КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КОММУНИКАЦИЯ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ




 

«ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКА-ИЛЛЮСТРАТОРА Е.М.РАЧЕВА»

 

 

Подготовила и провела воспитатель Тюлина Л.М.

 

Задачи: Продолжать знакомить с творчеством Е.М.Рачева;

Воспитывать эмоциональное восприятие иллюстраций, внимательное, осмысленное отношение к рисункам в книге. Учить сравнивать героев разных сказок. Учить понимать содержание рисунков, всматриваться в образы, созданные художником. Расширять представления о многообразии художественных выразительных средств.

 

Материал: книги с иллюстрациями Е.М.Рачева, иллюстрации.

Предварительная работа: чтение книг, рассматривание иллюстраций.

 

 

Восп-ль:

Есть листок, есть корешок.

А не куст и не цветок.

Нет лап, нет рук.

А приходит в дом как друг.

На колени к маме ляжет,

Обо всем тебе расскажет. (Книга)

 

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита. (Книга)

 

Восп: Какой должна быть книга для детей по вашему мнению? (Красивой, с рисунками, интересной).

Что обязательно должно присутствовать в книге? (Рисунки, иллюстрации).

Как называется человек, иллюстрирующий книгу? (Художник – иллюстратор). Сегодня мы с вами будем рассматривать иллюстрации одного из художников-иллюстраторов. Посмотрите сюда (Показываю иллюстрации).

 

Вы видели когда-нибудь такое существо: длинноухий зайчишка, но стоит он как-то по-особенному, вроде бы по-человечьи, и одет как человек — в заплатанный тулупчик. А по характеру — озорник да и только! (Выставляю иллюстрацию) А вот лиса, разодетая, как на свадьбу, и очень довольная собой. Модница. А медведь, в красивом кафтане, сидит черпает ложкой мед. Блаженствует. Давным-давно родились в народе первые сказки о животных. Люди, которые создавали эти сказки, хорошо знали, как ведут себя животные, какие у них характеры. Они знали, что лиса — хитрая, волк — жадный и часто бывает глупым, а заяц всегда и всех боится. Именно такими чертами обычно наделены эти животные и в сказках.
Но в характерах и поступках сказочных животных выражаются черты и действия людей. Звери говорят на человеческом языке, мыслят и поступают, как люди: добрые и злые, храбрые или трусливые, умные или глупые...
Много лет сказки о животных иллюстрировал художник Евгений Михайлович Рачев. (Показываю портрет). Рисовать он начал еще в детстве. Он превращает обыкновенных зверей и птиц в сказочных героев. Заставляет их жить по-новому.
Во внешнем виде, в поведении и в характере животных Евгений Михайлович умело передаст черты и поступки, свойственные людям.

Ребята, а что необычного в рисунках Е.Рачева вы заметили? (Он их одевает как людей). Да, а чтобы животные ещё больше были похожи на людей, художник их «одевает». Одевает, как людей, в русские национальные костюмы.

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...» Посмотреть рисунки можно очень быстро, но вот создать их... Для этого нужна большая подготовительная работа. Поэтому Рачёва можно было часто видеть в зоопарке, в лесу, у реки, в библиотеке или в музее... Художник делает зарисовки. Ему надо знать, как в старину одевались люди, какие были дома, предметы труда и быта крестьян... И еще надо хорошо знать и понимать характеры людей. А этому может научить только сама жизнь! И художник стремится как можно лучше ее узнать. Рисовал он акварелью, гуашью и углем. Акварельную краску любил класть тонким прозрачным слоем.


Лисы, медведи, волки и зайцы в рисунках Е. Рачёва одеты в костюмы людей, ходят на двух ногах, сидят, улыбаются, поют и даже плачут, как... люди.
(Выставляю иллюстрации.)

Восп: Кто это? (Лиса) Что необычного в ней? (Она одета как человек в белую блузку и сарафан, на шее у нее бусы, а на голове кокошник.)

Как вы думаете, какая лиса по характеру? (Ласковая, добрая, милая, но и хитрая, она же съест колобка)

Какой у нее взгляд? (Довольный, хитрый).

Вот рыжая лисичка-сестричка — в белой кофте и синем сарафане с красным пояском. На шее у неё бусы, на голове красивый кокошник. Лиса слушает песенку колобка. Она такая ласковая, такая милая... Но добра от нее не жди! Она обманет колобка и съест его! И от удовольствия лиса даже зажмурилась!


А вот другая лиса. (Иллюстрация) Какая здесь лиса? (Злая, крикливая, плохая, наглая).

Что она делает? (Она забралась на пёчку и кричит на зайца: выгоняет его из его же дома). Обратите внимание, как светятся недобрым огоньком её глаза, а поза и широко раскрытая пасть помогают нам почувствовать, что лиса злая и наглая.


(Выставляю следующую иллюстрацию)

А сколько лёгкости и изящества в быстром беге ещё одной лисы!

- Как она прижимает к себе петушка?

Смотрите, как нежно и вместе с тем крепко прижимает она к себе петушка.

- Куда смотрит лиса?

На бегу лисица повернула голову, подняла уши — не догоняет ли её кто-нибудь? Ведь она украла петушка! Нет, погони не видно. И поэтому лиса довольна: её ярко-жёлтые глаза сверкают.


Выставляю иллюстрацию (Волк сидит у проруби)

Посмотрите на этого волка. Какой он? (Жалкий, не страшный, простой, глупый)
А вот совсем не страшный волк. Художник изобразил его простоватым и даже глупым. По совету хитрой лисы, он опустил хвост в прорубь, чтобы поймать рыбу. (В какое время суток волк сидит у проруби?) Тёмной ночью сидит он на морозе и ждёт. Ждет и не догадывается, что лиса обманула его. Ему холодно.

Восп: Откуда видно, что ему холодно?

За ночь хвост примёрз ко льду крепко-крепко. А волк думает: «Вот сколько рыбы я поймал!» Целую ночь просидел волк около проруби и не мог вытащить свои хвост. А утром пришли к проруби за водой женщины и избили волка. Прыгал он, прыгал и оторвал себе хвост. Только тогда и смог убежать. А лиса и во второй раз обманула волка. (Показываю иллюстрацию) Вот она едет на волке. Посмотрите, какая здесь лиса? Довольная, хитрая лисица! А какой волк? (Жалкий) И как жалок волк, оставшийся без хвоста! Насторожен.

А теперь давайте посмотрим на волка из другой сказки. (Показываю иллюстрацию к сказке «Волк и семеро козлят»). Волк здесь кровожаден и беспощаден.

 

Мишка вылез из берлоги.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки,
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся,
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

 

Восп: Любимый персонаж русских сказок -медведь. (Выставляю иллюстрацию)
Посмотрите на этого медведя. Какой он, по-вашему мнению? (Добрый, большой, удивляется, сильный)

Посмотрите, косолапый стоит около избушки и не понимает, почему лиса его не боится. Его добродушная физиономия выражает удивление, рот приоткрыт, брови высоко подняты. Как же так? Он такой большой и сильный, а не может помочь зайчику: выгнать лису из заячьей избушки.

А вот другой медведь. («Маша и медведь»). Какой здесь медведь? Да, глуповатый медведь сидит, а девочка Маша ставит перед ним большой пузатый горшок с кашей. В сказке «Колобок» медведь сидит довольный и ест мед.

Какого еще героя русских народных сказок вы знаете? (Заяц) Да это заяц. (Рассматриваем иллюстрации) Сказка «Колобок». Взгляд у зайца хитроватый. Сказка «Лиса и заяц». Он вышагивает рядом с петушком и не верит, что он ему поможет, он напуган. Сказка «Заяц- Хваста».

Восп: Посмотрите, как стоит этот заяц? (Подбоченясь, он будто говорит: «Вот я какой!» Усы вверх торчат. Уши поднял от удовольствия, хвалится, глаза веселые.)

Ребята, в рисунках Е.Рачева - заяц ведет себя как человек. Художник даже тулупчик надел на него.

А теперь посмотрите на зайца, которого ругает ворона. (Заяц опустил уши, глаза напуганные, лапы повисли).

Рисуя иллюстрации к сказкам. Рачёв, кроме самих сказочных персонажей, создаёт обстановку, в которой они живут и действуют. Он как бы вводит их в особый быт, характерный для жизни русского народа. Очень часто художник творчески обрабатывает сказки, добавляя новые ситуации и детали, и таким образом помогая увидеть и понять больше, чем написано в тексте. Важную роль играет природа в рисунках к русским народным сказкам. Мы видим на этих иллюстрациях березки, ромашки, овраги, перелески, так характерные для среднерусского пейзажа. Есть здесь и еще что-то такое, что пронизывает рисунки «русским духом». Не случайно художник использует различные бытовые подробности: изукрашенный наличник русской избы, крестьянское лукошко, вышитое полотенце.

Поза, взгляд, движения и одежда героев Е.Рачева – все напоминает человеческие отношения. Рисунки его красочны, нарядны, декоративны.

 

Восп: А сейчас мы поиграем в игру «Угадай из какой сказки ». Выставляю иллюстрации, а дети угадывают к какой сказке принадлежит данный сюжет.

Дидактическая игра «Какой картинки не стало ».

Восп: Иллюстрации какого художника мы сегодня рассматривали? Чем отличаются рисунки Е.М.Рачева от рисунков других художников? (Он одевает своих животных в народные костюмы и мы видим перед собой как будто людей). Нужна ли иллюстрация в сказках?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: