Свято-Юрьев мужской монастырь (Великий Новгород)
Неделя 4-я по Пасхе, О расслабленном
Память праведной Тавифы (празднование в 4-ю Неделю по Пасхе)
(19 мая в 2019 году)
![]() |
Апостольское чтение на Литургии
(Деяния Апостолов 9:32–42. – Зачало 23)
[Апостол Петр исцеляет паралитика и воскрешает Тавифу]
В те дни случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым[1], живущим в Лидде. Там нашел он одного человека по имени Эней, лежащего уже восемь лет (или: с восьми лет) в постели; был он расслабленный (т. е. парализованный).
И сказал ему Петр: «Эней! Исцеляет тебя Иисус Христос; встань и сам перестели себе постель». И он тотчас встал. И увидели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
А в Иоппии была некая ученица[2] по имени Тавифа, что в переводе значит «серна». Она была богата добрыми делами и милостыней, которые и творила.
Случилось в те дни, что она заболела и умерла. Ее обмыли и положили в верхней комнате. А так как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух мужчин просить: «Не поленись зайти к нам».
Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, его повели наверх в горницу. И обступили его все плачущие вдовы, показывая хитоны и гиматии[3], какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился. Затем повернувшись к телу, сказал: «Тавифа, встань!» И она открыла свои глаза и, увидев Петра, села.
Он подал ей руку и помог подняться, и, позвав святых и вдов, представил ее живой.
Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Евангельское чтение на Литургии
(Евангелие от Иоанна 5:1–15. Зачало 14)
[Исцеление расслабленного]
[В те дни] был иудейский праздник [Пятидесятницы], и пришел Иисус в Иерусалим.
В Иерусалиме же близ Овечьих [ворот] есть купальня, называемая по-еврейски Бетзата («Дом милосердия») и имеющая пять крытых галерей (букв. портиков). В них лежало множество болеющих, слепых, хромых, иссохших, [ожидающих движения воды. Ведь ангел Господень время от времени сходил в купальню и волновал воду; и первый, входивший в нее после этого волнения воды, – тот выздоравливал, каким бы ни был одержим недугом.]
Там был некий человек, болевший тридцать восемь лет. Иисус,
увидев его лежащим и узнав, что он так долго болеет, спросил у него: «Хочешь ли стать здоровым?»
«Господин мой, – ответил Ему больной, – у меня нет человека, который бы столкнул (букв. бросил) меня в купальню, когда в ней начинает бурлить вода. А пока я подойду, другой раньше меня спускается.»
Говорит ему Иисус: «Встань, возьми свою постель (греч. крабаттос – ложе, одр) и иди». И тотчас этот человек выздоровел, взял постель и стал ходить.
А было это в день субботний. Поэтому иудеи говорили исцелённому: «Сегодня суббота; ты не должен брать постели».
Он отвечал им: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: "Возьми постель твою и ходи"». Его спросили: «А кто Тот Человек, Который сказал тебе: "Возьми и ходи"»?
Исцеленный же не знал, кто Он, ведь Иисус скрылся среди людей, бывших на том месте.
Потом Иисус разыскал его в Храме и сказал: «Послушай, теперь ты здоров. Больше не греши, чтобы не стало с тобой чего хуже».
Этот человек пошел и рассказал иудеям, что исцеливший его – это Иисус.
«ВСТАНЬ И ИДИ!»
Постараемся ещё раз уяснить логику чередования «Недель» (т. е. воскресений) Пасхального цикла. Мы помним, что две следующие за Пасхой Недели посвящены событиям, непосредственно связанным с этим величайшим праздником. Сомнению неверующего (то есть неверного) апостола Фомы противопоставлены верность и любовь простых женщин-мироносиц и двух тайных учеников Иисуса Христа. В этом – глубокий смысл и назидание.
Следующие же три Недели (предшествующие празднику Вознесения Господня) словно бы возвращают нас в прошлое, напоминая о трёх событиях, относящихся ещё ко времени общественного служения Иисуса Христа, протекавшего между 27 и 30 годами I века. В этих спасительных деяниях Он открыл Своё Божественное достоинство и силу. Теперь, в свете Воскресения, они вполне уяснимы как подготовительные к нему ступени, – но тогда, при жизни Спасителя, воспринимались по-разному и не смогли вразумить даже ближайших учеников, малодушно оставивших своего Учителя.
[1] Неоднократно встречаемое обозначение рядовых христиан (сравни далее ученица).
[2] В отличие от евангельских учеников, лично знавших Иисуса, слова «ученик» и «ученица» употребляются в Книге Деяний для обозначения просто христиан.
[3] В античное время видов одежды было немного, прежде всего это хитон (повседневная одежда, часто переводится как рубашка) и гиматий (верхняя одежда, плащ). Здесь – в значении одежда вообще, т. е. Тавифа – универсальная швея, способная сшить как повседневное, так и верхнее платье.