КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛАССИФИКАТОРА (Готовимся к экзамену)
Цель работы: изучение существующей системы идентификации объектов железнодорожного транспорта, единой сетевой разметки (ЕСР), методов защиты информации с помощью контрольных знаков.
Оборудование: персональный компьютер
Задание: Определить полный защитный код станции в соответствии со своим вариантом.
Варианты заданий приведены в таблице 1.
Методические указания
Совокупность единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, унифицированных систем документации (УСД), массивов баз данных, методов их организации, хранения и контроля представляет собой информационное обеспечение АСУ. Для возможности эффективного использования и обработки данных в условиях функционирования АСУ информацию представляют в кодированном виде.
Система кодирования (нумерации) подвижного состава, станций, дорог, грузов, грузовладельцев имеет принципиальное значение для широкого использования ЭВМ на всех уровнях управления перевозочным процессом и использования оперативной информации в современных информационных системах. Она позволяет представить информацию в наиболее компактной форме, делает возможным передачу информации по каналам связи, ее переработку и хранение с помощью ЭВМ.
Идентификация (однозначное определение, распознавание в АСУ) объектов железнодорожного транспорта направлено на повышение надежности и достоверности информации, ее защиту от искажения в процессе передачи и переработки машинно-ориентированных кодов, создание в перспективе безбумажной технологии перевозочного процесса.
Основными объектами кодирования на железнодорожном транспорте являются:
- территориальные (станции, отделения, дороги),
- подвижной состав (вагоны, тяговый подвижной состав, поезда),
- грузы,
- клиентура (грузоотправители, грузополучатели).
Кодирование объектов железнодорожного транспорта позволяет ускорить работу по оформлению перевозочных документов, обеспечить более четкую и надежную информацию о подходе поездов и назначении вагонов и грузов, значительно снизить загрузку каналов связи при передаче поездной информации. Порядок кодирования приведен в специальных документах – классификаторах.
Идентификация территориальных объектов. Единая сетевая разметка
Обозначение железнодорожных станций и других территориальных объектов цифровыми кодами предназначено для унификации разметки перевозочных документов. Основным документом для кодирования территориальных объектов является единая сетевая разметка (ЕСР), ориентированная на использование в различных АСУ железнодорожного транспорта.
Согласно ЕСР вся сеть железных дорог СНГ и Балтии разделена на 99 сетевых районов, нумерация которых возрастает с запада на восток. Первый район включает станции Кольского полуострова и Карелии, 99-й – станции острова Сахалин.
Территория железной дороги может включать в себя несколько сетевых районов. За код железной дороги принимается номер первого из входящих в ее состав сетевых районов. Например, Октябрьская ж.д. включает районы с 01 по 07, код дороги 07; а Московская ж.д. – включает районы с 17 по 23, код дороги – 17.
Совпадение границ сетевых районов с границами железных дорог и отделений, целесообразно, но не обязательно. Это исключает необходимость изменения ЕСР при изменении границ дорог и отделений.
Железнодорожным станциям присваивается шестизначный код, в котором первые две цифры означают номер сетевого района, три последующие порядковый номер станции внутри района, шестая цифра – контрольное число.За каждым участком закреплен ряд номеров, которые возрастают, как правило, в четном направлении.
В каждый сетевой район включена одна опорная (районная) станция. Важнейшие станции районов имеют в коде нули на позициях после номера сетевого района. Для станций, открытых для выполнения грузовых операций, последняя пятая цифра кода 0. Для них используется сокращенный код, состоящий из 4 знаков и контрольного числа. Например, станция Орехово-Зуево имеет код 2300.
Контрольное число (кодовая защита) необходимо для проверки и контроля правильности ввода основного кода станции в ЭВМ. Его применение позволяет обнаружить такие ошибки ввода и передачи информации как – приписывание или потеря цифры, искажение одной цифры, перестановка двух соседних цифр, и др.
Метод контрольных чисел устанавливает защиту кода объекта. Пусть а1, а2 …. аi, аn - некоторая цифровая последовательность. Цифра аn+1 является контрольной для этой последовательности, если для нее выполняется условие:
ΣΖiаi=0(mod K); i=1,2, …, n;
0<Z<K’ Zn+11,
где {Zi} – весовой ряд; K –модуль.
На этом принципе может быть реализовано множество вариантов защиты.
Для защиты кода станций используется метод с модулем К =11. Расчет производится следующим образом: цифры кода последовательно умножаются на весовой ряд {Zi}= 1, 2, 3, 4, 5, полученные произведения складываются и сумма делится на 11. Остаток от деления будет контрольным числом. Если полученный остаток равен 10, расчеты повторяют, но уже с использованием весового ряда {Zi}= 3, 4, 5, 6, 7. Если и в этом случае остаток от деления суммыполученных произведений равен 10, то контрольному числу присваивается значение равное 0.
Например:
Для станции с кодом 34562 контрольное число определяется следующим образом: цифры кода поразрядно умножаются на 1, 2, 3, 4, 5
3 4 5 6 2
*
1 2 3 4 5___
3 8 15 24 10
полученные произведения складываются и делятся на модуль К=11
3+8+15+24+10=60 60:11=5 (остаток 5)
Остаток от деления (5) и есть контрольное число.
Полный (защитный) код станции будет 345625
Таблица 1
№ варианта | Код станции | Наименование станции | Код станции | Наименование станции | Код станции | Наименование станции |
1(14) | Орехово-зуево | Гранки | Шершни | |||
2(15) | Кинель | Лужковская | Троицк | |||
3 (16) | Пенза 3 | Узуново | Клубника | |||
4 (17) | Орск-сорт | Храпуново | Кукшик | |||
5 (18) | Сызрань | Шатура | Бузулук | |||
6 (19) | Молот | Пески | Маячная | |||
7 (20) | Васильков 1 | Лобня | Сара | |||
8 (21) | Четырбоки | Волосатая | Иковка | |||
9 (22) | Роток | Бутылицы | Щучье | |||
10 (23) | Трояновка | Сурок | Чаны | |||
11 (24) | Козова | Люга | Жатва | |||
12 (25) | Добротвор | Амзя | Загайного | |||
13 (26) | Турка | Починки | Локоть | |||
Старое Село | Доскино | Леньки | ||||
Есень | Линда | Обь | ||||
Батево | Шахунья | Болотная | ||||
Гвоздец | Ежиха | Углерод | ||||
Булбоака | Мураши | Каз | ||||
Глодень | Яр | Топки | ||||
Медвежа | Областная | Яшкино | ||||
Карачев | Мадмас | Яя | ||||
Злынка | Косью | Кытат | ||||
Арбузово | Шалакуша | Сон | ||||
Курск | Малошуйка | Колючий | ||||
Алексин | Кулой | Штурм | ||||
Урванка | Заовражье | Кокуй |
Контрольные вопросы.
1. Основная цель кодирования объектов железнодорожного транспорта.
2. Какие объекты подлежат кодированию и с какой целью? Где используется кодированная информация?
3. Значение контрольных чисел в кодах станций.
4. Записать структуру кода станции и расшифровать элементы кода станции.
5. Что означает 5 цифра ноль в коде станции?
6. Что означает 5 цифра кода станции отличная от нуля (1….9);?
7. Когда контрольное число в коде станции равно «0»?
8. Какие документы применяются для кодирования?
9. Сколько способов кодирования и какие применяются в АСУЖТ)?
10. ЕСР – расшифруйте и объясните, что это такое.