Реферат
по дисциплине Гидравлика и теплотехника
Струйные насосы
Работа студента 451 группы
Матвеева Константина Евгеньевича
Проверил:
Гребенкова Татьяна Сергеевна
2017 год
Содержание
1.Классификация и принцип работы струйных насосов
2.Водоструйные насосы
3.Пеносмесители
4.Газоструйные насосы
7. Вывод
Классификация и принцип работы струйных насосов.
Классификация.
Струйные насосы относятся к классу динамических насосов. По природе преобладающих сил, действующих на жидкость при работе струйных насосов, они относятся к смешанному виду, так как перекачиваемая жидкость получает энергию за счет действия на неё как массовых сил (сил инерции), так и силы жидкостного трения.
В пожарной охране применяют два типа струйных насосов по состоянию рабочей среды, подводимой к насосу: газоструйные и водоструйные.
Принцип работы струйного насоса. Рабочая среда подходит к насадку 1, который имеет сопло. На выходе из сопла жидкость, обладая запасом кинетической энергии, имеет максимальную скорость.
Увеличение скорости потока рабочей жидкости приводит к уменьшению давления в струе и камере 2 ниже атмосферного. Эжектируемая жидкость под действием атмосферного давления поступает в камеру 2 и уносится рабочей струёй в расширяющуюся камеру диффузора 3, где уменьшается скорость (скоростной напор) и увеличивается пьезометрический напор (давление) жидкости. Расход жидкости Q3 в камере диффузора 3 равен сумме расходов рабочей Q1 и эжектируемой жидкости Q2:
Q3= Q1+Q2
Физические зависимости работы струйного насоса могут быть выражены уравнением неразрывности потока и уравнением сохранения энергии:
|
Q = SV и P/γ + V2/2q + Z = const
Струйные насосы характеризуются следующими основными параметрами:
- коэффициентом эжекции = QЭ/Q1;
- коэффициентом подпора = H2/ H1;
- коэффициентом площади сечений m = 2/ 1;
- коэффициентом полезного действия = ;
где:
Q3 – подача эжектируемой жидкости, (м3/с);
Q1 - подача рабочей жидкости, (м3/с);
H2 - напор за диффузором, (м);
H1 - напор перед соплом, (м);
2 – площадь сечения горловины диффузора, (м2);
1 – площадь сечения сопла, (м).
Параметры струйных насосов зависят от конструктивных особенностей, рода и температуры рабочей жидкости, шероховатости поверхностей и во многом от соотношения площадей 1 и 2.
Водоструйные насосы
Водоструйные насосы в пожарной технике применяются для забора и подачи из открытого водоисточника дополнительного количества воды, а также в качестве смесителей при необходимости получения раствора пенообразующего вещества или смачивателя в воде.
Представителем первого из них является гидроэлеватор Г-600А, второго – стационарные (ПС-5, ПС-12) и переносные (ПС-1, ПС-2, ПС-3) пенные смесители.
Пеносмесители
В пожарной технике используются пеносмесители двух типов: предвключенные и проходные. К предвключенным относятся стационарные пеносмесители ПС-5 и ПС-12, устанавливаемые на пожарных насосах. Схема установки этих пеносмесителей представлена на рис.4.
Рис.4. Принципиальная схема установки
пеносмесителей и водопенных коммуникаций:
1 – пожарный насос; 2 – пеносмеситель;
3 – пенобак; 4 – цистерна
Пеносмеситель устанавливается на всасывающем патрубке насоса. Сопло смесителя с помощью трубопровода соединено с напорным коллектором насоса. Смесительная камера струйного насоса пеносмесителя через пробковый кран, имеющий несколько калиброванных отверстий, связана с цистерной и пенобаком.
|
Как следует из приведенной схемы, рабочая жидкость под давлением поступает из напорной полости насоса к соплу пеносмесителя 2 и далее через диффузор во всасывающую полость насоса 1. Дозировка пенообразователя, подсасываемого в кольцевое пространство сопла из пенобака 3 или цистерны 4, осуществляется дозатором, конструктивно соединенным со смесительной камерой струйного насоса. Подача раствора к пенным стволам или пеногенераторам регулируется напором насоса.
При работе предвключенныхпеносмесителей часть подачи насоса (до 25%) расходуется на работу пеносмесителя. Дозаторы на пеносмесителях бывают ручные или автоматические. При ручной дозировке пробковым краном имеет место несоответствие между количеством воды, проходимой через смеситель, и пенообразователя, т.е. изменяется процентное соотношение пенообразователя и воды в подаваемом растворе при изменении давления на насосе. Это приводит к снижению качества воздушно-механической пены. В связи с этим автоматические дозаторы более предпочтительны.
К проходным пеносмесителям относятся переносные смесители ПС-1, ПС-2 и ПС-3. Они устанавливаются непосредственно в напорных магистральных или рабочих рукавных линиях. Пенообразователь к смесителю подается по шлангу из посторонней емкости. Достоинством таких смесителей является возможность получения небольшого количества воздушно-механической пены с малыми затратами пенообразователя за счет снижения его потерь в рукавных линиях, т.к. смеситель может быть установлен в непосредственной близости от пенного ствола или пеногенератора.
|
Схема пеносмесителя ПС-5 представлена на рис.5. Он состоит из корпуса 1, дозатора 2, пробки дозатора 3, обратного клапана 4, сопла 5, диффузора 6. Дозатор 2 осуществляет регулировку подачи пенообразователя в пяти рабочих положениях пробки крана 3. Цифры на шкале пеносмесителя обозначают число пеногенераторов ГПС-600, работающих от данного насоса. Для подачи пенообразователя маховичок пробки крана поварачивают до совпадения стрелки с нужным делением шкалы. Обратный клапан 4 служит для предотвращения попадания воды в емкость с пенообразователем при работе насоса от водопроводной линии. Во время работы насоса с пеносмесителем напор на насосе должен быть 0,7-0,8 МПа, подпор во всасывающей линии при работе от водопроводной сети - не более 0,25 МПа.
Рис.5. Схема пеносмесителя ПС-5:
1 – корпус; 2 – дозатор; 3 – пробка крана; 4 – обратный клапан; 5 – сопло; 6 - диффузор
Пеносмеситель ПС-12 устанавливается на пожарном насосе ПН-110Б. Максимальная подача пенообразователя 4,3 л/с, что обеспечивает одновременную работу 12 пеногенераторов ГПС-600. Напор перед смесителем во время работы должен быть не менее 0,75 МПа, подпор во всасывающей линии – не более 0,15 МПа. Принципиальная схема пеносмесителя ПС-12 аналогична ранее приведенной.
Дозатор смесителя выполнен в виде ступенчатой пробки, имеющей три фиксированных положения: на 6, 9 и 12 пеногенераторов ГПС-600. Фиксация стержня обеспечивается подпружиненным шариком, а перемещение – рычагом. На лыске стержня нанесены цифры, указывающие положение дозатора. Конструкция переносного смесителя (ПС) представлена на рис.6. Известны три марки переносных смесителей ПС-1, ПС-2, ПС-3. Где цифра означает количество одновременно подключаемых пеногенераторов ГПС-600. Каждый из ПС представляет собой струйный насос, состоящий из сопла, диффузора и вакуум-камеры, отлитых из алюминиевого сплава АЛ-9В.
Рис.6. Схема переносного смесителя:
1 – сопло; 2 – диффузор; 3 – вакуум-камера;
4 – обратный клапан
В камеру ввернут штуцер с шариковым обратным клапаном. К штуцеру с помощью накидной гайки присоединен резиновый шланг для подачи пенообразователя. Техническая характеристика переносных смесителей представлена в таблице 1.
Таблица 1
Наименование параметров | Тип смесителя | ||
ПС-1 | ПС-2 | ПС-3 | |
Напор перед смесителем, МПа | 0,7-1,0 | 0,7-1,0 | 0,7-1,0 |
Предельный напор за пеносмесителем, МПа | 0,45-0,65 | 0,45-0,65 | 0,45-0,65 |
Подача раствора пенообразователя, л/с | 5-8 | 10-12 | 15-18 |
Условный проход шланга, мм | |||
Масса, кг | 4,5 | 6,0 | 5,9 |
Газоструйные насосы
Газоструйные насосы в пожарной технике нашли применение в качестве вакуумных аппаратов для создания разряжения во всасывающей рукавной линии и в центробежном насосе. Работают от выхлопных газов двигателей пожарных автомобилей, а на мотопомпе МП-800Б – на воздухе, подаваемом одним из цилиндров двигателя, работающем при включении вакуум-аппарата как компрессор. В связи с изложенным, все газоструйные аппараты на всех отечественных эксплуатирующихся пожарных автомобилях устанавливаются на выхлопных тракторах двигателей перед глушителем.
Конструктивно большинство газоструйных вакуумных аппаратов отличаются незначительно.
Назначение – первоначальное заполнение насоса и всасывающей линии водой при работе из водоема осуществляется вакуумной системой, состоящей из вакуумного струйного насоса, установленного на выхлопной линии автомобиля, вакуумного затвора, установленного в верхней части насоса, трубопроводов и рычагов управления.
Вакуумный затвор служит для соединения полости насоса с камерой разрежения диффузора вакуумного струйного насоса при отсасывании воздуха из полости насоса.
При повороте до упора на себя рукоятки 8 (рис. 7) кулачок валика открывает нижний клапан 12 (верхний клапан 7 закрыт) и соединяет полость насоса с камерой разрежения вакуумного струйного насоса. При включении вакуумного затвора кулачок валика открывает верхний клапан (нижний клапан закрыт) и соединяет трубопровод, идущий к вакуумному струйному насосу, с атмосферой через отверстие, имеющееся в корпусе вакуумного затвора, что способствует быстрому сливу воды. из трубопровода.
Блок вакуумного струйного насоса и газовой сирены служит для создания в камере диффузора разрежения и получения сигнала тревоги.
Газовая сирена включается из кабины водителя рычагом 1 (рис. 2) через систему тяг 4 и рычаг 5 (рис. 3). В обычном положении заслонки прижаты пружиной к своим седлам и выхлопные газы проходят свободно по трубопроводам. При включении сирены заслонка 3 перекрывает прямое движение выхлопных газов, и они попадают через распределителя в резонатор /. Положение заслонки фиксируется «рычагом и давлением выхлопных газов.
Рис. 7. Затвор вакуумный:
1-глазок; 2-упор рукоятки; 3-корпус электролампочки; 4, 6, 11-гайка; 5-корпус; 7-клапан верхний; 8-рукоятка; 9-уплотнитель; 10-улачковый валик; 12-клапан нижний; 13-пружина
Рис. 8. Выхлопная и вакуумная системы:
1-рычаг 2-щиток теплоотражательный; 3-приемная труба двигателя; 4 -тяга сирены; 5-блок вакуумного струйного насоса и газовой сирены; 6-глущитель; 7-заглушка; 8-патрубок; 9-трубопровод; 10-труба; 11-батарея; 12-затвор вакуумный
Рис. 9. Блок вакуумного струйного насоса и газовой сирены:
1-резонатор; 2-распределитель; 3, 12заслонки; 4-корпус; 5, 8-рычаги;
6-ось; 7-крышка; 9-пружина; 10-сопло; 11-диффузор
К нижнему патрубку корпуса через прокладку закреплен диффузор 11 с соплом 10.
Включение вакуумного струйного насоса из насосного отделения производится рычагом 8 (см. рис. 10) через систему тяг 5. При включении заслонки 12 (рис. 10), перекрывается прямое движение выхлопных газов, и они попадают в сопло и далее через диффузор в атмосферу.
Камера разрежения соединена через трубу и вакуумный затвор с внутренней полостью насоса.
Чтобы включить вакуумную систему, необходимо открыть вакуумный затвор, включить вакуумный струйный насос и увеличить обороты двигателя. Когда вода заполнит всасывающий рукав, насос и появится в глазке 1 (рис. 7) вакуумного затвора, необходимо закрыть затвор, снизить обороты и включить вакуумный струйный насос.
Рис. 10. Система управления двигателем и вакуумным струйным насосом:
1-педаль сцепления; 2- педаль управления дроссельной заслонкой; 3-трос; 4, 14—тяга сцепления; 5-тяга включения вакуумного струйного насоса; 6-тяга дроссельной заслонки; 7-рычаг привода дроссельной заслонки двигателя; 8-рычаг вакуумного струйного насоса; 9-пневмораспределитель; 10, 13-качалка; 11-пневмоцилиндр; 12-трубопровод; I—подвод воздуха
Система управления двигателем и вакуумным струйным насосом
В насосном отделении установлены рычаги для управления вакуумным струйным насосом, сцеплением и оборотами двигателя.
Вакуумный струйный насос включать перемещением рычага 8 на себя. Заслонка перекрывает движение выхлопных газов по основному газопроводу, направляя его в сопло 10.
Сцепление включается при помощи пневмоцилиндра 11 через качалки 10, 13 и тяги 4, 14 пневмораспределителем 9, который соединен трубопроводами с пневмосистемой автомобиля.
Рычаг 7 (рис. 10) которым управляют оборотами двигателя, связан тросом 3 и тягой 6 с педалью 2 управления дроссельной заслонкой карбюратора. При перемещении рычага на себя в крайнее положение дроссельная заслонка полностью открыта, а в положении от себя — закрыта (до режима холостого хода — малый газ). В крайних и промежуточных положениях рычаг фиксируется на зубцах сектора.
Для безотказной работы системы управления необходимо следить за тем, чтобы тяги были правильно отрегулированы, не имели случайных прогибов, а кронштейны качалок были. надежно закреплены.
Оси вращения и другие трущиеся места необходимо периодически смазывать.
При выключении сцепления с помощью пневмоцилиндра необходимо, чтобы давление воздуха в пневмосистеме было не менее 0,55 МРа (5,5 кгс/ом2).
Пневмоцилиндр показан на рис. 11.
Рис. 11. Пневмоцилиндр:
1-вилка; 2-гайка; 3-шток; 4-крышка; 5—угольник; 6-прокладка; 7, 11- кольцо; 8-поршень; 9-цилиндр; 10-крышка
Вывод: Водоструйные насосы еще длительное время будут использоваться в пожарных частях, так как они компактны, имеют маленькую массу и просты в использовании. А газоструйные насосы заменяются вакуумные насосы с электроприводом, преимуществом которых являются компактность и простота в устройстве и работе.