Раздаточный материал «Краткие сведения по теме работы»




Список раздаточных материалов

ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

 

Направление подготовки – 221700_62 «Стандартизация и метрология»

Профиль подготовки – «Стандартизация и метрология»

Квалификация выпускника – бакалавр

 

Форма обучения – Очная

 

 

Рязань 2012

 

 

Список раздаточных материалов

 

Раздаточный материал 1 на тему ««Статистические методы контроля качества» для лабораторной работы № 1

 

Лабораторная работа № 1

На тему «Статистические методы контроля качества»

 

Раздаточный материал «Краткие сведения по теме работы»

Многообразие показателей качества продукции по их роли, характеру, природе, возможностям характеристики количест­венных значений вызывает необходимость применения различ­ных методов определения этих показателей. Результаты оценки качества продукции (точность и достоверность) в значитель­ной степени зависят от выбранного метода определения значе­ний показателей качества.

Методы определения значений показателей качества про­дукции предусматриваются, регламентируются и классифици­руются различными нормативными документами по стандартизации. В соответствии с ними все методы определения значений показателей качества делятся на две группы:

· по способу получения информации;

· по источникам получения информации.

Методы первой группы в литературе по качеству часто назы­вают объективными, методы второй группы — субъективными.

Первая группа методов включает измерительный, регистра­ционный, расчетный и органолептический методы.

Вторая группа методов включает традиционный, эксперт­ный и социологический методы.

Наибольшее распространение в первой группе получил из­мерительный метод,при котором значения показателей качес­тва продукции устанавливаются с использованием технических средств измерений различного назначения, принципа дей­ствия и точности, зависящих от характера определяемых пока­зателей. При этом основной характеристикой этого метода и применяемых средств измерений является точность (погреш­ность) измерений, требования к которой зависят от характера измеряемых показателей качества. Требования к точности из­мерений определяются не только техническими, но и экономи­ческими соображениями и ограничениями: необходимо, чтобы повышенная точность измерений, требующая, как правило, применения более дорогостоящих измерительных средств, повышенных затрат времени на проведение и обработку результатов измерений, компенсировалась снижением убытков связанных с ошибками вследствие применения измерительных средств невысокой точности. Измерительный метод является предметом метрологии и метрологического обеспечения качес­тва продукции.

Главным достоинством измерительного метода является объективность. Этот метод позволяет получать легко воспроиз­водимые числовые значения свойств и показателей качества, которые выражаются в конкретных единицах: граммах, литрах, ньютонах и т. д. Данный метод имеет высокую точность опре­деления показателей качества. Вместе с тем имеет место слож­ность и длительность некоторых измерений, а в ряде случаев -и необходимость разрушения образцов.

Основные разновидности измерительного метода — механи­ческие, физические, химические, биологические методы.

Механические методы(например, определение прочности, гибкости, твердости, ударной вязкости и др.) широко использу­ются при исследовании показателей качества материалов. Из­мерение показателей механических свойств сопровождается, как правило, разрушением образца.

Физические методынаиболее многочисленны. Они исполь­зуются для определения показателей различных физических свойств товаров: термических, оптических, электрических, гиг­роскопических и др. Измерения физических свойств в зависи­мости от метода испытания могут происходить как с разруше­нием, так и без разрушения образцов.

Химическими методамипользуются для количественной или качественной характеристики различных свойств товаров (структуры, отношения к действию различных реагентов, окру­жающей среды). Применяют методы неорганической, органи­ческой, коллоидной, физической химии и др. К примеру, пробу золота можно определить (проверить) методом аналитической химии, содержание гольевого вещества в коже — методом орга­нической химии.

Биологические методыприменяют для качественной и коли­чественной характеристики биохимических, биологических и микробиологических свойств товаров органического проис­хождения

Регистрационный метод— метод определения значений по­казателей качества продукции, осуществляемый на основе на­блюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат. Этот метод основан на фиксации (регистрации) свер­шения определенных событий с последующей их статистичес­кой обработкой, что характерно для определения показателей надежности путем регистрации отказов и их статистической об­работки при эксплуатации или испытаниях изделий; для изуче­ния затрат рабочего времени методом моментных наблюдений и определения норм времени на технологические операции мето­дом хронометража; для определения производительности стан­ка-автомата путем подсчета количества операций и деталей в единицу времени и т. п. Например, при опытной носке регистри­руется количество дней до заданного износа, при испытании те­левизоров — количество отказов за определенный период рабо­ты, при создании и эксплуатации изделий — соответствующие за­траты, а также патентно-правовые показатели и т. д.

Расчетный метод— метод определения значений показате­лей качества продукции, осуществляемый на основе использо­вания теоретических и (или) эмпирических зависимостей пока­зателей качества от ее параметров. Примерами применения этого метода могут служить: определение дальности действия радиопередатчика - от его мощности; точности обнаружения цели - от ширины диаграммы направленности антенны радио­локационной станции; зоны уверенного приема телевизион­ных передач (сигналов) в зависимости от мощности передатчи­ка, высоты подъема передающей и приемной телевизионной антенн, чувствительности телеприемника; результата изме­рений — от их количества и точности измерительного средства; объема грузооборота — от грузоподъемности и скорости транспортного средства; времени обработки детали на токар­ном станке — от длины и диаметра обрабатываемой детали, скорости вращения шпинделя станка и величины подачи суп­порта и др.

Таким образом, в основе данного метода лежит получение информации расчетным путем. Показатели качества рассчиты­ваются с помощью математических моделей (формул) по пара­метрам, найденным с использованием других методов, например измерительным методом, или полученным из теоретиче­ских и эмпирических зависимостей.

Органолептический метод метод определения показате­лей качества, осуществляемый на основе анализа восприятий органов чувств. Этот метод применяется при невозможности использования первых трех методов, что характерно для уста­новления значений некоторых эстетических показателей ка­чества (например, чистоты и равномерности покрытия поверх­ности и т. п., оценки яркости, контрастности и цветовой насы­щенности телевизионного изображения).

С помощью органолептического метода можно учитывать как интенсивность, так и желательность ощущений при оценке показателей качества товаров. При этом точность определения значений показателей качества зависит все же от квалифика­ции и способностей экспертов, производящих оценку. Обычно органолептическим методом оценивают показатели в баллах, т. е. по шкале желательности, например:

очень красивый внешний вид — 5 баллов;

красивый — 4 балла;

хороший — 3 балла;

удовлетворительный — 2 балла;

плохой — 1 балл.

К достоинствам органолептического метода следует отнес­ти его доступность и простоту, а также незаменимость при оценке таких показателей, как запах, внешний вид, вкус. Орга­нолептический метод получил широкое распространение в не только в экспертизе товаров народного потребления но и при экспертизе товаров радиоэлектронной промышленности.

Методы определения показателей качества продукции, от­носящиеся ко второй группе и различающиеся источниками информации, характеризуются следующими особенностями.

Источниками информации при традиционном методеявля­ются специальные службы, подразделения организации (лабо­ратории, испытательные центры и станции, полигоны и т. д.), осуществляющие отбор, систематизацию, обработку, анализ и предоставление информации, необходимой для принятия ре­шений. Метод относят к субъективным, поскольку его резуль­таты во многом зависят от квалификации, профессионализма, опыта и других качеств персонала этих подразделений. При этом не исключается возможность использования некоторых технических средств, повышающих разрешающую способ­ность органов чувств человека (например, лупы, микрофона).

Экспертный метод метод определения значений показа­телей качества продукции, осуществляемый на основе реше­ния, принимаемого экспертами. Источником информации яв­ляется обобщенный опыт и интуиция группы специалистов-эк­спертов. Его применяют, когда для определения значения еди­ничных или комплексных показателей и для решения других задач невозможно или затруднительно использовать объектив­ные методы, например измерительный.

Достоверность результатов оценки экспертным методом за­висит от компетенции и квалификации экспертов, а также от уровня организации работы экспертной комиссии.

Эксперт (от лат. expertus - опытный) — это специалист в оп­ределенной области знаний (науки, техники, экономики, ме­неджмента и др.), приглашаемый для исследования вопросов, решение которых требует специальных знаний и опыта в этой области. Участие в проведении экспертизы таких специалистов и обусловливает отнесение этих методов к субъективным.

Экспертные методы оказываются единственно пригодны­ми для тех задач определения показателей, в которых исходная информация полностью отсутствует, или в связи с необходи­мостью учета большого количества факторов ее ограниченный объем на момент определения показателей качества не позво­ляет объективно оценить ситуацию и принять обоснованное и объективное решение.

В связи с разнообразием экспертных методов всю их сово­купность принято группировать по ряду признаков:

□ по способу выработки информации (наличие или отсут­ствие формализованной схемы получения экспертных оценок) — на интуитивные и формализованные (алгоритмические);

по количеству привлекаемых к экспертизе специалистов — на индивидуальные и коллективные;

по форме организации работы экспертов - на гласные и анонимные экспертные опросы;

по характеру взаимодействия экспертов с организатора­ми экспертизы — на очные и заочные экспертизы;

по характеру процесса выработки экспертной информа­ции — на методы анкетирования, генерирования идей, свобод­ной дискуссии;

по степени повторяемости процедуры экспертизы — на однотуровые и многотуровые экспертизы.

Сочетание различных разновидностей экспертных методов на пересечении указанных признаков определяет процедурную специфику их реализации. При наличии специфических осо­бенностей каждой разновидности этих методов процедура их реализации имеет единую структуру, включающую следующие основные этапы:

□ постановка задачи, выбор метода экспертизы, формиро­вание и анализ задания экспертам;

организационно-методическая подготовка экспертных процедур определения показателей качества (выбор принципа подбора экспертов, формы работы с ними, составление про­граммы проведения опросов и опросных документов);

подбор экспертов, формирование экспертной группы, репрезентативность и компетентность которой необходимы для обеспечения статистической достоверности ее выборочно­го группового суждения;

проведение экспертных исследований по установленным ранее процедурам и на основе разработанных программ и опросных документов;

статистическая обработка, анализ результатов эксперт­ных исследований и формирование рекомендаций с целью по­лучения обобщенного мнения экспертов, используемого для определения показателей качества продукции.

Социологический метод— метод определения значений пока­зателей, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений ее фактических или возможных потребителей. Этот метод позво­ляет исследовать процессы распространения информации на рынке, выявлять отношение потребителей к продукции, ново­введениям, изучать ценностные ориентации потребителей. При этом используются методы анкетирования, «панельных» обследований и др.

Результативность данного метода во многом зависит от уров­ня его организации и способов обработки получаемой информа­ции. Социологические методы особенно широко используют­ся при определении показателей назначения (с трудом опреде­ляемых или не определяемых другими методами), эргономи­ческих и эстетических показателей, коэффициентов весомости и значимости отдельных показателей. Результаты метода при­меняются в рекламе. Также социологические методы использу­ют в торговле: для определения значений показателей качества товаров народного потребления, изучения спроса и решения других вопросов.

Социологические исследования базируются на общих науч­ных принципах и методах, в том числе это относится и к общим требованиям к исследователям, которые должны:

быть объективными, принимать необходимые меры, что­бы не повлиять на интерпретацию зафиксированных данных;

указывать степень погрешности своих данных, имея в ви­ду ограниченные возможности любого метода;

заниматься исследованиями постоянно, чтобы не упустить существенные изменения мнений потребителей и рыноч­ной ситуации.

Процедура социологических исследований состоит из ком­плекса последовательных действий (этапов), среди которых можно выделить:

разработку концепции исследования (определение це­лей, постановку проблемы, формирование рабочей гипотезы, определение системы показателей качества);

получение и анализ эмпирических данных (разработка рабочего инструментария, процесс получения данных, обра­ботка и анализ данных);

формулирование основных выводов и оформление ре­зультатов исследований (разработка выводов и рекомендаций, оформление результатов исследований).

Рабочая гипотеза представляет собой вероятностное пред­положение относительно сущности и путей решения задачи оп­ределения выбранных показателей качества продукции. Рабо­чая гипотеза должна обеспечивать достоверность, предсказуе­мость, проверяемость, возможность формализации.

Рабочий инструментарий— это целенаправленный выбор методов и приемов для решения конкретных задач определе­ния показателей качества. Его разработка складывается из ряда этапов, включающих определение:

методов и процедур сбора первичных данных (анкетиро­вание, «панельные» обследования и др.);

методов и средств обработки первичных данных (эконо­мико-статистические и экономико-математические методы);

методов анализа и обобщения материалов по проверке рабочих гипотез (моделирование, исследование операции, де­ловые игры, экспертиза и др.).

 

Результаты исследования представляются в виде отчета, который содержит следующую информацию:

цель исследования;

определение показателей качества и ход проведения ис­следования;

характеристика выборки обследования (время проведе­ния, метод сбора информации и др.);

вопросник (анкета);

сведения об исполнителях, консультантах;

источники получения информации.

На продукцию в процессе изготовления воздействует боль­шое количество случайных факторов, что приводит к рассеива­нию числовых значений показателей качества и необходимо­сти использования при их оценке статистических методов.

С помощью методов прикладной статистики можно опреде­лить: среднее значение показателей качества и их доверитель­ные границы, и интервалы распределения; законы распределе­ния показателей качества; коэффициенты корреляции (корре­ляционное отношение) между двумя показателями качества в целях установления вероятностной связи; параметры зависи­мости исследуемого показателя качества от других показателей или числовых характеристик факторов, влияющих на исследуе­мый показатель качества, а также сравнивать среднее значение или дисперсии исследуемого показателя для двух или несколь­ких совокупностей единиц в целях установления случайности или закономерности различий между ними.

Рассмотренные методы определения показателей качества продукции обладают различной точностью, достоверностью, надежностью, трудоемкостью. Их выбор и эффективность ис­пользования зависят от цели, конкретных задач и предъявляе­мых требований при определении показателей качества конк­ретных товаров.

 

Разработал:

доцент кафедры УКиС В.А. Фатькин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: