Медиаграмотность сегодня: чему мне еще предстоит научиться.




 

Российская педагогическая энциклопедия дает очень ёмкое определение медиаобазованию, как направлению в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). К наиважнейшим назначениям медиаобразования относятся, прежде всего, организация молодого поколения к жизни в сегодняшних информационных условиях, к оценке всевозможной информации с поддержкой технических средств. Результатом процесса медиаобразования является медиаграмотность, которая является вопросом большой общественной значимости[4].

Медиаграмотность определяет значимость с точки зрения нравственного воспитания с первых лет учебы, т.к. дети узнают значимость гаджетов и девайсов и начинают активно пользоваться с ними зачастую в старших группах детских садов. Однако если рассказывать об этом первоклассникам, встаёт вопрос: знают ли они, каким должно быть общение в реальной жизни и как они будут общаться друг с другом, взаимодействовать во взрослой жизни, совместно решать проблемы, если каждый с первого класса уже не видит ничего, кроме своего девайса? Возникает опасность серьёзных проблем социализации[1].

На решение этой задачи направлены усилия педагогов в современном обществе, потому как грамотность — это искусство не отнюдь только добывать необходимые данные, но и чувствовать её, разбирать, обовщать и в дальнейшем на основе данных созидать новый багаж знаний.

Ведущей задачей любых учреждений просвещения является подготовка подрастающего поколения к полновесной причастности во всех областях жизнедеятельности человеческого сообщества. Для того, что бы преуспевать, учебный процесс должен быть построен с учетом особенностей развития современного поликультурного общества, для которого характерны, во-первых, полиархия взаимодействующих языков и культур, а во-вторых, множественность текстовых форматов, обращавшихся в мировом пространстве информации, формируемом современными средствами массовой коммуникации.

Когда ежедневно находишься в некоем вакууме информационной среды, то с каждым разом становится все ценнее умение найти в океане нужных и не нужных сведений актуальные и определить, насколько они подлинны. Наиболее необходимой медиаграмотность оказывается в связи раздуваемой пропаганды всякого рода.

Нынешнему циклу эволюции человеческой культуры характерен переход от постиндустриального общества к информационному обществу и обществу, основанному на знаниях, в котором основой развития выступают приумножаемые и деятельно используемые научные знания, творческая инициатива и знания, умственный потенциал человека. Идёт бурное развитие тотального процесса информатизации общества. При этом коренным образом видоизменяется вся информационная среда общества, а новые информационные технологии проникают практически во все сферы жизни современного человечества, независимо от того желаем или нет.

В век информационных технологий огромное значение приобретает особая – информационное подтягивание людей к некоему образу жизни в информационном обществе, так как благополучие современного человека напрямую зависит от его навыков умело ориентироваться в потоке информации.

«Медиареволюция только в начале своего развития. От экранов гаджетов становимся все более и более зависимы в нашей повседневной жизни. Большие экраны телевизоров преобразовывают наши гостиные в домашние кинотеатры. А сенсорные экранчики предоставляют нам возможность, делать практически все, что угодно и где угодно по поиску информации в том числе по геолокации местоположения. Все это, конечно, прекрасно, но отрицательным моментом является тот факт, что нам трудно становится контролировать потребление медиа нашими детьми» — выразили свое мнение Оранж Т. и Флинн Л. и действительно правы, ведь медиа часто неблагоприятно выражаются на физическом и психическом самочувствии людей, особенно детей. Многие психологи выражают убежденность в том, что медиатехнологии не являются благим делом, а наоборот, таят в своем развитии подводные камни. Информация же в Сети часто не систематизирована, чрезмерна, враждебна и представляет собой прямую угрозу безопасности человека, его личностному развитию, вызывая информационный шок. Стоит только вспомнить о нашумевшем сообществе «Синий кит» и к чему оно приводит…

На сегодняшний день, по моему мнению, происходит перенасыщение медиаканалов увеселительной продукцией, львиная доля которой адресована напрямую детской и молодежной аудитории. Спрос, как показывает жизнь, определяет предложение. И если современный человек хочет развлекаться, то средства массовой информации непременно окажут ему такую возможность. А вместе с нами этими благами пользуются и цветы жизни — дети, для которых и понимание, и процесс овладения медиа происходит намного оперативнее.

Я считаю, что любому современному человеку необходимо быть грамотным. Это ясно всем и каждому. А вот грамотности в сфере медиа, к сожалению, не уделяется должного внимания. А ведь именно от медиаграмотности подрастающего поколения будет во многом зависеть, что и как будут смотреть нынешние школьник, и о чем, в конечном итоге, они будут думать и как мыслить. И какие люди из них в конечном итоге вырастут.

Мне же сегодня очень трудно представить мою жизнь, работу без использования информационно-компьютерных технологий. Эти технологии я использую во всех сферах жизни: в работе, обучении, воспитании, самообразовании. Я уверен, что свою медиаграмотность надо ежедневно повышать, ибо в век информационных технологий, если и что-то пропустишь сегодня, то завтра догнать будет немыслимо.

 

1.Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). М.: Изд-во Ин-та художественного образования Российской Академии образования, 2004. 55 с.

2. Кириллова Н.Б. Основы медиакультуры. Программа спецкурса для вузов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2007. 27 с.

3. Российская педагогическая энциклопедия под ред. В.В. Давыдова. Москва, Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 1999.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: