Психологические механизмы возникновения и способы их разрешения
Конфликтологии как науке пошел уже второй век. И за этот период ученые раскрыли много закономерностей протекания конфликта и управления им. Конфликты имеют многообразные области своего проявления. Но особенно острые проблемы они создают в педагогической сфере, поскольку в ней присутствует ребенок - формирующаяся личность.
Что такое конфликт? Какими он обладает характеристиками?
Конфликт в самом обобщенном виде понимается как столкновение (от лат. conflictus - столкновение), противоречие. Сталкиваться могут цели, интересы, позиции, мнения и взгляды, культуры и т. п. Особенно острыми могут быть такие столкновения во временном детском коллективе оздоровительного лагеря.
Функции конфликта и его динамика (стадии протекания)
В массовом педагогическом сознании существует мнение о том, что в конфликтной ситуации в большинстве случаев реализуется деструктивная функция - когда протекание конфликта наносит разрушающее воздействие на сферу отношений, деятельности либо личностную сферу. Однако в конфликте вполне может реализоваться и конструктивная функция - в том случае, когда процесс и результаты конфликта способствуют развитию личности или коллектива, преодолению разногласий и движению вперед. Кроме того, в конфликте присутствует также диагностическая функция - реализуемая тогда, когда происходит осознание существующих проблем и противоречий, понимание необходимости и путей изменений.
Динамика конфликта находит свое выражение в следующих стадиях протекания:
1. Предконфликтная стадия - стадия ухудшения эмоциональных состояний, нарастания напряженности, ухудшения отношений.
|
2. Стадия конфликтного взаимодействия - на этой стадии возникает собственно конфликтное взаимодействие, чаще всего направленное на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений и целей.
3. Постконфликтная стадия - стадия улучшения (либо сохранения напряженных) отношений и эмоционально-психологических состояний.
Классифицировать виды конфликтов можно по наличию тех или иных участников конфликта. Так, если в конфликте в качестве участников выступают две стороны одной личности - это внутриличностный конфликт. Если в конфликте принимают участие две или несколько личностей - это межличностный конфликт. Когда конфликтуют личность и группа либо несколько группировок в группе -- это внутригрупповой или личностно-групповой конфликт. И наконец, когда конфликтуют две или несколько групп - это межгрупповой конфликт.
Для эффективного психолого-педагогического анализа конфликта некоторые исследователи предлагают опираться на формулу конфликта, которая отражает его структуру:
Конфликт = проблема, причина конфликта + стороны, участники конфликта + конфликтная ситуация + повод (инцидент) к конфликту.
Проблема, причина конфликта чаще всего проистекает из двух сфер - сферы отношений либо сферы деятельности.
Конфликты деятельности разрешаются достаточно быстро и чаще всего конструктивно, если не добавляется конфликт отношений. Конфликт отношений разрешается сложнее, поскольку может дополняться внутриличностным конфликтом (т. е. проблемным отношением к себе).
Сторонами, участниками конфликта могут становиться две стороны одной личности, несколько личностей или несколько групп.
|
Конфликтная ситуация развивается по стадиям конфликта.
На первой - предконфликтной - стадии важно улавливать сигналы конфликта, к которым относятся: дискомфорт, нарастание тревожности, рост числа каких-либо недоразумений (забыл, перепутал, недослышал и т. п.), кризис (способность проявлять физическую агрессию). Если вы заметили наличие данных сигналов, а также нарастание в коллективе напряжения, ухудшения эмоциональных состояний, раздражительности, апатии, ухудшения отношений, то можно утверждать, что вы диагностируете конфликт, даже если пока он имеет скрытый характер и не проявлен как социальное явление.
На второй стадии - стадии конфликтного взаимодействия - следует учитывать возможные стратегии поведения в конфликте: компромисс, избегание (уход), подавление, соперничество и сотрудничество.
На третьей - постконфликтной - стадии необходимо анализировать эмоции участников конфликта. Если они улучшаются, значит, конфликт разрешен. Если сохраняются негативные эмоции, значит, снят только повод, а проблема была в другом и осталась не разрешена.
Поводом (инцидентом) к конфликту чаще всего выступают конфликтогены - слова или действия, провоцирующие конфликт. В качестве ведущих конфликтогенов в современной психолого-педагогической науке выделяются такие:
- стремление к превосходству,
- проявление эгоизма,
-- проявление агрессии.
К наиболее традиционным способам разрешения конфликтов относятся следующие:
- приглашение третейского судьи (независимого третьего);
- создание ситуации успеха;
- переключение на деятельность;
- организация стола переговоров;
- драматизация конфликта (игровое проигрывание сюжета и ведущих ролей конфликта).
Картография конфликта
Психолого-педагогический анализ конфликта может осуществляться с помощью картографии конфликта. Картография конфликта предполагает составление карты конфликта благодаря нахождению ответов на следующие основные вопросы:
- В чем суть проблемы, какова основная причина конфликта?
- Кто есть основные стороны -- участники конфликта?
- Чего они хотят?
- Почему они хотят того, чего хотят?
- Каковы основные пути решения, удовлетворяющие обе стороны?