Видами деятельности предприятия являются: розничная торговля продуктами питания. Прочих видов деятельности предприятие не имеет.
Динамика реализации товаров Гипермаркета «Карусель» поквартально за 2013-2015 годы отражена в табл. 3.1.
Таблица 3.1 – Динамика реализации товаров Гипермаркета «Карусель» поквартально за 2013-2015 годы
Квартал | 2013 год | 2014 год | 2015 год | ||||||
сумма, тыс. руб. | уд. вес, % | сумма, тыс. руб. | уд. вес, % | Факт | План | ||||
сумма, тыс. руб. | уд. вес, % | сумма, тыс. руб. | уд. вес, % | % выполне-ния плана | |||||
I | 23,6 | 24,2 | 22,9 | 23,85 | 102,30 | ||||
II | 14,0 | 20,0 | 23,9 | 24,62 | 102,14 | ||||
III | 25,6 | 20,7 | 24,8 | 25,38 | 103,21 | ||||
IV | 36,7 | 35,1 | 28,5 | 26,15 | 104,47 | ||||
Итого | 103,10 |
По данным табл. 3.1 видно, что в I квартале 2013 году реализация товаров возросла до 41258 тыс. руб., в связи с успешной реализацией и увеличением спроса на реализуемые товары предприятия. Поквартальный анализ фактических и плановых показателей реализации товаров в 2015 году свидетельствует о выполнении плана реализации предприятия в полном объеме.
Динамика реализации по видам Гипермаркета «Карусель» за 2013-2015 годы отражена в табл. 3.2
экономический бухгалтерский анализ доход расход
Таблица 3.2 – Динамика реализации товаров по видам Гипермаркета «Карусель» за 2013-2015 годы
Вид товара | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |||||
сумма, тыс. руб. | уд. вес, % | сумма, тыс. руб. | уд. вес, % | факт | в % к обороту | |||
сумма, тыс. руб. | уд. вес, % | 2013 года | 2014 года | |||||
1.Мясо, птица, колбасные изделия | 49,05 | 46,59 | 44,38 | 110,84 | 103,83 | |||
2 Крупы, мука, хлебо-булочные, кондитер. изделия | 40,90 | 43,62 | 42,86 | 128,35 | 107,10 | |||
3.Алкогол. и безалког. напитки, табачные изделия | 10,05 | 9,79 | 12,76 | 155,54 | 142,12 | |||
Итого | 122,49 | 109,01 |
|
Проведя анализ данных видно, что значительный удельный вес в общей сумме производства продукции занимает виды товаров: мясо, птица, колбасные изделия – 49,05 % (или 74526 тыс. рублей) в 2013 году, 46,59 % (79553 тыс. рублей) в 2014 году, 44,38, % (82603 тыс. рублей) в 2015 году. Это обусловлено тем, что эти продукты высокого качества и пользуются спросом на рынке города и области.
Алкогольные и безалкогольные напитки, табачные изделия в общей сумме реализации товаров составляют самый незначительный удельный вес, так как спрос на данный вид продукции ниже, чем на вышеназванные виды.
Динамика реализации товаров Гипермаркета «Карусель» за 2013-2015 годы отражена в табл. 3.3
Таблица 3.3 – Объем выручки от продаж в Гипермаркета «Карусель» в 2013-2015 г.
Показатель | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | Изменения (+,-) | Темп роста % | ||
2014г. к 2013г. | 2015г. к 2014г. | 2014г. к 2013г. | 2015г. к 2014г. | ||||
Выручка от реализации тыс. руб. | 151 950 | 170 749 | 186 131 | 18 799 | 15 382 | 112,37 | 109,01 |
Себестоимость продукции тыс. руб. | 116 476 | 131 041 | 143 458 | 14 565 | 12 417 | 112,50 | 109,48 |
Как свидетельствуют данные таблицы 3.1, сумма финансовых результатов от обычной деятельности Гипермаркета «Карусель» в динамике трех лет неодназначна. Структура составляющих компонентов финансовых результатов от обычной деятельности Гипермаркета «Карусель» показывает, что основной причиной является увеличение выручки от продажи. Сложившаяся динамика увеличения показателей выручки от продаж с 151950 тыс. руб. в 2013 году до 186131 тыс. руб. в 2015 году говорит о росте потенциала предприятия.
|
При этом себестоимость продаж также имеет также тенденцию увеличения. В 2014 году этот показатель вырос на 14565 тыс. руб. по сравнению с 2013 годом, а в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличился на 12417 тыс. руб. Однако, в отличие от выручки, темп ниже, что оказало решающее значение на снижение валовой прибыли.
Анализ структуры доходов - это анализ динамики и структуры доходов предприятия. Доходы обеспечивают предприятию возможность самофинансирования, удовлетворения потребностей собственника капитала и работников предприятия. Динамика формирования доходов на протяжении рассматриваемого периода приведены в таблице 3.4.
Таблица 3.4 – Динамика формирования доходов Гипермаркета «Карусель» за 2013 -2015 годы
Показатель | Сумма, тыс. руб. | Изменения (+,-), тыс. руб. | Темп роста % | |||||
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | ||||||
2014г. к 2013г. | 2015г. к 2014г. | 2014г. к 2013г. | 2015г. к 2014г. | |||||
Доходы от основной деятельности | 151 950 | 170 749 | 186 131 | 18 799 | 15 382 | 109,01 | ||
Прочие доходы | 3 315 | -2 985 | 190,91 | |||||
ИТОГО | 155 265 | 171 079 | 186 761 | 15 814 | 15 682 |
Исходя из таблицы следует улучшение результатов деятельности предприятия в отчетном году по сравнению с предшествующим, что выразилось в приросте суммы дохода от основной деятельности на 15382 тыс. руб. (или в относительном выражении - на 9%). Кроме того, положительной оценки заслуживает увеличение прочих доходов в размере 300 тыс. руб.
Анализируя структуру доходов предприятия, следует отметить, что на 99 % доходы предприятия сформированы за счет доходов от основной деятельности. В динамике наблюдается увеличение их удельного веса. Это объясняется тем, что Гипермаркета «Карусель» сосредоточено на развитие основной торговой деятельности.
|
В целом изменение динамики доходов предприятия можно оценить условно с положительной стороны, так как рост сумм такого основного источника доходов предприятия, оценивается положительно. Однако необходимо провести дополнительный анализ валового дохода, свидетельствующей об изменении эффективности деятельности предприятия
Динамика и структура расходов Гипермаркета «Карусель» отражена в табл. 3.5.
Таблица 3.5 – Динамика и структура расходов Гипермаркета «Карусель» за 2013-2015 годы
Показатели | 2014 год | 2015 год | ||||
сумма, тыс. руб. | уд. вес, % | сумма, тыс. руб. | уд. вес, % | Изменения, % к обороту | ||
Материальные затраты | 52,48 | 54,22 | 111,19 | |||
Заработная плата | 18,16 | 18,57 | 110,02 | |||
Амортизационные отчисления | 9,50 | 9,01 | 102,09 | |||
Прочие расходы | 19,86 | 18,21 | 98,65 | |||
Итого расходы | 100,00 | 100,00 | 107,62 |
Анализируя данные табл. 3.5, можно сделать вывод, что основную часть расходов составляют материальные затраты и прочие расходы, меньшую часть – амортизационные отчисления, заработная плата. Увеличение расходов вызвано увеличением среднесписочной численности персонала.
Трудовые ресурсы являются важным фактором механизма управления. От эффективного планирования и обеспеченности предприятия необходимым персоналом и эффективности его использования зависят объем реализации товаров, себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Далее проведем расчет коэффициентов доходности Гипермаркета «Карусель» (таблица 3.6).
Таблица 3.6 – Динамика коэффициентов доходности Гипермаркета «Карусель»
Показатели | Состав доходов, тыс. руб. | ||||
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | Изменение 2013-2014 гг. | Изменение 2014-2015 гг. | |
Доходы | 155 265 | 171 079 | 186 761 | 15 814 | 15 682 |
Расходы | 151 717 | 166 741 | 184 583 | 15 024 | 17 842 |
Выручка от продаж | 151 950 | 170 749 | 186 131 | 18 799 | 15 382 |
Активы | 47 346 | 44 053 | 48 773 | -3 293 | 4 720 |
Доля выучки от продаж на 1 рубль доходов | 0,979 | 0,998 | 0,997 | 0,02 | 0,00 |
Доходы на 1 рубль расходов | 1,02 | 1,03 | 1,01 | 0,00 | -0,01 |
Доходы на 1 рубль активов | 3,28 | 3,88 | 3,83 | 0,60 | -0,05 |
Как видно из таблицы 3.6 доля выручки в составе доходов неизменна. Коэффициент составляет 0,99. Стабильность коэффициента говорит о том, что доходы в основном формируются за счет основных видов деятельности.
Отклонения коэффициента доходов на 1 рубль расходов в 2013-2014гг. составляет 1,03, а в 2014-2015гг. можно считать незначительными, всего лишь –1,01. Доходы превышают расходы. Это свидетельствует о положительной динамике.
Коэффициент доходов на 1 рубль активов в динамике растет за счет снижения средневзвешенной величины активов. Это свидетельствует о положительной динамике.
Как видно из таблицы 3.6 и рисунка 3.1 расходы организации в 2014 году по сравнению с 2013 годом выросли на 15024 тыс. руб.
Рисунок 3.1. Динамика коэффициентов доходности Гипермаркета «Карусель» за 2013-2015 гг.
Для того чтобы наращивать доход, организация должна пересмотреть договора сотрудничества поставки товаров и т. д. заключать более эффективные контракты, сокращать звенность товародвижения, следовательно, ритмично и равномерно выполнять планы товарооборота, усилить рекламную политику, изучать спрос населения, повышение культуры обслуживания и другие мероприятия. Целесообразно провести факторный анализ предприятия.
Таким образом, исходя из проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Анализируя структуру доходов предприятия, следует отметить, что на 99 % доходы предприятия сформированы за счет доходов от основной деятельности. Также мы наблюдаем увеличение расходов предприятия на 17842 тыс. руб. в 2015 году по сравнению с предыдущим годом. Наибольшую долю расходов в общем объеме составляют расходы по основным видам деятельности, в состав которой, входят себестоимость и управленческие расходы.
В Гипермаркета «Карусель», ориентация идет на обеспечение возможности сбыта и максимизации прибыли. Фирма желает добиться максимального роста сбыта и увеличения прибыли с помощью рекламы. Увеличения объема реализации сократит относительные издержки сбыта.
Гипермаркета «Карусель» устанавливает оптимально возможную цену на свою продукцию, которая должна полностью возмещать все издержки, распределение и сбыт товара, а также обеспечивать получение определенной прибыли.
Виды цен на товары, используемые предприятием: цены на основе издержек сбыта; цены по доходу на капитал; цены с ориентацией на спрос; цены по уровню текущих цен.
Гипермаркета «Карусель» использует все виды цен, исходя из конкретных условий, но основным видом установления цены на товар является цена на основе издержек сбыта.
Гипермаркета «Карусель» использует: метод установления цены на основе издержек сбыта, с использованием полных издержек. Расчет цены этим методом основан на использовании издержек на постоянные и переменные.
Для калькулирования себестоимости товаров установлена следующая номенклатура статей себестоимости:
- Закупочная стоимость товаров;
- Расходы на оплату труда производственных рабочих: основная заработанная плата и дополнительная заработанная плата (отпуска, премии и т.д.);
- Отчисления на социальные нужды;
- Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования и прочие расходы;
- Общехозяйственные расходы.