами. Следует также отметить, что в природе среди бабочек, также как и среди многих других животных, отмечаются генетические аномалии в окраске. Среди темной видовой окраски имеются особи, окрашенные в светлые тона и наоборот: среди белых сородичей без веских на то причин появляется темненький родственник. Эти явления называются альбинизм и меланизм соответственно, в зависимости от окраски.

- Итак, мы посмотрели бабочек в полете, выяснили, чем бабочки похожи и чем различаются. И вы догадались, какое будет у нас задание? (- создать и украсить бабочку)
- Но прежде чем приступить к практической работе, нам стоит познакомиться с одним важным свойством, которое есть у всех животных и большинства насекомых, а так же у некоторых предметов. Это – симметрия.(на доске появляется следующая часть темы урока)

- Как действует закон симметрии? Возьмем бабочку. Если провести вдоль ее туловища границу, то бабочка будет разделена на две одинаковые части. Теперь, если наложить одну половинку на другую, крылья одной в точности совпадут с крыльями другой половинки. Так действует закон симметрии: Если части предмета, разделенные проведенной осью, совпадают, эти части симметричны. Это мы должны будем помнить при работе. Как вы думаете, с чего надо начинать работу? (- нарисовать головку, грудь, брюшко)
- Верно. Головка имеет форму круга, брюшко мы рисуем с помощью двух дуг, а затем присоединяем крылья передние и задние, не забывая о законе симметрии (объяснение сопровождается показом на доске). Перед тем как приступить к работе немного отдохнем.
Физкультминутка.


Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась. (тянутся к верху и улыбаются)
Раз - росой она умылась, (ладошками проводят по лицу)
Два - изящно покружилась, (кружатся на месте)
Три - нагнулась и присела, (нагнулись и присели)
На четыре - улетела. (помахали руками)
Спасибо! Садитесь на места



5. Творческая практическая деятельность учащихся. Развязка.(Самостоятельная работа учащихся).
-Сегодня вы внимательно рассматривали виды бабочек, существующие в природе.
- А хотите создать и украсить бабочек?
Учитывая законы симметрии вы будете вырезать бабочек. Сложите лист цветной бумаги пополам, нарисуйте половину бабочки как показано в инструкции. И затем вырежьте.
- Пока вырезаете форму бабочек, продумайте, как их украсите! Не забываем про симметрию и в украшении узором.
Учащиеся вырезают бабочек. Затем фломастерами придумывают узор.
Инструкция!!!!
- Пофантазируйте и «нарядите» бабочку в красивое, яркое, узорчатое платье, такое, какое вам захочется.
- Используйте для украшения различные пятна, линии и точки. Нарисуйте различные овалы, кружки неправильной формы сразу фломастером без карандаша.
- Всем ли всё понятно? Приступайте к работе!!!
6. Подведение итогов.
- Завершаем работу.
-Ваши бабочки готовы к полёту? Тогда разместим своих бабочек на поляну, чтобы она ожила.
Итог урока – коллективное панно «Бабочки».
Рефлексия:
- Приятно любоваться красивыми узорами бабочек?
- Что нового узнали на уроке? (узнали о разных красивых бабочках.)
- Чему учились на уроке? (рисовать узор на крыльях бабочек.)
- Есть ли работы с ошибками? - Кому удалось изобразить очень красивую бабочку?
- Соблюден ли закон симметрии?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: