Внутренняя символика храма




Сближая Церковь, живой храм Божий, с самим зданием храма, св. Иоанн Златоуст учит, что каждый из верующих и все вместе есть храм, и все народы суть четыре стены, из которых Христос создал единый храм.

Сходные воззрения на храм можно найти и у западных богословов.

Схематическая модель православного храма с символическим смыслом его элементов

Содержание стеновых росписей обычно составляют евангельские события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, апостолов — зримый образ закона Божия, данного христианам в Новом Завете. На стенах также пишутся и образы святых — князей, святителей, мучеников, преподобных, жизнью исполнивших и проповедовавших закон христианской веры. Таким образом, стены храма — это и образ служения Церкви небесной нам, Церкви земной: защита чистоты Православия и соборное молитвенное предстательство о живущих перед Богом».

Куб. Как видно из сказанного, храм имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света, они строятся равновеликими и образуют куб. Этому символу вполне соответствует древний архитектурный стиль церквей, как византийский, так и византийско-русский (киевский, новгородский, владимирский, московский). Если храм есть образ мира, то каждая стена должна соответствовать одной из стран света и одновременно — той или иной области церковной жизни.

Восточная часть — область света, «страна живых», страна райского блаженства. Потерянный нами рай был на Востоке, в Едеме (Быт. 2, 8). На восток от Иерусалима также расположено место вознесения Христа. Наконец, пришествие будущего Царства Божьего, «восьмой день творения», символизируется восходом солнца, востоком.

«Само здание должно быть обращено на восток. Все вместе, встав и обратившись к востоку по выходе оглашенных и кающихся, пусть молятся Богу, восшедшему на небеса на востоке, в воспоминании также о древнем жительстве в раю, находящемся на востоке, откуда первый человек был изгнан за нарушение заповеди по наветам змея».

Алтарь, наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма. Он символизирует небо — место особенного пребывания Бога, а также рай, в котором до грехопадения жили первые люди. Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник» (alta aru). Традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенностях, как бы приближая их к небу. Алтарь — основная святыня храма, освящающая все здание, символически изображает «селение Божие», «небо небесе». Алтарь - место священное, он устраивается на возвыше­нии, и входить в него разре­шается только священнослу­жителям и липам мужского пола, участвующим в бого­служении.

Алтарь — символ Синайской горницы, где впервые было совершено таинство евхаристии. Символически это представлено киворием — куполом над престолом, поддерживаемым колоннами. Одновременно киворий — символ места распятия и поношения тела Христова.

Главная святыня алта­ря — престол, на котором та­инственно присутствует Сам Господь и совершается Та­инство Святой Евхаристии.

Престол представляет со­бой особо освященный стол, покрытый двумя покрывала­ми. Нижнее покрывало — из простого белого полотна — называется срачицей (сороч­кой) и напоминает погре­бальные пелены Иисуса Хри­ста, верхнее — из дорогой ткани — называется индитией и символизирует торжественное одеяние Господа как Царя Славы.

На престоле находятся священные предметы: антиминс, напрестольное Евангелие, напрестольный крест, дароносица и дарохранительница.

Антиминс — это шелковый или льняной плат с зашиты­ми в него частицами святых мошей. На нем изображаются положение Иисуса Христа во гроб, четыре евангелиста и орудия страданий Спасителя.

Антиминс обычно находится на престоле свернутым в особом плате — илитоне — и разворачивается только в оп­ределенные моменты во время литургии.

Поверх сложенного ан­тиминса на престоле лежит напрестольное Еванге­лие — символ невидимо­го присутствия Господа. Рядом с ним — напре­стольный крест, к которо­му после литургии прикла­дываются верующие. Здесь же находится устроенная в виде маленького храма или часовни дарохранительни­ца, предназначенная для хранения Святых Даров, и дароносица — небольшой сосуд в виде часовенки с крестом наверху, в котором священнослужители носят Святые Дары для причаще­ния больных на дому.

В северо-восточной части алтаря слева от престола находится жертвенник — четырехугольный стол, облаченный, как и престол, в срачицу и индитию. Во время проскомидии на нем особым образом приготавливаются хлеб и вино для Таинства Святой Евхаристии.

Жертвенник, как и престол, — место священное, и прикасаться к нему нельзя никому, кроме священнослужителей.

На жертвеннике хранятся священные сосуды, необходимые для совершения литургии: дискос, потир, звездица, копие, лжица для причащения верующих и губка для вытирания сосудов.

Дискос — небольшое круглое блюдо из металла на подставке с изображением посреди Богомладенпа Иисуса, лежащего в яслях. На него во время богослужения кладутся вынутая особым образом из большой служебной просфоры средняя часть — Агнец — и частицы, вынутые из других просфор. Хлеб Агнца во время совершения Божественной литургии претворяется на дискосе в истинное Тело Христово. Просфора (в переводе с греческого это слово означает «приношение») представляет собой небольшой хлеб круглой формы, состоящий из двух частей, символизирующих два естества Иисуса Христа — божественное и человеческое.

Потир (чаша) — сосуд на высокой подставке, из которого верующие приобщаются Тела и Крови Господней. Во время литургии в потире совершается претворение вина в истинную Кровь Христову.

Звездица — две крестообразно соединенные между собою изогнутые металлические дуги — поставляется на дискосе для того, чтобы к находящимся на дискосе частицам, вынутым из просфор, не прикасался полагаемый на дискос покров. Звездица символизирует собой звезду, приведшую волхвов к яслям родившегося Спасителя.

Копие — плоский нож в виде треугольного наконечника копья с деревянной или костяной ручкой. Копие служит для вырезания из большой богослужебной просфоры Агнца и напоминает о том Копие, которым один из стоявших у креста римских воинов пронзил ребра распятому Спасителю, желая удостовериться в Его смерти.

Кроме того, на жертвеннике находятся малые покровцы, которыми покрывают чашу и дискос с поставленной на него звездицей, большой покров — воздух, которым покрывают оба сосуда вместе по­верх малых покровцов, и ковшик для вина и воды. Малые покровцы и воздух символизируют пеле­ны, которыми был повит Иисус Христос при рождении, а также Его погребальные пелены — плащаницу.

У восточной стены алтаря, напротив престола, находится горнее место. Здесь, на возвышении устанавливается кресло (трон) для архиерея, а по сторонам — скамьи для священни­ков. Восседающий на горнем месте во время богослужения архиереи символизирует Христа, находящиеся рядом священ­нослужители — апостолов, а стоящие рядом с ними в блестя­щих одеждах диаконы — Ангелов.

На восточной стене алтаря над горним местом помещает­ся запрестольная икона. Обычно на ней изображается Иисус Христос, иногда — Святая Троица или Божия Матерь.

 

За престолом находится крест, как напоминание о крест­ной жертве Спасителя, и семисвечник — особый светильник на высокой подставке, имеющий семь ветвей, на каждой из которых укреплена лампада. Число ветвей семисвечника сим­волизирует семь главных церковных Таинств и семь даров Святого Духа, а также семь горящих перед престолом Божиим светильников, упоминаемых в Откровении святого апостола Иоанна Богослова.

 

 

Горнее место — у восточной стены алтаря, за престолом возвышенное место, на которое ставится сидение (трон), предназначенное для архиерея и фланкированное сопрестолиями (симметричные скамьи, примыкающие к внутренней восточной стене алтаря по обе стороны от горнего места). Над Горнем местом на стене апсиды, в нише пишется изображение Христа, сидящего на престоле, или Отечество.

Связь алтаря-жертвенника с горой Сион (местом первой евхаристии — Тайной вечери) выражают символические «сионы», или «ковчеги», в которых помещаются святые дары — тело и кровь Господни.

Солея — «возвышение» (от иконостаса на некоторое расстояние внутрь храма, на запад, к молящимся), то есть продолжение алтарного возвышения, поэтому называющееся внешним престолом (в отличие от внутреннего, что в середине алтаря). Солея также есть место для певцов и чтецов, которые называются «ликами», они символизируют ангелов, воспевающих хвалу Богу.

Амвону — полукруглому выступу солеи против царских врат, обращенному внутрь храма к западу, в особенности усваивается название внешнего престола. На престоле внутри алтаря совершается таинство претворения хлеба и вина в тело и кровь Христовы, а на амвоне совершается таинство причащения этими святыми дарами верующих. Величие этого таинства требует и возвышения места, с которого преподается причастие, и это место уподобляется в некоторой степени престолу внутри алтаря.

В таком устройстве возвышения таится удивительный смысл. Алтарь не оканчивается на самом деле преградой — иконостасом, он выходит из-под него и от него к людям, давая возможность всем понять, что именно для людей, стоящих в храме, и совершается все то, что происходит в алтаре.

Амвон, «восхождение», знаменует собой и гору или корабль, с которых проповедовал Господь Иисус Христос. Амвон возвещает также о воскресении Христовом, означает камень, отваленный от дверей гроба Господня, что соделало и всех верующих во Христе причастниками Его бессмертия, ради чего им преподаются с амвона тело и кровь Христовы, «во оставление грехов и в жизнь вечную».

Средняя часть храма, «корабль», представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь. У греков оно называется афоликон — вселенная. По выражению ап. Петра, в храм входят все верующие — «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Петр. 2, 9). Эта часть храма вмещает в себя людей, готовящихся к восприятию благодати, получаемой в таинстве евхаристии. Средняя часть храма символизирует мир тварный, но уже обоженный, освященный, оправданный. Это и есть в полном смысле «новое небо» и «новая земля».

Таким образом, преграда между алтарем и средней частью не разделяет, а объединяет две части храма. На Русь преграда перешла уже в форме иконостаса, который является сложным символом.

Западная сторона храма символизирует «страну мертвых» и ад. На этой стороне, как правило, хоронили умерших — внутри или снаружи храма, в притворе, реже на прилегающей северо—западной стороне. Иногда на западной части храма изображались не мрачные образы пророчеств и Страшного суда, а светские сцены забав и игрищ (храм св. Софии в Киеве), которые были напоминанием о неразумной, суетной жизни, ведущей к погибели.

Общую идею храма выражает иконография его средней части. Здесь изображена Вселенская Христова Церковь в ее совокупности, в ее истории и перспективе — от начала первозданной Церкви до Страшного суда — конца ее бытия — по эпохам. Вся роспись храма — символ Церкви вечной. Все церковные события, все соучастники церковной жизни размещены на всем пространстве храма, включены в сложную символическую иерархию.

На северных и южных стенах храма — изображения Вселенских соборов — важных событий церковной истории.

Притвор (соответствует двору скинии) — символ мира необновленного, еще лежащего во грехе, даже сам ад. Поэтому притвор находится в западной части храма, противоположной алтарю — символу рая. Здесь стоят оглашенные, те, кто готовится войти в Церковь, стать ее членами, и кающиеся, находящиеся под епитимьей, то есть те, кого Церковь не допускает к причащению святых таин. Они находятся между Церковью и миром. Они не изгоняются из храма и могут пребывать в нем до определенного момента, но не могут участвовать во внутренней жизни Церкви, ее таинствах.

Своды, купол. Так как средняя часть храма является символом преображенного тварного мира, «нового неба» и «новой земли», то есть Церкви, то в куполе изображается Глава Церкви — Христос Вседержитель. Над четырьмя стенами главной части храма возвышается свод, обычно в виде полусферы, подобно тому как над четырьмя сторонами света простирается небесная твердь. Затем представление о небесном своде было перенесено на купол — подобие неба, и, соответственно, представление о Боге Вседержителе переносится на храмовый купол. Глава храма, венчающая купол с изображением Христа, есть символ Христа — Главы Вселенской Церкви. Если сам храм — тело Церкви, то его глава — вместилище Божественной премудрости. В ранних христианских храмах глава храма напоминала череп, голову (например, собор св. Софии в Константинополе, Спасо-Преображенский собор в Чернигове).

Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие, кто распространил, утвердил словом, подвигами, образом своей жизни христианскую веру. Истинные столпы Церкви — апостолы, епископы, подвижники, мученики. Об апостолах как столпах говорит ап. Павел: «И, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» (Гал. 2, 9).

Столпы, поддерживающие своды внутри храма, и столпы, встроенные в стены и выступающие из них в виде лопаток, — конструктивная основа всего вещественного храма. Они же в духовном смысле — образ «столпов Церкви» — апостолов, святителей, учителей Церкви.

Иконостас

Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас — это ярусное бытие, все роды его, в конечном счете, являются ничем иным, как раскрытием смысла первой и основной иконы — образа Иисуса Христа.

Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке.

Иконостас каждого православного храма уникален и заслуживает особого внимания и понимания своего символического смысла. Однако для того, чтобы посетители сайта смогли составить хотя бы общее представление об иконостасе, рассмотрим его классический пример, описанный в научной литературе.

I. Местный чин
1. «Спаситель»
2. Богоматерь
3. Храмовая икона
4. Местночтимая икона
5. «Тайная вечеря»
6. Царские врата
а) Благовещение
б) Евангелисты
7. Двери в дьяконник
8. Двери в жертвенник
II. Деисусный чин
1. Спас в силах
2. Богоматерь
3. Иоанн Предтеча
4. Архангел Гавриил
5. Архангел Михаил
III . Праздничный чин
IV. Пророческий чин
V. Праотеческий чин
1. Ветхозаветная троица
А. Голгофа

 

Самый верхний ряд — праотеческий, представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева (праотцы, ближе всех стоящие по времени райской жизни: Адам, иногда Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и т.д.).

Второй ряд — это лица, стоящие под законом, это ветхозаветная Церковь от Моисея до Христа (вожди, первосвященники, судьи, цари, пророки; центральные фигуры — Давид, Соломон, Даниил).

Третий ряд — праздничный, появляется в иконостасе позднее, с XIV в. (в XVII—XVIII вв. он помещался еще ниже, под деисисом). В этом ряду изображена земная жизнь Христа («Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста», годовой литургический круг).

Четвертый ряд — деисис («молитва», «моление»). Этот ряд — важнейшая часть православного иконостаса, и даже если все остальные ярусы отсутствуют, Деисус есть в любой православной церкви. Обычно это композиция из нескольких икон, представляющая Христа в образе Спасителя на троне или «во Славе» с предстоящими по сторонам. Он символизирует исполнение новозаветной Церкви, осуществление всего того, что изображено в трех верхних рядах иконостаса. Это моление Церкви за весь мир.

Нижний (местный) ряд. Если четыре верхних яруса — канонические, нижний ряд иконостаса уникален в каждом храме. В последнем, нижнем ярусе иконостаса по обеим сторонам от царских врат помещаются иконы Спасителя и Богоматери, а рядом с образом Христа — храмовая икона, изображающая тот праздник или того святого, которому посвящается храм (по этой иконе всегда можно определить название храма). Выбор остальных икон ряда зависит от местных потребностей и характера храма. Местные иконы представляют собой предмет наиболее близкого и непосредственного общения и почитания. К ним прикладываются, перед ними ставят свечи.

В центре иконостаса находятся Царские врата, ведущие в алтарь, которые открываются во время литургии — через них выносят Святые дары. Символически через них проходит Христос, как Царь Славы, отсюда и название — «Царские врата». Иначе — райские двери, поскольку алтарь символизирует рай.

По сторонам от Царских врат расположены Северные и южные врата, которые ведут в диаконник и жертвенник, на них изображаются либо архангелы, либо святые диаконы как сослужители священников при совершении литургических ритуалов.

Средняя часть храма, в кото­рой собираются для молитвы верующие миряне, отделена от алтаря перегородкой с установ­ленными на ней святыми икона­ми, называемой иконостасом.

В центре иконостаса находят­ся Царские врата, символизирую­щие вход в Царство Небесное, которое стало открытым для всех людей с приходом в мир Спасителя. Поэтому на них помещаются иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Пресвятая Богородица первой удос­тоилась получить от Архангела Гавриила радостную весть о рождении Спасителя, а евангелисты проповедали эту весть всему миру.

Кроме Царских врат, в нижнем ряду иконостаса рас­положены также диаконские двери. На них обычно изо­бражают Архангелов, что указывает на то, что диаконское служение подобно служению Ангелов, или архидиаконов Стефана и Лаврентия, показавших истинный пример слу­жения Господу.

Над Царскими вратами помешается изображение Тайной вечери, как указание на совершающееся за литургией в ал­таре Таинство Святой Евхаристии.

По правую сторону Царских врат находится икона Спа­сителя, а по левую — Матери Божией с Богомладенцем Иисусом на руках.

Рядом с иконой Спасителя помещается икона праздника или святого, в честь которого освящен престол храма. Она называется храмовой иконой. Слева от иконы Божией Ма­тери помешается икона наиболее почитаемого в этом храме святого. Эти иконы находятся в первом ряду иконостаса который называется местным рядом.

Кроме местного, иконостас имеет еще несколько рядов, у каждого из которых свое особое название.

Второй ряд снизу — деисисный (деисусный). «Деисис» по-гречески означает моление. В центре этого ряда находится икона с изображением сидящего на престоле Спасителя. Справа от Него — изображение склонившейся в молитве Божией Матери, слева — святого Иоанна Крестителя. Спра­ва и слева от них — иконы с изображением Ангелов и святых апостолов, святителей, преподобных, мучеников. Они также изображаются склонившимися в молитве перед Спасителем.

Этот ряд является центральной частью иконостаса и сим­волизирует собой моление Небесной Церкви за мир.

Третий ряд называется праздничным. В нем располага­ются иконы двенадцати главных праздников.

Четвертый ряд — пророческий. На нем изображаются ветхозаветные пророки, которые предсказали пришествие в мир Спасителя. Все они держат в руках развернутые свитки, на которых написаны тексты из их пророчеств. В центре этого ряда находится икона Божией Матери с Младенцем Христом «Знамение», как символ исполнения всех проро­честв.

Пятый ряд — праотеческий. На нем изображаются ветхо­заветные праотцы. В центре его находится икона Святой Троицы.

На самом верху иконостаса помешается крест — символ победы Спасителя над грехом и злом.

Перед иконостасом находится возвышение, называемое солеёю. Середина солеи напротив Царских врат имеет по­лукруглый выступ, который называется амвоном. Он зна­менует собой камень, отваленный Ангелом от гроба Христо­ва. На амвоне диакон, по образу Ангела, благовестившего воскресение Спасителя, произносит ектении (молитвы от лица всех предстоящих в храме) и читает Святое Евангелие, а священники читают проповеди. На амвоне верующим пре­подается Святое Причастие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: