Тема: «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных; о/е после шипящих и ц; правописание приставок на з- / с-; и/ы после приставок»
Задание 1. Орфоэпическая разминка
В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. приведенные данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов.
Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионами в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегченному варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать. Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декады текущего месяца до конца квартала. Дебаты прошли без инцидентов.
Задание 2. Спишите слова, объясните, какими орфографические правила использовали
Дилетан…ский, небез…звестный, пред…нфарктный, бе…таланный, чре…мерный, не…дешний, к…вычки, о…делочный, вдумч…вый, подж…г сарай, умышленный подж…г, компроми…, прил..гательное, пр…зреть сироту, пр…зирать труса, р…ссыпать, р…ссыпи, в речк…, берез…вый, чу…ство, те…аса, шумная к…мпания, избирательная к…мпания.
Задание 3. Запишите предложение в виде прямой речи, исправьте ошибки
Нет слова которое бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так кипело бы и животрипетало, как метко сказаное русское слово. (Н. В. Гоголь)
|
Задание 4. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания
1) Вел..чайшее богатство народа его язык! 2) Тысяч..летиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. 3) И может быть ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогран(?)о (не) проявляется его ум, так кристал..ически (не) отлагается его национальная история обществен(?)ый строй быт мировоз(?)рение, как в пословицах. 4) Меткий и образный рус(?)кий язык особенно богат пословицами. 5) Их тысячи, десятки тысяч(?) 6) Как на крыльях, они перел..тают из века (в) век, от одного поколения к другому, и (н..) видна та безгр..ничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость… 7) Различны эпохи породившие пословицы. 8) (Не) обозримо многообразие человеческих отношений которые запеч..тлелись в чекан(?)ых народных изр..чениях и аф..ризмах. 9) Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума знания жизни и радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, чес(?)ость и обман, трудолюбие и лень, крас..та истин и уродство предрас(?)удков. 10) (Н..)когда (н..) померкнет наша патр..отическая гордость закован(?)ая в булат таких пословиц:” Наступил на землю русскую, да оступился”, “За правое дело стой смело”… (М. Шолохов)
Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
а. Величайшее богатство народа – его язык!
б. Меткий и образный язык не богат пословицами.
в. Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому.
г. Различны эпохи, породившие пословицы.
|
Определите стиль и тип текста.
а) публицистический; рассуждение
б) художественный; описание
в) научный; повествование
г) разговорный; рассуждение
Задание 5. Спишите текст, объясните правописание слов и недостающих знаков препинания
Смуглолиц…й ц…ганенок расположился на ц…новке в тени акац…и. Он подбрасывал камешки, как ж…нглёр в ц…рке. Вокруг трещали ц…кады. Ц…ганёнок услышал шаги, добежал до дворцовой реш…тки стоящего рядом замка и принялся наблюдать. По мощ…ной дорожке шла девч…нка с кош…лкой в руках. А в сумке наверное печ…ный хлеб и пш…нка подумал голодный оборванец. Ситц…вая рубаш…нка ц…ганенка и деш…вые ш…рты совсем терялись на фоне парч…вого платья девч…нки. Но он решил познакомиться со сверстницей и выпросить у неё хлеба. Они молча шли друг за другом до реч…нки. Вдруг девч…нка резко обернулась, тряхнула ч…лкой и сказала помоги мне набрать крыж…вника для принцессы, тогда и познакомимся.
Задание 6. Определите средства связи (лексические и грамматические) в тексте с изученными орфограммами
Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. Более того, словарь стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя.