Тема 3.
Принципы и направления формирования здорового образа жизни.
Вопросы:
1. Понятие здорового образа жизни.
2. Проблема формирования здорового образа жизни.
3. Принципы формирования здорового образа жизни.
- Понятие здорового образа жизни.
По данным ВОЗ, условия и образ жизни людей определяют около 52-53% количества индивидуального здоровья человека.
Под образом жизни многие исследователи понимают устойчивый, сложившийся в определенных общественно – экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления.
Ю.П. Лисицын (Ю.П. Лисицын, 1986) включает в образ жизни 4 категории: экономическую – уровень жизни, социологическую – качество жизни, социально - психологическую – стиль жизни и социально – экономическую – уклад жизни.
Однако, образ жизни не тождественен условиям жизни, которые лишь опосредуют и обусловливают образ жизни материальными и нематериальными факторами.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком биологических, общественных, профессиональных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях. Здоровый образ жизни выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
С медицинской точки зрения здоровый образ жизни– это образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
|
Можно также определить здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социально - биологических функций.
Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни. Например, такое определение: «Здоровый образ жизни – это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно - религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках отпущенной Господом земной жизни».
Понятие здорового образа жизни определяется по-разному: в зависимости от прикладного назначения различают «узкую» и «расширенную» трактовки.
1) Узкая трактовка ЗОЖ делает акцент на личностный компонент здорового образа жизни. Например, представители психолого-педагогического направления (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) рассматривают здоровый образ жизни с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.
Личностный компонент ЗОЖ включает набор индивидуальных практик, норм и личных поведенческих установок, ведущий к улучшению или ухудшению здоровья (рисков для здоровья). К последним традиционно относят вредное употребление алкоголя и употребление табака, низкую физическую активность и нездоровое питание, реже включают безопасный секс, потребление наркотиков и другие индивидуальные поведенческие нормы.
|
Личностный компонент ЗОЖ также отражает зависимость образа жизни от наследственных типологических особенностей человека, особенностей характера, воспитания. В личностном плане образ жизни человека зависит от:
- морально-волевых качеств и жизненных целевых установок человека;
- уровня воспитания;
- состояния здоровья человека: наличия, или отсутствия наследственно обусловленных или приобретенных заболеваний, состояния регуляторно - адаптивных систем, иммунной системы;
- способности человека обеспечить себе социальное благополучие.
2) В отличие от узкой, расширенная трактовка ЗОЖ предполагает более широкий социальный контекст, обусловленный социальными детерминантами здоровья. В данном понимании здоровый образ жизни – это биосоциальная категория. В таком понимании здоровый образ жизни – это определенный тип жизнедеятельности человека, который обусловливается его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения.
Представители философско-социологического направления ( П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальный социальный аспект, составную часть жизни общества в целом.
Социальный компонент здорового образа жизни обусловлен: условиями жизни и работы, состоянием экологии, доступностью транспорта, социальных объектов и др.
|
По мнению Э.Н. Вайнера, понятие образа жизни следовало бы определить как способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу следующих обстоятельств: социальных, культурных, материальных и профессиональных.
Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной задачи – укрепление здоровья индивидуума.
Проблема формирования здорового образа жизни.
О здоровом образе жизни ученые начали задумываться еще в древности.
На Востоке существовали целые системы управления психическими и физиологическими функциями организма, укрепления жизненной силы организма. Например – йога в Индии, система дыхательных и двигательных упражнений цигун в Китае и т.д.
Значительную роль формированию здорового образа жизни уделяли и на Западе – в древнегреческих городах-государствах и в древнем Риме.
Уже в трудах древнегреческих философов возникли разные трактовки здоровья и здорового образа жизни.
Гиппократ специфическим элементом здорового образа жизни считал здоровье человека, а Демокрит – духовное начало.
Знаменитая фраза «В здоровом теле – здоровый дух» (лат. «Mens sana in corpore sano») заимствована у римского поэта Децима Юния Ювенала, (ок. 61 - ок. 127 гг. н.э.). Фраза Ювенала стала крылатой после того, как её повторили английский философ Джон Локк и французский писатель-просветитель Жан Жак Руссо.
Образ жизни современного человека не соответствует здоровому образу жизни. Характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием, информационной нагруженностью, психоэмоциональным перенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами, что приводит в конечном счете к развитию так называемых болезней цивилизации.
Двадцатый век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные способы и средства лечения болезней. Однако, двадцатый век принес уменьшение объема двигательной активности человека, увеличение нервно – психического и других видов стресса, химического загрязнения внешней и внутренней среды и другие негативные явления, связанные с научно – техническим прогрессом. Реже обращают внимание на существенные изменения в стиле и укладе самой жизни.
Тысячи поколений наших предков жили и работали в тесном общении с природой, синхронно природным ритмам. Вставали с рассветом и ложились спать при наступлении темноты. Каждое время года имело свой трудовой настрой, свой режим жизни. Теперь же люди живут в ритме производственного цикла, одинаково в любое время года.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Болезни современного человека обусловлены также его образом жизни и повседневным поведением.
Сложившаяся система образования не способствует формированию здорового образа жизни, поэтому знания взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями. В школе рекомендации по здоровому образу жизни детям часто насаждаются в назидательной и категоричной форме, что не вызывает у них положительной реакций. А взрослые, и в том числе учителя, редко придерживаются указанных правил. Старшеклассники и студенты не занимаются формированием своего здоровья, т. к. это требует волевых усилий, а в основном занимаются предупреждением нарушений здоровья и реабилитацией утраченного.
В настоящее время наблюдается парадокс: при абсолютно положительном отношении к факторам здорового образа жизни, особенно в отношении питания и двигательного режима, в реальности их используют лишь 10 – 15% опрошенных. Это происходит не из-за отсутствия валеологической грамотности, а из-за низкой активности личности, поведенческой пассивности.