Переодизация лагерной смены




В самом общем виде логикусмены можно представить как комплекс последовательных развивающих задач,решить которые предстоит в организационный, основной и итоговый периоды

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Для первых трех-четырех дней смены придумано такое название: “организационный период” или “оргпериод”. По отношению к нему существует педагогическое поверье: “Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена”. Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере,

если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это проверено многократно и не стоит проверять еще раз на своем отряде. Основной целью оргпериода является адаптация ребенка к условиям и особенностям лагеря

В организационный период смены происходит адаптация детей к жизни в лагере, закладываются основы временного детского коллектива, формируется актив внутреннего детского коллектива.

Отрядный вожатый должен изучать своих воспитанников, организовывать творческие дела, думать над отрядным планом работы. И в то же время на нем обязанности организации быта: он знакомит детей с режимом дня, рассказывает о внутреннем распорядке жизни в лагере, показывает, как правильно заправить кровать, что и как нужно складывать в тумбочку, где хранить обувь и т.д.

Необходимо одновременно решать множество разнообразных задач, отвечать на самые непредвиденные вопросы. Для того чтобы не «утонуть» в мелочах, не упустить главного, важно точно представлять себе основные задачи первых лагерных дней.

Задачи оргпериода:

Адаптация ребенка к новым условиям жизни:

1. создание комфортных условий для каждого ребёнка;

2. знакомство с условиями лагеря;

3. демонстрация принятых норм поведения и быта.

Раскрытие и развитие возможностей ребёнка:

1. определение интересов и способностей каждого ребёнка;

2. старт коллективного творчества.

3. Структурное оформление отряда:

4. определение лица отряда;

5. выявление лидеров;

6. создание условий для развития самоуправления.

Планирование смены:

1. планирование собственной деятельности ребёнка;

2. планирование деятельности отряда.

Структурное оформление лагеря:

1. знакомство отрядов между собой;

2. выбор органов самоуправления.

Критерии успешности оргпериода:

1. Ощущение удовлетворённости тем, что ребёнок попал именно в этот отряд,именно к этим вожатым.

2. Заинтересованность ребят в дальнейшей деятельности отряда и лагеря.

3. Принятие норм лагеря.

Одна из важнейших задач отрядного вожатого в организационный период - целенаправленное, заранее продуманное изучение воспитанников, их интересов и запросов, особенностей характера и физического развития, умений и навыков. С первого дня важной задачей вожатого становится создание в отряде устойчивого климата открытости, доброжелательности, товарищества, взаимной

поддержки. С первых минут нужно пресекать попытки создания «руководящих» группировок, игнорирующих принципы жизни отряда, проявление зазнайства, давления одних детей на других.

В этот период необходимо создать у детей позицию активного участника, созидателя собственной жизни и организатора своего отдыха. Для чего вам необходимо задействовать детей в различных мероприятиях, создать ситуацию успеха и не оставлять эту тему без внимания.

Организационный период - один из самых насыщенных в смене. Ни однаминута не должна быть свободной. Постарайтесь максимально занять детей разнообразной деятельностью. И ничего, если они жалуются на нехватку времени для личной жизни (если оно в данный период появится у них, то потом его не будет у вас из-за проблем с отрядом).

1 – й день он трудный самый.

Как сделать день заезда не формальным, не заорганизованным? Бывает, что этот день портит настроение на всю смену. Да, самый длинный в смене и самый трудный день – день заезда ребят. Его тщательно готовят вожатые, его разрабатывают как военную операцию. День заезда – день старта смены. От него зависит весь дальнейший ритм жизни, его эмоциональная окраска. День заезда – это не только организационные формальности, это зарядка хорошим настроением

будущих жителей летней республики. В день заезда волнуются все: дети, родители, вожатые.

Приехали дети и подростки в лагерь всего на одну смену, и надо с первой же минуты поставить их в такие условия жизни и деятельности, чтобы они, свято соблюдая сложившиеся в лагере за многие годы традиции, увозили с собой, в семьи и школьные коллективы, не только здоровье, красоту загара и отличное настроение, но и заряд оптимизма, доброты, мужества, общественной активности.

Первые часы в лагере заполняются не очень интересными, но важными для жизни детей делами: распределение их по отрядам, расселение по палатам, уточняются списки детей, проводятся игры на знакомство. Дети знакомятся с законами и традициями лагеря, изучают режим дня.

Регистрация - это то место, где вы встретитесь со своим будущим отрядом. От того, как вы будете вести себя во время регистрации, зависит отношение к вам родителей, которое тут же передастся и детям. Главное, что вам необходимо это профессиональное спокойствие и доброжелательная улыбка.

Отрядные вожатые «принимают» ребят своего отряда и далее помогают им сориентироваться. Затем направляются к врачам, которые быстро проверяют путевку и все справки. Чтобы детям и взрослым было легче запомнить своего вожатого, необходимо иметь визитную карточку с именем и номером отряда. Когда закончится регистрация, вы сможете определить своих детей по визитным карточкам на их груди, которые вы заранее приготовили и раздали им на регистрации. После того как ребенок попал к вам в отряд, вы отвечаете за его жизнь и здоровье! Как только ребенка зарегистрировали ему необходимо показать его комнату. Вожатому желательно заранее подготовить схему размещения (количество комнат, сколько кроватей в каждой из них, где будут жить мальчики, где – девочки).

Расселение.

1. Расселение по комнатам. При этом, конечно же, надо учесть желания и симпатии, но в некоторых ситуациях от вас потребуется твердость. Убедитесь, чтокаждый выбрал себе кровать, покажите каждому его тумбочку и место в шкафу. Не заселять всех «старичков» вместе, чтобы не было противостояния палата на палату. Если интересы ребят по выбору кроватей пересекаются, то распределите по жребию.

2. Экскурсия по корпусу: где туалет, умывальники...

3. Объяснение оргвопросов:

a. Где разместить вещи: что в тумбочке, что в чемодане, что в шкафу. Есличемоданы хранятся в камере хранения, то на чемодане наклеить ярлычки цветасвоего отряда с фамилиями, особенно для маленьких детей.

b. Сказать, что делать с привезенными продуктами: скоропортящиеся - съесть,сухомятку - хранить в пакете.

4. Операция "Уют" по благоустройству комнаты (размещение вещей; показать, как застилатьпостель; график дежурств; на дверях вывесить название комнаты и список живущихв ней).

Когда процесс размещения по комнатам будет завершен, можно вновь собрать всех вместе, провести инструктаж, что и где хранить. Особое внимание обратите на продукты питания, которыми детей заботливо снабдили родители. И не подумайте, что такая «заорганизованность» нужна только в отряде малышей. Чаще бывает как раз наоборот. И эти первые шаги в знакомстве с лагерем и его законами никому не повредят.

Знакомство.

После того как все обустроились соберите ребят на отрядном месте. Это ваш первый отрядный сбор. Основная его задача – это познакомитьребят, помочь ребятам почувствовать себя более свободно и раскованно. Поможет вам в этом, конечно же, игра. Используйте игры на знакомство, раскрепощение, снятие эмоционального зажима («снежный ком», «здравствуйте», «творческийкруг» и т.д). Даже если все ребята знакомы друг с другом, не следует пренебрегать этим правилом. Помните, чем больше упражнений на «прикосновение», эмоциональность, подвижность (динамичность), тем больше уверенности, раскрепощенности, желания работать и т.д.Знакомство не стоит затягивать (всего 20-30 минут), иначе ребятам надоест играть и станет скучно. При подборе игр следует также учитывать количество, возраст ребят, знакомы они друг с другом или нет, в каком помещении вы работаете и т.д. Не стоит думать, что сразу все всех запомнят по именам. С целью повторения имен играть на знакомство, проводить КТД на узнавание друг друга нужно в течение всего оргпериода

Как говорит Д.Карнеги, для любого человека самый приятный звук - звук его имени. Обращение по имени - это первый шаг к взаимопониманию и дружбе. Вожатому необходимо постараться в первый же день запомнить имена детей, чтобы не испытывать постоянного чувства неловкости в тот момент, когда нужно обратиться к кому-то из ребят. Да это и не дело, когда в середине смены вожатый говорит: “Эй, мальчик, подойди сюда, ты из моего отряда?”

Знакомство с лагерем.

Первый день – день освоения нового места. Как только ребенок попадает в новое место, в нем просыпается первооткрыватель и жажда новых впечатлений. Хочется сразу все попробовать: футбольное поле, новые качели, танцевальную площадку. Предоставьте детям такую возможность. Но и этот бурный процесс требует вашей организации и внимания. Целю этого этапа является знакомство ребят с территорией лагеря, людьми, которые там работают, режимом работы всех служб. Придумайте интересный способ знакомства с лагерем. Например, вот так:

1. Проведите экскурсию. Это один из самых распространенных вариантов знакомства с лагерем. Экскурсия с легендами и историями обо всех особенныхместах лагеря, а в вашем лагере каждое дерево особенное, и вы о каждом знаетеудивительную легенду (да, уж тут вам придется проявить чудеса фантазии исообразительности). Знакомя детей с чудесными местами, не забывайте о людях,которые там живут и работают. Твердо определите «можно» и «нельзя». А еще,дойдя до самого дальнего места, разделите отряд на группы и дайте задание: ктобыстрее найдет дорогу и придет к своему домику. На старт, внимание, марш!

2. Школа разведчиков. Ребята делятся на группы, которым вручается пакет свопросами, которые интересуют «Центр разведки.» Им надо узнать секретнуюинформацию, например, какого размера ботинки у физрука, какого цвета занавескив столовой, полный адрес и телефон лагеря (номер и цвет), основные приметымедпункта, сколько урн на территории лагеря, как зовут директора лагеря и егоособые приметы, кто такой Вася Васюков, где и когда его найти т.д. Если задания угрупп одинаковые, то оценивается скорость. Если задания разные, то можнопровести конкурс, кто за определенное время узнает больше информации. Можнотворчески представить полученную информацию. Необходимо предупредитьработников лагеря, что будет игра, а детей - о правилах вежливости.

3. Игра по станциям «Звездный марш-поход». Проводится во всем лагере. Всеотряды по маршрутным листам, в которых указан порядок следования, приходят настанции, где их встречает ведущий (чаще всего это вожатые, но лучше, если этобудут работники служб), которые рассказывают о данной службе, ее возможностяхи режиме работы и проводят для ребят конкурс, оценку которого проставляет вмаршрутный лист. Баллы можно шифровать (буквами, фигурами, разным цветом ит.д.). Можно учитывать не только баллы за качество, но и время выполнения. Дляинтереса от станции к станции можно продвигаться определенным образом(взявшись за руки, гуськом, с песней и т.д.).

4. Вы также можете отправиться в путешествие и создать карту, вашегонового государства или стать следопытами, которым надо найти волшебный ключ.Они получают записку, где указано, куда им следует двигаться, с кем встретиться,где найти вторую записку. (В этом случае также надо заранее разработать маршрут,спрятать записки, предупредить работников лагеря).Можно составить единую карту лагеря в конце, а ребята могут обозначить себяв том месте, которое им больше всего нравится в лагере.Для удобства ориентировки и романтики можно всему в лагере дать красивыеназвания: Площадь утренних зорь - линейка, Дом веселых человечков – корпусмалышей. Необходимы таблички на местах.Но может так получиться, что ваши ребята ориентируются в лагере лучше вас.Не все, конечно. Кое-кто в лагере впервые. Но уж 2-3 старожила, приехавшие насвою пятую или шестую смену, обязательно найдутся. Не теряйтесь, задействуйтеих. Соберите совет старожил и подготовьте игры вместе с ними, пусть они будутглавными: координаторами игры-путешествия, главнокомандующими,экскурсоводами.

Планирование деятельности отряда.

Привлечение ребят к планированию - не уступка их возрасту, а обязательное условие общей педагогики и коммунарской методики. Лучший план работы - план, одобренный, подсказанный детьми. И поэтому их обязательно надо привлечь к планированию смены. Согласитесь, решать все за детей, не узнав, а хотят ли они того, - это совсем несправедливо. Чтобы привлечь ребят к составлению плана отряда, можно использовать различные формы коллективного планирования.

Малышей можно привлечь, например, так: разбейте ребят на группы. и вручите каждой группе пять листочков. На каждом листочке - название какого-то дела. У всех групп названия могут быть разными, а могут повторяться. Задача ребят – из пяти дел выбрать в план смены только два. Ребята могут обратиться к вам за разъяснением или советом. Но не навязывайте слишком откровенно свое мнение. На общем сборe дайте слово каждой группе, попросите ребят объяснить, почему именно эти дела им привлекательны - пусть ребята учатся аргументировать. А когда общий сбор закончится, соберите в кружок командиров и на их глазах составьте план их дел, только что утвержденных всеми вместе. Можно провести анкету типа "Хочу, чтоб было так", "Думаю, мечтаю, предлагаю". Можно предложить всем ребятам в отряде письменно ответить на такие, например, вопросы:

1. Вспомни, какие дела в отряде (школьном и лагерном) были интересными и

полезными?

2. В чем бы ты лично принял участие с удовольствием?

3. Назови свои любимые занятия.

4. Что конкретно предлагаешь отряду на эту лагерную смену?

5. Что не любишь делать в лагере? Почему?

Другой способ совместного планирования называется «Разведка интересных дел». Каждый ребенок становится «разведчиком», разведчики объединяются в маленькие разведгруппы во главе с командирами. Командиры получают задание «обнаружить» интересные идеи для плана отрядной жизни. Объектами развед-действий могут быть конкретные люди, работающие в центре: начальник, старший вожатый, завхоз, библиотекарь, физрук, вожатые отрядов. Дети должны их разыскать, войти с ними в контакт и взять у них информацию, что они могут предложить интересного провести в отряде. Следующим этапом в сюжете этой игры будет обработка полученной информации, подготовка донесения и доклад в разведцентре, окончательная оценка разведданных на интересность и утверждение плана. Конкурс на лучшее предложение для отрядного плана. На лучший отрядный план, на самую оригинальную идею. Различают:

1. конкурс между первичными коллективами (звеньями в отряде, отрядами в

дружине) на лучшее предложение;

2. открытый конкурс предложений с обоснованием и доказательством

(заслушивается на общем собрании);

3. закрытый конкурс (каждый автор или группа авторов подает свое

предложение в пакете или под девизом, имя оглашается после рассмотрения и

оценки всех предложений).

В ходе первых дел, знакомств, экскурсий, прогулок и т.п. вожатый настраиваетребят на мысль о том, что вся будущая жизнь в лагере зависит от их предложений,от того, как они смогут выбрать интересные дела.

Молодые вожатые не любят планировать свою работу и не учат тому детей. Ножить без плана – плыть по течению и потом, планирование – это интересныйтворческий процесс. А для вожатого это возможность присмотреться к своемуотряду, кто более активный, кто только говорит и ничего не делает, у кого развитотворческое мышление, а кто может быть организатором дела.

ОСНОВНОЙ ПЕРИОД СМЕНЫ

Цель данного периода - реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность. Нужна максимальная самостоятельность и активность детей.

Задачи основного периода:

1. развитие самоуправления и структуры лагеря (через работу микрогруппы,систему дежурного командира, значимые поручения, соревновательность).

2. передача управления отрядом и лагерем от отряда к детям (деньсамоуправления, экзамен в кружках, планирование дел активом, утреннюю линейкупроводит президент лагеря).

3. создание условий для приобретения ребёнком опыта разной деятельности(кружки, КТД, огоньки анализа дел).

4. создание условий для демонстрации ребёнком приобретённого в лагереопыта (проведение родительского дня, творческие отчёты кружков, открытыеотрядные дела для всего лагеря (творческий Арбат, эстафета соседей - экскурсии ______поотрядному месту).

Критерий успешности - инициатива ребят. Несмотря на ревностное поддерживание традиций лагеря, каждая смена не похожа друг на друга - все имеют свою запоминающуюся звездочку, которая обычно загорается в основной период смены. Основной период начинается обычно на шестой-седьмой день смены. Жизнь лагеря отличается своим темпом и разнообразием. За годы работы в детских оздоровительных лагерях определилась педагогически наиболее оправданная

логика лагерного дня, которая совпадает с установленным режимом. Каждое утро начинается с физкультурной (тонизирующей) зарядки. После этого проходит трудовой десант на закрепленную территорию, уборка помещения, общелагерная линейка или отрядные утренние пятиминутки, где дается информация обо всех мероприятиях текущего дня. После завтрака вожатый организует отрядные дела, обычно на свежем воздухе, начинают работать кружки, проводятся часы игры, музыки, спорта. После обеда наступает двухчасовой «тихий час», после которого дети активно посещают кружки и секции. Общелагерные мероприятия рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю - здесь действует принцип «лучше меньше, но качественнее»: все мероприятия должны быть хорошо продуманы, организованы, чтобы ребята были не просто «заняты» в них, но увлечены, заинтересованы ими. После ужина наступает время отрядных дел, включающих подготовку к

запланированным общелагерным мероприятиям, выходы на костры, участие в жизни туристского городка, организацию досуга. Система тематических дней Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Тематический день - это систематизированный день, в основу которого положена определенная идея.Тематический день предполагает активное погружение всех детей и взрослых в выбранное дело. Любой тематический день, по нашему мнению, предполагает достижение следующих воспитательных целей:

1. формирование эстетических чувств, вкусов, идеалов, взглядов личностинравственного восприятия окружающей природы;

2. развитие способности воспринимать и оценивать мир с очки зрениягармонии совершенства и красоты;

3. творческая реализация личности ребенка, выявление его индивидуальныхспособностей, возможностей и демонстрация его возможностей перед ним самим.

Для достижения обозначенных общих целей тематического дня следует определить задачи, способы решения которых воспитатели-вожатые должны четко для себя представлять в условиях своего лагеря:

1. создание условий для максимального раскрытия и развития творческогопотенциала каждого воспитанника;

2. проявление творческого мышления и индивидуальности, развитиефантазии;

3. приобретение новых умений и навыков детьми через участие в различныхтворческих и трудовых конкурсах;

4. содействие успеху ребенка в творчестве.

Содержание тематических дней определяется:

1. идеей смены;

2. содержанием смены;

3. общечеловеческими ценностями;

4. знаменательными датами, празднование которых предстоит в годпроведения смены, а также важными вехами в истории человечества.

ИТОГОВЫЙ ПЕРИОД СМЕНЫ.

Цель - подведение итогов смены, реадаптация ребёнка к возвращению в свой постоянный детский коллектив.


 

Задачи:

1. Коллективная оценка приобретённого опыта, осознание роста временногодетского коллектива (итоговый сбор отряда, вручение грамот, методики наопределение уровня развития коллектива - социометрия, прощальный вечер «Яоставляю Вам на память», линейка закрытия смены).

2. Самооценка полученного в лагере опыта, осознание личного роста каждымребенком (прощальный огонёк, прочтение и анализ письма себе на конец смены,прощальный вернисаж - выражение себя через предметы в композиции с названием,оформление общей выставки отряда, КТД «Скоро лагерю скажем «прощай»,прогулки по любимым местам, бюро добрых услуг «Незабудка» по изготовлениюсувениров на память о лагере, обмен пожеланиями).

3. Определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка,постановка задач на будущее (обмен адресами для переписки, договор о встрече,беседа «Что вы будете делать после лагеря», индивидуальные рекомендации, какразвить талант, который открылся в лагере, можно раздать сценарии дел или датьих переписать).

4. Подготовка лагеря к следующей смене (уборка территории и помещений,помощь вожатым в изготовлении визиток, написание вожатым писем-отзывов о егоработе, пожелания на будущее).

Критерии успешности периода

1. нежелание уезжать из лагеря;

2. желание сохранить среду общения;

3. желание перенести то, чему научились в лагере на свой постоянныйдетский коллектив.

Дети чувствуют отъезд задолго до закрытия смены, обычно за 4-5 дней. Вожатому в эти дни нужно не потерять бдительности, нельзя расслабляться («вот уже и окончание смены!»), нужно быть предельно внимательным. Это этап подведения итогов работы, анализа деятельности каждого ребенка. Подведение итогов - это конкретные дела: демонстрация результатов работы кружков,

творческие отчеты групп, откровенный разговор по душам о прожитой смене, друг о друге. Кроме того - это специальные дела - прощание с лесом, с речкой, с лагерем, последнее купание, последняя зарядка, последний матч.

Заключительный период включает в себя проведение итоговых сборов отряда, дружины; проверку того, чему научился, узнал каждый ребенок. Заключительный период посвящается творческому отчету в отряде, кружке, дружине. Организуются выставки поделок, фотогазет, газет-молний. Проводятся концерты, на которых показываются инсценировки из жизни лагеря. Итоговые линейки посвящаются награждению детей, отличившихся в чем-либо на протяжении всей смены.

В конце смены нередко проводятся творческие дела, направленные на подъем настроения, снятие усталости и напряжения. Чувствуя приближение отъезда, дети начинают нарушать правила внутреннего распорядка, если вожатые ослабляют требовательность, то ребята пытаются

завершить все, что не успели в «свободной» жизни. Поэтому вожатому необходимо помнить следующее:

1. работать по намеченному ранее плану;

2. стремиться не нарушать режим дня;

3. ограничить неорганизованное свободное время детей и подростков;

4. стараться организовать коллективные дела, с привлечением каждогоребенка;

5. не давать возможности скучать;

6. не выпускать из поля зрения ни одного ребенка;

7. продумать программу прощального вечера;

8. четко планировать каждый рабочий момент.

За день до отъезда сориентируйте детей на то, чтобы они сложили все свои вещи, нашли потерянное, отдали чужое. В «королевскую» ночь, так называют последнюю ночь в лагере, ни на минуту

не оставляйте своих детей, контролируйте ситуацию соберитесь у костра (если это в вашем лагере возможно), вспомните о былом, помечтайте о будущем.

День отъезда.

1. спокойно соберите белье (по каждой палате отдельно), просчитайте, сдайте;

2. уберите палаты, оставьте их в чистоте и порядке;

3. проверьте, все ли свои вещи собрали дети;

4. напомните ребятам о том, как себя вести при посадке в автобус, вспомните,что у вас в отряде много джентльменов;

5. напомните детям о том, что каждый ребенок едет со своим отрядом;

6. еще раз напомните им, как вести себя в автобусе, можно ли открывать окна(бросать бумажки, огрызки);

7. напомните о том, как выходить из автобуса;

8. скажите детям о том, что перед уходом с родителями, необходимо об этомобязательно предупредить вожатого.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГПЕРИОДА

В первые дни для вожатых важно:

1. Запомнить имена всех детей

2. Диагностика интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявлениелидеров, аутсайдеров.

3. Выявить интересы детей

4. Сплочение коллектива

5. Выработать стиль общения и поведения с детьми отряда

6. Предъявление ЕПТ (единых педагогических требований по выполнениюрежима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению,санитарно-гигиенических требований)

7. Выстроить работу с напарником

8. Ознакомление детей с содержанием смены, корректировка плана работы сучетом предложений и пожеланий ребят.

Для детей важно:

1. Познакомиться с отрядом

2. Ориентироваться в лагере

3. Чувствовать себя комфортно

4. Почувствовать себя нужным

5. Определение места (статуса) в коллективе;

6. Узнать план смены

7. Ориентироваться в режимных моментах

Чтобы процесс прошел безболезненно НЕОБХОДИМО:

1. Предъявить требования, касающиеся отношений со взрослыми и внутриотряда.

2. Организация быта и режима лагеря.

3. Познакомить детей друг с другом (игры на знакомство), снять напряжениеи тревожность (игры на раскрепощение). Уловить способности. Выявить лидеров(игры на выявление лидера)

4. Дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для чего выможете предложить ребятам разнообразные дела: спортивные, интеллектуальные,художественно-прикладные, творческие, экологические...

5. Создать атмосферу комфорта и уюта.

6. Познакомить детей с лагерем (территория и традиции), его работниками;тематизмом смены и культурой (атрибутика, песни, знаки и пр.)

7. Приучить детей к выполнению санитарных норм и техники безопасности(нарисовать, что можно и что нельзя делать в лагере).

8. Организационно оформить отряд (где, что, зачем, почему). Оформлениуголка и палат.

9. Сформировать у детей представление о том, что ждет их в ближайшембудущем, для этого познакомьте их с общелагерным планом смены.

10. Старт коллективному творчеству – выяснить что хотят (игры, дела)?

Планирование собственного плана отряда на смену вместе с детьми.

1. Создать у детей позицию активного участника, созидателя собственнойжизни и организатора своего отдыха. Для чего вам необходимо задействовать детейв различных мероприятиях, создать ситуацию успеха и не оставлять эту ситуациюбез внимания в дальнейшем.

2. Выборы органов самоуправления (командир, редколлегия, физорг и пр.)

3. Принять законы и правила отряда

Ожидаемые результаты оргпериода

1. знакомство детей с условиями проживания, с лагерем, режимом его работы, его традициями;

2. выработка единых норм поведения (предъявление единых педагогических требований);

3. знакомство ребят друг с другом, со вожатыми в отряде;

4. начало формирования отряда как коллектива,

5. формирование групповых норм, ценностей, традиций и отрядных правил;

6. формирование представления о содержании смены (обсуждение план – сетки и составление отрядного плана);

7. выявление лидеров, включение их в работу органов самоуправления (ЧТП);

8. сплочение коллектива;

9. адаптация ребят к новым условиям жизни, к условиям жизнедеятельности лагеря;

10. создание у детей ощущения уюта и комфорта (для чего красиво оформить комнаты, корпус, весь лагерь);

11. дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться в разнообразной деятельности;

12. поддержание позитивного эмоционального подъема;

13. Формирование чувства "Мы" (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;

14. Создание благоприятного эмоционального настроя;

Советы новичку

1. Сразу брать дело в свои руки. Не ждать и не присматриваться. Дети должны почувствовать инициативу вожатого. Не надо бояться детей!

2. Чётко спланировать день, чтоб заминок и возможности растеряться было как можно меньше.

3. Как можно больше подготовить до смены. Наличие разрюханных мероприятий и чёткой план сетки сэкономит ваше время, нервы, здоровье.

4. Не избегать общения с детьми. Не надо бояться детей! Помните, что только в активном общении устанавливаются хорошие отношения.

5. Следить за имиджем. Выглядеть бодро, даже если вы устали.

6. Контролировать и корректировать своё настроение. Пресекать на корню злость и обиду на детей.

7. Не увлекаться застраиванием детей. Если в какой-то момент вы чувствуете, что ваше общение с детьми сводится только к попыткам установить дисциплину, значит надо остановиться и что-то изменить. Возможно где-то в ущерб дисциплине найти возможность душевно пообщаться с детьми, сделать вместе с ними что-то интересное.

Динамика развития временного детского коллектива

1. Первая стадия – «знакомство». В это время формируется чувствопринадлежности к отряду, желание устанавливать отношения с другими детьми,понравиться. Формируется лидер и антилидер. Устанавливается система правил итрадиций – гласных и негласных.

2. Вторая стадия – «раздел территории», «борьба за власть», «поисккрайнего». Главная потребность – потребность во власти, контроль над ситуацией,соперничество между лидерами и группировками. Но может и так: никто не хочетбрать на себя ответственность за дело, проявлять активность, стремиться к власти.

3. Третья стадия – «привязанность, сплочённость, близость». Устанавливаетсятесная эмоциональная связь между детьми, партнёрство, взаимное понимание.Нужно помнить, что в группировки объединяются дети, испытывающиепотребность в более близких, тёплых отношениях либо потребность в подчиненииили в превосходстве. Помогают сблизить коллектив игры на сплочение, внимание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: