Подготовила: методист МОУ ДОД
«Дом детского творчества Ленинского района г. Донецка»
Блашникова Е. В.
г. Донецк 2021
Дистанционное обучение в системе дополнительного образования детей – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и обучающимися.
Для наилучшего понимания изменения в деятельности педагога дополнительного образования можно представить важнейшие особенности дистанционного обучения:
- необходимость стартового набора, в который входит комплект качественного технического обеспечения с выходом в Интернет, которое позволит эффективно осуществлять взаимодействие педагога и обучающегося. А также важным условием для обеспечения успешной работы педагога и обучающихся в системе дистанционного образования, является стартовые знания и умения в области владения компьютером, программным комплектом, для осуществления работы;
- интерактивность образовательного процесса, заключающаяся в непрерывном взаимодействии всех участников образовательного процесса, где каждый обучающийся в любой период обучения имеет доступ ко всем материалам обучения и к самому педагогу, который, в свою очередь, открыт для обучающегося, как источник опыта в определенной области;
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий:
Чат – занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат – технологий. Чат – занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
Форум – занятия – дистанционные занятия, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для таких занятий могут использоваться специально разработанные образовательные форумы –форма работы обучающихся по определённым темам внутри одного пространства. От чат -занятий форумы отличаются возможностью многодневной работы и несинхронным взаимодействием обучающихся и педагога.
Вебинар – сессия осуществляется на базе программно-технической среды, которая обеспечивает взаимодействие пользователей. Для проведения сессии каждая из сторон должна иметь доступ к персональному компьютеру, включенному в сеть. Для учебных вебинар – сессий характерно достижение образовательных задач.
И многие другие варианты веб-взаимодействия, которые можно применять для получения наиболее качественного результата совместной деятельности педагога и обучающихся.
В нашем образовательном учреждении педагоги были вынуждены экстренно осваивать работу в социальных сетях, искать методы и формы взаимодействия с обучающимися, изучать возможности доступных (бесплатных) приложений и интерактивных платформ.
В процессе дистанционного обучения педагогами Дома детского творчества Ленинского района г. Донецка активно использовались следующие приложения: Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, мессенджеры VK, viber, общедоступную платформу для создания викторин LearningApps.org и т. д. с помощью простых и доступных технологий наши педагоги успешно преодолели все трудности дистанционного обучения.
Ссылка на викторину (платформа LearningApps.org)
https://learningapps.org/display?v=p7zwj5f2t21
Ссылка на другие материалы выставки Дома детского творчества Ленинского района г. Донецка:
https://drive.google.com/drive/folders/1JQ8TSedS33h-h0qZwbiYxVMC_u6zSvVC?usp=sharing
Неоспоримыми достоинствами такой системы образования являются следующие факторы:
· обучение строится в соответствии с темпом, личностными особенностями и образовательными потребностями;
· использование в процессе обучения сети интернет позволяет расширить кругозор;
· дистанционное обучение позволяет участвовать в образовательном процессе гораздо большему числу детей;
· дистанционные формы обучения делают детей более самостоятельными, ответственными за процесс обучения. Педагог теперь не выступает активным субъектом, а только направляет процесс обучения.
Всё это делает образовательный процесс более гибким и индивидуальным.
Конечно же, у дистанционного обучения есть минусы:
· отсутствие живого, личного общения между педагогом и обучающимся;
· обучающийся обязательно должен иметь сильную личную мотивацию, уметь учиться самостоятельно;
· часто низкий уровень материальной базы (техническое обеспечение).
Таким образом, дистанционное обучение может и должно внедряться в систему дополнительного образования. Мы должны приучать детей получать интересующую информацию самостоятельно, ведь по прогнозам специалистов в ближайшие несколько лет две трети студентов будут учиться дистанционно.