Список раздаточных материалов
ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
Направление подготовки – 221700_62 «Стандартизация и метрология»
Профиль подготовки – «Стандартизация и метрология»
Квалификация выпускника – бакалавр
Форма обучения – Очная
Рязань 2012
Список раздаточных материалов
Раздаточный материал 1 на тему ««Статистические методы контроля качества» для лабораторной работы № 1
Лабораторная работа № 1
На тему «Статистические методы контроля качества»
Раздаточный материал «Краткие сведения по теме работы»
Многообразие показателей качества продукции по их роли, характеру, природе, возможностям характеристики количественных значений вызывает необходимость применения различных методов определения этих показателей. Результаты оценки качества продукции (точность и достоверность) в значительной степени зависят от выбранного метода определения значений показателей качества.
Методы определения значений показателей качества продукции предусматриваются, регламентируются и классифицируются различными нормативными документами по стандартизации. В соответствии с ними все методы определения значений показателей качества делятся на две группы:
· по способу получения информации;
· по источникам получения информации.
Методы первой группы в литературе по качеству часто называют объективными, методы второй группы — субъективными.
Первая группа методов включает измерительный, регистрационный, расчетный и органолептический методы.
Вторая группа методов включает традиционный, экспертный и социологический методы.
|
Наибольшее распространение в первой группе получил измерительный метод,при котором значения показателей качества продукции устанавливаются с использованием технических средств измерений различного назначения, принципа действия и точности, зависящих от характера определяемых показателей. При этом основной характеристикой этого метода и применяемых средств измерений является точность (погрешность) измерений, требования к которой зависят от характера измеряемых показателей качества. Требования к точности измерений определяются не только техническими, но и экономическими соображениями и ограничениями: необходимо, чтобы повышенная точность измерений, требующая, как правило, применения более дорогостоящих измерительных средств, повышенных затрат времени на проведение и обработку результатов измерений, компенсировалась снижением убытков связанных с ошибками вследствие применения измерительных средств невысокой точности. Измерительный метод является предметом метрологии и метрологического обеспечения качества продукции.
Главным достоинством измерительного метода является объективность. Этот метод позволяет получать легко воспроизводимые числовые значения свойств и показателей качества, которые выражаются в конкретных единицах: граммах, литрах, ньютонах и т. д. Данный метод имеет высокую точность определения показателей качества. Вместе с тем имеет место сложность и длительность некоторых измерений, а в ряде случаев -и необходимость разрушения образцов.
Основные разновидности измерительного метода — механические, физические, химические, биологические методы.
|
Механические методы(например, определение прочности, гибкости, твердости, ударной вязкости и др.) широко используются при исследовании показателей качества материалов. Измерение показателей механических свойств сопровождается, как правило, разрушением образца.
Физические методынаиболее многочисленны. Они используются для определения показателей различных физических свойств товаров: термических, оптических, электрических, гигроскопических и др. Измерения физических свойств в зависимости от метода испытания могут происходить как с разрушением, так и без разрушения образцов.
Химическими методамипользуются для количественной или качественной характеристики различных свойств товаров (структуры, отношения к действию различных реагентов, окружающей среды). Применяют методы неорганической, органической, коллоидной, физической химии и др. К примеру, пробу золота можно определить (проверить) методом аналитической химии, содержание гольевого вещества в коже — методом органической химии.
Биологические методыприменяют для качественной и количественной характеристики биохимических, биологических и микробиологических свойств товаров органического происхождения
Регистрационный метод— метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат. Этот метод основан на фиксации (регистрации) свершения определенных событий с последующей их статистической обработкой, что характерно для определения показателей надежности путем регистрации отказов и их статистической обработки при эксплуатации или испытаниях изделий; для изучения затрат рабочего времени методом моментных наблюдений и определения норм времени на технологические операции методом хронометража; для определения производительности станка-автомата путем подсчета количества операций и деталей в единицу времени и т. п. Например, при опытной носке регистрируется количество дней до заданного износа, при испытании телевизоров — количество отказов за определенный период работы, при создании и эксплуатации изделий — соответствующие затраты, а также патентно-правовые показатели и т. д.
|
Расчетный метод— метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе использования теоретических и (или) эмпирических зависимостей показателей качества от ее параметров. Примерами применения этого метода могут служить: определение дальности действия радиопередатчика - от его мощности; точности обнаружения цели - от ширины диаграммы направленности антенны радиолокационной станции; зоны уверенного приема телевизионных передач (сигналов) в зависимости от мощности передатчика, высоты подъема передающей и приемной телевизионной антенн, чувствительности телеприемника; результата измерений — от их количества и точности измерительного средства; объема грузооборота — от грузоподъемности и скорости транспортного средства; времени обработки детали на токарном станке — от длины и диаметра обрабатываемой детали, скорости вращения шпинделя станка и величины подачи суппорта и др.
Таким образом, в основе данного метода лежит получение информации расчетным путем. Показатели качества рассчитываются с помощью математических моделей (формул) по параметрам, найденным с использованием других методов, например измерительным методом, или полученным из теоретических и эмпирических зависимостей.
Органолептический метод — метод определения показателей качества, осуществляемый на основе анализа восприятий органов чувств. Этот метод применяется при невозможности использования первых трех методов, что характерно для установления значений некоторых эстетических показателей качества (например, чистоты и равномерности покрытия поверхности и т. п., оценки яркости, контрастности и цветовой насыщенности телевизионного изображения).
С помощью органолептического метода можно учитывать как интенсивность, так и желательность ощущений при оценке показателей качества товаров. При этом точность определения значений показателей качества зависит все же от квалификации и способностей экспертов, производящих оценку. Обычно органолептическим методом оценивают показатели в баллах, т. е. по шкале желательности, например:
очень красивый внешний вид — 5 баллов;
красивый — 4 балла;
хороший — 3 балла;
удовлетворительный — 2 балла;
плохой — 1 балл.
К достоинствам органолептического метода следует отнести его доступность и простоту, а также незаменимость при оценке таких показателей, как запах, внешний вид, вкус. Органолептический метод получил широкое распространение в не только в экспертизе товаров народного потребления но и при экспертизе товаров радиоэлектронной промышленности.
Методы определения показателей качества продукции, относящиеся ко второй группе и различающиеся источниками информации, характеризуются следующими особенностями.
Источниками информации при традиционном методеявляются специальные службы, подразделения организации (лаборатории, испытательные центры и станции, полигоны и т. д.), осуществляющие отбор, систематизацию, обработку, анализ и предоставление информации, необходимой для принятия решений. Метод относят к субъективным, поскольку его результаты во многом зависят от квалификации, профессионализма, опыта и других качеств персонала этих подразделений. При этом не исключается возможность использования некоторых технических средств, повышающих разрешающую способность органов чувств человека (например, лупы, микрофона).
Экспертный метод — метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе решения, принимаемого экспертами. Источником информации является обобщенный опыт и интуиция группы специалистов-экспертов. Его применяют, когда для определения значения единичных или комплексных показателей и для решения других задач невозможно или затруднительно использовать объективные методы, например измерительный.
Достоверность результатов оценки экспертным методом зависит от компетенции и квалификации экспертов, а также от уровня организации работы экспертной комиссии.
Эксперт (от лат. expertus - опытный) — это специалист в определенной области знаний (науки, техники, экономики, менеджмента и др.), приглашаемый для исследования вопросов, решение которых требует специальных знаний и опыта в этой области. Участие в проведении экспертизы таких специалистов и обусловливает отнесение этих методов к субъективным.
Экспертные методы оказываются единственно пригодными для тех задач определения показателей, в которых исходная информация полностью отсутствует, или в связи с необходимостью учета большого количества факторов ее ограниченный объем на момент определения показателей качества не позволяет объективно оценить ситуацию и принять обоснованное и объективное решение.
В связи с разнообразием экспертных методов всю их совокупность принято группировать по ряду признаков:
□ по способу выработки информации (наличие или отсутствие формализованной схемы получения экспертных оценок) — на интуитивные и формализованные (алгоритмические);
по количеству привлекаемых к экспертизе специалистов — на индивидуальные и коллективные;
по форме организации работы экспертов - на гласные и анонимные экспертные опросы;
по характеру взаимодействия экспертов с организаторами экспертизы — на очные и заочные экспертизы;
по характеру процесса выработки экспертной информации — на методы анкетирования, генерирования идей, свободной дискуссии;
по степени повторяемости процедуры экспертизы — на однотуровые и многотуровые экспертизы.
Сочетание различных разновидностей экспертных методов на пересечении указанных признаков определяет процедурную специфику их реализации. При наличии специфических особенностей каждой разновидности этих методов процедура их реализации имеет единую структуру, включающую следующие основные этапы:
□ постановка задачи, выбор метода экспертизы, формирование и анализ задания экспертам;
организационно-методическая подготовка экспертных процедур определения показателей качества (выбор принципа подбора экспертов, формы работы с ними, составление программы проведения опросов и опросных документов);
подбор экспертов, формирование экспертной группы, репрезентативность и компетентность которой необходимы для обеспечения статистической достоверности ее выборочного группового суждения;
проведение экспертных исследований по установленным ранее процедурам и на основе разработанных программ и опросных документов;
статистическая обработка, анализ результатов экспертных исследований и формирование рекомендаций с целью получения обобщенного мнения экспертов, используемого для определения показателей качества продукции.
Социологический метод— метод определения значений показателей, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений ее фактических или возможных потребителей. Этот метод позволяет исследовать процессы распространения информации на рынке, выявлять отношение потребителей к продукции, нововведениям, изучать ценностные ориентации потребителей. При этом используются методы анкетирования, «панельных» обследований и др.
Результативность данного метода во многом зависит от уровня его организации и способов обработки получаемой информации. Социологические методы особенно широко используются при определении показателей назначения (с трудом определяемых или не определяемых другими методами), эргономических и эстетических показателей, коэффициентов весомости и значимости отдельных показателей. Результаты метода применяются в рекламе. Также социологические методы используют в торговле: для определения значений показателей качества товаров народного потребления, изучения спроса и решения других вопросов.
Социологические исследования базируются на общих научных принципах и методах, в том числе это относится и к общим требованиям к исследователям, которые должны:
быть объективными, принимать необходимые меры, чтобы не повлиять на интерпретацию зафиксированных данных;
указывать степень погрешности своих данных, имея в виду ограниченные возможности любого метода;
заниматься исследованиями постоянно, чтобы не упустить существенные изменения мнений потребителей и рыночной ситуации.
Процедура социологических исследований состоит из комплекса последовательных действий (этапов), среди которых можно выделить:
разработку концепции исследования (определение целей, постановку проблемы, формирование рабочей гипотезы, определение системы показателей качества);
получение и анализ эмпирических данных (разработка рабочего инструментария, процесс получения данных, обработка и анализ данных);
формулирование основных выводов и оформление результатов исследований (разработка выводов и рекомендаций, оформление результатов исследований).
Рабочая гипотеза представляет собой вероятностное предположение относительно сущности и путей решения задачи определения выбранных показателей качества продукции. Рабочая гипотеза должна обеспечивать достоверность, предсказуемость, проверяемость, возможность формализации.
Рабочий инструментарий— это целенаправленный выбор методов и приемов для решения конкретных задач определения показателей качества. Его разработка складывается из ряда этапов, включающих определение:
методов и процедур сбора первичных данных (анкетирование, «панельные» обследования и др.);
методов и средств обработки первичных данных (экономико-статистические и экономико-математические методы);
методов анализа и обобщения материалов по проверке рабочих гипотез (моделирование, исследование операции, деловые игры, экспертиза и др.).
Результаты исследования представляются в виде отчета, который содержит следующую информацию:
цель исследования;
определение показателей качества и ход проведения исследования;
характеристика выборки обследования (время проведения, метод сбора информации и др.);
вопросник (анкета);
сведения об исполнителях, консультантах;
источники получения информации.
На продукцию в процессе изготовления воздействует большое количество случайных факторов, что приводит к рассеиванию числовых значений показателей качества и необходимости использования при их оценке статистических методов.
С помощью методов прикладной статистики можно определить: среднее значение показателей качества и их доверительные границы, и интервалы распределения; законы распределения показателей качества; коэффициенты корреляции (корреляционное отношение) между двумя показателями качества в целях установления вероятностной связи; параметры зависимости исследуемого показателя качества от других показателей или числовых характеристик факторов, влияющих на исследуемый показатель качества, а также сравнивать среднее значение или дисперсии исследуемого показателя для двух или нескольких совокупностей единиц в целях установления случайности или закономерности различий между ними.
Рассмотренные методы определения показателей качества продукции обладают различной точностью, достоверностью, надежностью, трудоемкостью. Их выбор и эффективность использования зависят от цели, конкретных задач и предъявляемых требований при определении показателей качества конкретных товаров.
Разработал:
доцент кафедры УКиС В.А. Фатькин