Слова автора разрываются репликой




Время выполнения: 45 минут

Порядок выполнения работы

1. Рассмотрите теоретический материал или повторите теорию на Яклассе.

2. Выполните практическую работу и оформите вывод.

Пишите грамотно, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.

 

Краткие теоретические сведения к практической работе (см. приложения)

Диалогом называется один из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст. Как называются известные вам способы передачи чужой речи?

Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал: – Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец? – Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок. (Чуковский)

В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.

– Куда идешь? – А так иду, куда ноги идут. – Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги. (Гоголь)

Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью.

Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире.

Для оформления диалога, так же, как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

Условные обозначения:

Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Содержание практической работы

Задание 1. НАБЛЮДЕНИЕ, АНАЛИЗ ПУНКТУАЦИОННЫХ ЗНАКОВ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ И ДИАЛОГЕ. Ознакомьтесь со следующими ниже примерами, в которых одни и те же слова записаны двумя способами.
1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи

А: – Р. А: – Р! А: – Р?

А) Чичиков обратился к нему с такими словами:
– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. (Гоголь)

Б) Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».

Прямая речь или реплика стоит перед словами автора

– Р, – а. – Р! – а. – Р? – а.

А) – Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления… (Гоголь)

Б) «Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…

Прямая речь или реплика разрываются словами автора

– Р, – а, – р. – Р, – а. – Р.

А) – Да,отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши,несуществующих. (Гоголь)

Б) «Да,отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши,несуществующих».

Слова автора разрываются репликой

А: – Р, – а. А: – Р! – а. А: – Р? – а.

А) Он сказал:

– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)

Б) Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.

Задание 2. Запишите предложения с диалогом, расставьте недостающие знаки препинания (реплики говорящих выделены курсивом)

 

Задание 3. Замените прямую речь косвенной. (Переделайте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью).

Требования к отчету: работа должна быть выполнена в тетради для практических работ.

Содержание отчета: Укажите, какие умения и навыки вы приобрели в результате практического занятия.

Информационные источники:

Воителева Т. М. Русский язык и литература: Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса: среднее общее образование / Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 336 с.

Интернет-источники:

https://www.yaklass.ru/ts/subj-99921/edup-117158/topic-2291480

Критерии оценивания:

- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если все задания выполнены верно; обучающийся уверенно работает с текстом, допущено 1-2 ошибки.

- оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если задания выполнены, но допущены неточности в работе, 3-4 ошибки.

- оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если в заданиях допущены существенные ошибки, или выполнены не все задания.

- оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если выполнено менее 50% заданий и во всех заданиях допущены ошибки и неточности, задания на выполнены.

 

Домашнее задание:

**Составьте и запишите диалог на тему «Встреча друзей» или «Работа».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: