Правовое регулирование конкурентной разведки




При осуществлении конкурентной разведки может быть использован довольно широкий арсенал средств и методов (за исключением запрещенных законом). Основным ограничителем здесь выступают нормы права. Конкурентная разведка в своей деятельности руководствуется правилом: разрешено все, что не запрещено. Основную информацию ее сотрудники черпают из открытых источников. При этом следует заметить, что даже специально создаваемые государством разведывательные органы и подразделения широко используют открытые из которых получают основной объем необходимых им сведений. Лишь незначительную, наиболее ценную часть информации они получают путем использования особых методов и средств.

Специальных правовых норм, регулирующих деятельность, именуемую в литературе конкурентной или бизнес разведкой, в российском законодательстве нет. Правовую основу этого направления деятельности хозяйствующих субъектов в настоящее время составляют следующие основные акты общедозволительного и разрешительного профиля (режима правового регулирования).

Конституция РФ закрепляет ряд правовых гарантий, дозволений, а также ограничений и запретов, которые необходимо учитывать в конкурентной разведке.

Так, согласно Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Федеральный закон "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, содержит запреты: на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением; на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов; на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию; на недобросовестную конкуренцию.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Поэтому при конкурентной разведке должны соблюдаться требования законодательства о различных видах тайны (государственной, служебной и др.).

Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории РФ, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В силу данного закона при конкурентной разведке, проводимой с соблюдением требований действующего законодательства, не должны осуществляться какие-либо оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные законом к компетенции органов, которым это право предоставлено Федеральным законом.

Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" содержит понятие частного детектива и определяет требования, которым он должен соответствовать, закрепляет исчерпывающий перечень сыскных услуг.

3. Под источником информации обычно понимают условное обозначение научного документа или издания, которые служат не только важнейшими источниками, но и средством передачи научной информации в пространстве и времени. Кроме того, к источникам информации относятся также люди (одушевленные источники), элементы предметно-вещественной среды и средства массовой информации (СМИ).

Среди документов и изданий выделяют первичные и вторичные.

В первичных источниках информации по преимуществу содержатся новые сведения или новое осмысление известных идей и фактов. К ним относятся книги, за исключением справочников, периодические и продолжающиеся издания, специальные виды тематических изданий, экономические, финансовые, научно-технические и иные отчёты, диссертации, информационные карты и т. п.

Особый вид источников информации представляют собой нормативно-правовые акты, которые всегда отражают волю государства, это властный и официальный документ. Важнейшим видом нормативно-правовых актов являются законы, регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Во вторичных источниках информации содержатся сведения из первичных документов или о них. К ним относятся справочная литература, обзоры, реферативные журналы, библиотечные каталоги, библиографические указатели и картотеки и т.п.

Важным источником информации этого типа является система депонирования неопубликованных источников. Она состоит в том, что рукописи статей, книг и т. п., передаются на хранение в органы информации. Сведения об этих рукописях публикуются в информационных изданиях, а копии самих рукописей высылаются по запросам специалистов.

Человек (одушевленный источник) является носителем информации сам по себе. Он может быть и первоисточником и вторичным источником информации и источником дезинформации. Основными одушевленными источниками информации деловой разведки являются: клиенты организации (фирмы); поставщики организации (фирмы); работники банков и других кредитных учреждений, работающих с организацией (фирмой); рекламные агенты, кадровые агентства; собственно сотрудники компании, ведущей деловую разведку (например, можно найти сотрудника вашей компании, у которого кто – либо из родственников или друзей работает у конкурента) и т.д.

Предметно-вещественная среда э то та материальная среда, которая окружает хозяйствующий субъект. Составляющие этой среды являются носителями порой весьма ценной информации. Например, опытный образец продукции конкурента сам по себе уже может многое рассказать.

К средствам массовой информации (СМИ) относятся все периодические издания, телевидение, радиовещание и Internet.

В мире огромное количество самых разнообразных периодических изданий. Все они имеют свои особенности. Но всех их объединяет то, что они имеют бумажную основу. Эта их особенность является причиной некоторой задержки в подаче информации. В настоящее время, данный тип СМИ ориентируется не столько на подачу оперативной информации, сколько на аналитику, рассуждения и т.п.

Радио и телевидение - работать с данным источником несколько труднее – необходимо фиксировать полученные данные и переводить их в вид, удобный для дальнейшего анализа и обобщения.

Internet это распределенное хранилище информации, то есть информация разнесена по разным хранилищам, в том числе и физическим. В Internet информация хранится несколькими, интересными для деловой разведки, способами:

• общедоступно на сайте;

• общедоступно, но на отдельном сервере;

• в закрытых зонах (на закрытых страницах сайта и в закрытых серверах).

Средства массовой информации выставляют в сети Internet собственный сайт, бесплатно публикуя в нем текущий выпуск. По способу доведения информации и оперативности средства массовой информации можно разделить на следующие основные категории:

• агенства новостей;

• телевизионные;

• радио;

• периодические издания (газеты, журналы).

Развитие сети Internet привело к появлению нового класса средств массовой информации, известного сейчас под названием “сетевые СМИ”, не имеющих своих аналогов в классической интерпретации (например, в бумажном виде).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: