Как и чему учили в Псковских школах.




IV. Псковская губерния в 19 – 20 вв.

Богата и славна история Псковской земли. Многие псковичи внесли вклад в ее сохранение и развитие, прославились по всей России. Но вот вопрос, где и как они готовились к своему служению? Когда появились на Псковщине школы, чему и как в них учили? Мы думаем, эти вопросы и вас интересуют. Чтобы ответить на них пригласим в дорогу работников Псковского областного архива, музея истории народного образования Псковской области – ведь именно там хранятся старые классные журналы, протоколы педагогических советов, дневники учеников и даже записки родителям о том, как вели себя юные псковичи в школах. Итак, в путь по полкам и папкам архива.

Первый экспонат – Именной Указ императрицы Екатерины II от 22 сентября 1786 года об открытии первого народного училища (так назывались первые школы) в Пскове. Чуть позже подобные учебные заведения появились в Великих Луках. Правда, у первых школ не было своих зданий: им выделялись помещения в каком-либо доме сердобольным купцом.

Как поступали дети в школу? Посмотрим другие документы – заявления родителей. В народное училище просто: родители записывали, а вот в гимназию нужно было сдавать экзамены. Готовили к ним репетиторы – студенты из Петербурга или из псковской педагогической семинарии.

Чему учились? Заглянем в дневник ученика младших классов псковской гимназии 19 века: чтение, письмо, Закон Божий, начальные правила русской грамматики, арифметика, рисование. Похоже на современное расписание. Но это еще не все. Изучали школяры также не менее двух языков: немецкий и латынь[1], политическую и естественную истории.

Следующий экспонат – школьная форма, было время, когда это было обязательным требованием - ходить в школу в форменной одежде. Но мы обратимся не к обычному гимназическому костюмчику, а к военной форме ученика Кадетского корпуса. Была такая школа для детей военных в городе Пскове. Там, изучали не только общеобразовательные, но и особенные предметы: космографию, законоведение, строевую подготовку, гимнастику, фехтование, танцы. Оценки выставлялись по двенадцатибальной системе.

Учителями и воспитателями в Кадетском корпусе чаще всего были офицеры. Они вели обучение, опираясь на строгую дисциплину. За проступки воспитанников наказывали спарыванием погон с формы (это наказание считалось самым позорным), заключением в карцер[2], ограничением в еде, лишением отпусков. Были разрешены и телесные наказания, но псковскими педагогам они почти не применялись.

Закончив Кадетский корпус, выпускники могли пойти в армию в звании подпоручика или в военные училища. Но для этого военную школу нужно было закончить, что удавалось не всем. Из приказов начальника корпуса и решений педагогических комитетов (советов) мы узнаем, что в год за «неуспеваемость и дурное поведение» отчисляли или переводили в другое учебное заведение около 30 человек.

В целом учеба в Кадетском корпусе была интересной и поступить туда было непросто. Многие из выпускников Псковского Кадетского корпуса стали хорошими офицерами и проявили свои лучшие качества, защищая Родину во время войн России 19 – 20 веков.

В сельской школе учили несколько иначе. Там кроме обычных предметов дети изучали садоводство, огородничество и другие сельскохозяйственные предметы.

Оснащение школ велось всем миром. При создании Килошицкого приюта в 15 километрах от Плюссы один из местных благотворителей помог купить корову, соседи - ученики и учителя из Которской школы - подарили 10 табуреток, 10 кроватей, 2 скамьи и сапожные верстаки, сделанные собственными руками. Качество подарков было отменным, ведь изделия юных умельцев высоко оценили даже на Всероссийской Нижегородской выставке.

Существовали в Псковской губернии специальные школы для детей – инвалидов и сирот. В них кроме грамоты, математики, пения и Закона Божьего обучались основам различных ремесел.

Наша землячка - Мария Владимировна Пантелеева на свои средства в 1892 году учредила в усадьбе Андромер (сегодня поселок Андромер Плюсского района) школу грамотности для 18 учащихся. При ней был устроен «ночлежный приют», где ночевали и получали один раз в день горячее питание школьники из отдаленных деревень.

В этой школе детей обучали мастерству: девочек – кройке, шитью руками, вязанию, штопанью, чинке белья; мальчиков – сапожному делу, правильному ведению сельского хозяйства, сыроварению и маслоделию.

Появились частные школы в 19 – 20 веках и в других населенных пунктах Псковской губернии: граф Петр Александрович Гейден основал школу в селе Глубокое Опочецкого уезда, Мария Ивановна Агапова - женскую гимназию в Пскове. В Великих Луках школу создала Александра Федоровна Виноградова, сын которой – Иван Матвеевич – так успешно разгадывал тайны цифр, что стал в 1929 году академиком, первым из псковичей

А вот заглянув в школьные журналы одного из учебных заведений Печорского уезда вы без переводчика ничего не поймете: все в них написано по-эстонски. В этой школе на родном языке обучались дети эстонцев и народности сету.

Вы помните, мы в архиве или музее. Давайте пополним его своими экспонатами. Для этого достаточно открыть портфели, сумки, рюкзаки и достать из них свои дневники и тетради, ручки и калькуляторы. Прежде чем оставлять их, проведем научное исследование и, сравнив, выясним, что изменилось в 20- 21 веках в жизни псковских школьников, а что осталось прежним.

Конечно, вы теперь уже можете пойти учиться не только в школу или гимназию. Есть у нас и лицеи, и школы – комплексы, музыкальные и художественные школы. В дневниках современных учеников появились новые предметы: информатика, экология, риторика, физкультура, МХК, ОБЖ и другие. Есть и другие перемены, но о них лучше вы расскажете друг другу на привале.

Главное, думаем мы, здорово, что в школах сегодня идет интересная жизнь. Все так же много знаний получают ученики, придя в гостеприимные классы. Вы показываете это не только на контрольных работах, но и на разных викторинах, конкурсах, КВНах. Все это сохранилось только потому, что необходимо всем нам: ученикам и педагогам. Вместе мы сможет передать лучшие традиции псковской школы нашим потомкам.

Задания:

1. Ответьте на вопросы:

- Было ли похоже в 19 веке обучение мальчиков и девочек? Обоснуй свой ответ словами из рассказа.

- Чем отличалось обучение в старых псковских школах от того, как и чему учат в школах Псковской области сегодня?

- Какие традиции псковских школ сохранились до сегодняшнего дня? Как вы думаете, почему?

- Как вы думаете, отличалось ли содержимое портфелей псковских школьников 19 века от того, что есть в ваших сумках? Что вам необходимо узнать для ответа на этот вопрос? Кто может помочь найти ответы? Воспользуйтесь помощью работников музея, родителей, книг.

- Нужна ли школьная форма современным ученикам? Обоснуйте свою мысль, подтвердите ее примерами из рассказа.

2. Используя иллюстрации, составьте рассказ об учебном дне юного псковича 19 – начала 20 века.

 

 


[1] Латынь – один из древнейших языков на Земле.

[2] Карцер – отдельное помещение, часто плохо отапливаемое, где нарушитель дисциплины находился некоторое время без права выхода, не имея возможности общаться с товарищами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: