Е.А. Мащенко; научн. рук. – С.Г. Писарская
E.A. Mashchenko; scientific advisor – S.G. Pisarskaya
Общественные пространства отелей класса люкс и их историческое развитие
Luxury hotels public spaces and their historical development
Ключевые слова: общественные пространства отелей, отели класса люкс, гостиницы повышенной комфортности.
Keywords: public spaces of hotels, luxury hotels, superior hotels.
Аннотация: представлены этапы развития общественных пространств отелей категории люкс. На основании тенденций роста общественных пространств сделан вывод о необходимости реконструкции, предложена классификация типов реконструкции.
Abstract: the stages of development luxury hotels public spaces are presented. Based on the trends in the growth of public spaces, a conclusion is drawn on the need for reconstruction, reconstruction types classification is proposed.
В основе современной индустрии гостеприимства в категории люкс лежит идея создания «дома вне дома», объединенная с постоянно усложняющейся структурой общественных пространств отеля. На протяжении всей истории развития средств размещения высшей категории решающую роль в успехе гостиницы, претендующей на городскую клиентуру, играют именно общественные пространства.
С появлением первых отелей повышенного комфорта наблюдается гибридизация функционального ряда, ставшая на сегодняшний день наиболее перспективной стратегией развития гостиниц повышенного комфорта. Исторически предприятия туризма объединяли в себе предприятие питания и место для ночлега, позже к ним добавляются многочисленные гостиные, бальные залы и залы собраний. Блок общественных пространств позволял значительно повысить социо-культурную значимость отеля, зачастую позволяя ему стать постоянным местом встреч светского общества[1]. Кроме того, общественные пространства позволяют отельерам получать прибыль вне зависимости от заполненности номерного фонда: рестораны, парикмахерские и арендные площади, конференц-залы, веллнесс-зоны, магазины и салоны красоты работают для городских жителей. Более того, в конференц и спа-отелях наполнение номерного фонда происходит благодаря общественным пространствам. Гибридные формы функционирования интересны отельерам в первую очередь потому, что они привлекают сразу несколько различных целевых групп, что позволяет организовать большую заполняемость[2].
|
1. Понятие отеля категории люкс появляется в 1-й половине XIX века. Общественные пространства, представленные в таких гранд-отелях в период belle epoque, позволяло им становиться центром светской жизни города. В процессе анализа планов гостиниц, построенных в XIX и начале XX века («Hollywood Plaza Hotel», Лос-Анджелес; «Hotel Montclair», Нью-Йорк; «Savoy-Plaza hotel», Нью-Йорк; «Bewerly Wilshire Hotel», Лос-Анджелес; «Hotel Linkoln», Нью-Йорк, «Royal Clarence», Эксетер)[3], удается выявить следующие крупные функциональные группы:
- ресторанный блок, как правило включающий в себя несколько различных типов (кафе, ресторан, гриль, бар);
- комнаты отдыха (большие и малые гостиные, чайные, курительные комнаты, библиотеки);
- зальные помещения (бальный зал, зал собраний, часто - театр);
-парикмахерская.
Первоначально сложившаяся функциональная схема отелей такого класса, с течением времени усложняется.
2. К концу XX – началу XXI века структура общественных пространств городских гостиниц повышенной комфортности значительно разрастается. Анализ функциональных схем гостиниц современных международных брендов позволяет выявить значительное увеличение исторически сложившихся функциональных групп, включающий в себя уже указанные выше:
|
- ресторанный блок (характерно усложнение структуры, появляется брекфаст-бар, банкетные залы, кафе и джус-бары в зоне веллнесс);
- зальные помещения (сохраняется бальный зал, функция театра и зала собраний в большинстве случаев подлежит реструктуризации);
-салон красоты (к парикмахерской добавляется ряд новых функций: салоны макияжа, маникюра, косметологии).
Кроме того, в современном городском отеле появляются новые функциональные зоны:
-веллнесс, включающая в себя фитнес и спа-зону;
-бизнес (конференц-залы, переговорные, места для индивидуальной работы).
Общемировая тенденция роста функционала общественных пространств отелей высшей категории подчеркивают их востребованность и экономическую выгоду.
3. Для поддержания актуальной и эффективной структуры общественных пространств требуется периодичная реконструкция здания отеля. При этом курс на рост и усложнение сети общественных пространств, в расчете на 1 номер, наблюдающийся в течение последних десятилетий, подводит нас к выводу о необходимости увеличения площади гостиницы, которое может быть выполнено при помощи следующих путей развития.
3.1. Интенсивные пути развития представляют собой переустройство гостиницы в рамках существующих площадей, примерами такого пути развития является застройка внутренних дворов («Кайзерхоф» в Берлине), резервных этажей высотных зданий («Белград» в Москве).
|
3.2. Экстенсивные пути развития предполагают возведение новых строительных объемов, к которым может относиться пристройка («Долдер», Цюрих), надстройка («Армани Милан», Милан), использование подземных пространств.
4. Общемировые тенденции развития общественных пространств и реконструкции здания при помощи ряда приемов, классифицированных выше, находят свое применение и в отечественном опыте проектирования. Согласно заявленной концепции развития общественных пространств исторического отеля «Метрополь» в Москве, путем использования подземных пространств планируется создание бального зала, а также создание бара при помощи надстройки мансардного этажа.
Структура общественных пространств отелей высшей категории находится в постоянном видоизменении, гостиница категории люкс – уникальный тип зданий, отвечающий на запросы не только гостей отеля, но и городского сообщества. Тенденции усложнения функционала нежилых пространств гостиницы в условиях плотной городской застройки приводят к необходимости развития структуры здания, которая может быть проведена различными путями. В связи с этим на повестке дня находится дальнейшая разработка приемов реконструкции исторических отелей, классификация которых, требует дальнейшего осмысления.
Библиография:
1. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: учебное пособие – М.: Архитектура-С, 2006. – 280 с.
2. Скрипова, Т. В. Публичные пространства отелей в контексте современной медиакультуры [Электронный ресурс] / Т.В. Скрипова // Наука телевидения. – Москва: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт кино и телевидения (ГИТР)», 2017. – 13.1. – С.145-165. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29298245 (Дата обращения 30.09.2017).
3. Hubertus, A. Strategies and typologies in hotel design = Strategien und Typologien im Hotelwesen // Detail. Kozept. Hotels. – 2007. – №3. – p. 172-179
4. Колхас, Р. Нью-Йорк вне себя: Ретроактивный манифест Манхеттена / Р. Колхас; перевод с английского А. Смирновой. – М.: Strelka Press, 2013. – 336c.
5. Sexton, R. W. American apartment houses, hotels and apartment hotels of today: exterior and interior photographs and plans / R. W. Sexton. – New York: Architectural Book Publishing Company, 1929. – 332 p.
[1] В 1920-е «Уолдорф Астория» считается «неофициальным дворцом Нью-Йорка»: Колхас, Р. Нью-Йорк вне себя: Ретроактивный манифест Манхеттена / Р. Колхас; перевод с английского А. Cмирновой. – М.: Strelka Press, 2013. - с. 145.
[2] Hubertus, A. Strategies and typologies in hotel design = Strategien und Typologien im Hotelwesen // Detail. Kozept. Hotels. – 2007. – №3. – p. 172-179
[3] Sexton, R. W. American apartment houses, hotels and apartment hotels of today: exterior and interior photographs and plans / R. W. Sexton. – New York: Architectural Book Publishing Company, 1929. – 169-234 p.