Учение о душе и познании.




Философия Платона.

 

Платон (427-347 гг. до н. э.). Очень сильное влияние Сократа. Его настоящее имя - Аристокл; Платоном, т. е. "широкоплечим", его прозвал Сократ. После знакомства с Сократом Платон оставил свои увлечения (спорт, музыку, стихи) и всю дальнейшую жизнь посвятил философии. После смерти Сократа Платон много странствовал, а в возрасте сорока лет, вернувшись в Афины, основал собственную школу, названную Академией.

Большинство сочинений Платона написаны в жанре диалогов и писем. Наиболее известными из них являются диалоги "Софист", "Парменид", "Теэтет", "Государство". Методом философствования Платона был сократовский метод диалога с наводящими вопросами, метод анализа понятий. Платон является автором философского учения о триаде - все существующее состоит из трех субстанций: "единого", "ума" и "души".

Философия Платона состоит из 3 частей.

1. Диалектика - учение о бытии. 2. Физика - учение о природе. 3. Этика - учение о нравственности.

Главным в философии Платона является то, что он впервые ставит вопрос о соотношении бытия и мышления, материального и идеального, отдавая приоритет идеям и заложив тем самым основу идеалистической линии в философии. предшественники Платона: Гераклит, Зенон, Протагор и др. - доказывали относительность всего существующего, всех ценностей. Если и есть какие-то "вечные" истины и добродетель, то они не могут быть познаны вследствие слабости и противоречивости ума. В связи с этим общечеловеческие ценности: добро, справедливость, красота - не могут быть абсолютными или они непознаваемы для разума.

Платон - есть вечные ценности бытия и принципы морали, постижимые умом. Мир, в котором мы живем, в нем все изменяется. Но есть и другой мир, мир "бытия" или "мир идей". Вечный, несотворимый; по-настоящему реален. По Платону, идеи, "эйдосы " (от греч. idea - вид, образец, мысль) - прообразы всех вещей - существуют независимо от человека и от самих этих вещей. Они первичны. Материальные предметы вторичны, они являются лишь подобием своих идеальных образов. Идеи совершенны, а их материальное воплощение лишено совершенства. Материальные предметы постоянно изменяются; вечно, неизменно существуют лишь идеи вещей,

Познавать мир идей возможно, но не через ощущения, а через понятия и систему понятий, которые проверяются логикой. Можно обосновать суть бытия, правила морали, государственного устройства не через интуицию, а посредством ума.

Главные идеи Платона.

Предназначение философа и философии. Государство станет справедливым, только если им будут править философы или правители станут философами. Философ должен стремиться познать не одну какую-либо сторону бытия, а бытие как сущность, образ и идеал — как идею.

Идеи и вещи противоположны: Идеи — оригиналы вещей, вещи — копии идей. Идеи идеальны, вещи материальны. Идеи вечны, неизменны, неделимы, никогда не рождаются и не умирают; вещи временны, изменчивы и делимы на части; каждая вещь имеет свой срок рождения и смерти. Идеи существуют вне времени и пространства, вещи — в простран­стве и времени. Идею можно «увидеть» только разумом, вещь — чувствами.

Все идеи систематизированы и подчиняются высшей идееидее Блага, которая: - божественна, предельна и недостижима, подчиняет все остальные идеи; - источник жизни, красоты, истины и соразмерности; - служит целью и законом бытия всей природы.

Знание — припоминание душой ранее виденных идей.

Учение о душе и познании.

Душа человека однородна с божественной мировой душой Космо­са, из которой происходит и в которую после попадания в тело челове­ка или другое земное тело более всего желает вернуться. Число индивидуальных душ точно соответствует числу звезд — мест своего начального пребывания.

Душа человека состоит из трех частей: - разума (высшая часть, находится в голове); - воли (средняя часть, располагается в груди); - телесных влечений (низшая часть, размещается в нижней части живота).

Конечная цель деятельности души — освободиться от власти тела, доказать свое божественное происхождение. Только добродетельная жизнь, подчинение тела требованиям разумной части души гарантирует ей возвращение на свою звезду.

Душа человека в отличие от его тела бессмертна. Причины бессмертия души:

- жизнь и смерть в равной мере порождают друг друга (жизнь — обретение душой земной плоти; смерть — освобождение души от зем­ного тела, переход в духовную, бесплотную жизнь);

- знание есть припоминание душой тех истин, которые она узнала еще до внедрения в тело человека;

- впротивоположность сложному, изменяющемуся телу душа про­ста, неделима и всегда тождественна себе;

- душа — причина жизни и как таковая несовместима со смертью.

Знание не есть ощущение, мнение или даже правильное мнение о ве­щах, а есть знание идей вещей. Но идеи нельзя приобрести в опыте. Познание — припоминание душой идей, которые она постигла во время небесной жизни, до попадания в земное тело.

Учение о государстве

Государство — «совместное поселение», которое возникает там, где люди для своего выживания нуждаются в кооперации. При совместной жизни справедливость — главная (но не единст­венная) идея (добродетель) идеального государства. Согласно идее справедливости, каждой части души должно соот­ветствовать определенное сословие идеального государства: разуму — правители, воле — стражи, телесным влечениям — ремесленники, зем­ледельцы и торговцы. В идеальном государстве каждое сословие должно вознаграждать­ся пропорционально своим способностям, но при этом в нем не долж­но быть ни богатых, ни бедных.

Справедливости подчиняются три остальные добродетели идеаль­ного государства — мудрость, мужество и рассудительность. Правители идеального государства руководствуются мудростью, мужеством и рассудительностью, стражи — мужеством и рассудитель­ностью, все остальные — только рассудительностью.

Справедливые виды государства — монархия (один правитель) и аристократия (несколько правителей). Они руководствуются че­тырьмя указанными добродетелями, устанавливают общий уклад жиз­ни, не допускают появления богатых и бедных.

Несправедливых видов государств (форм правления) — четыре: - тимократия (власть честолюбцев; главное благо — слава, почести); - олигархия (власть немногих богачей; главное благо — богатство); - демократия (власть большинства; главное благо — неограниченная свобода); - тирания (власть одного над всеми; благо — личная неограниченная власть). Несправедливые государства основаны на корыстных интересах, разделении граждан на богатых и бедных.

Итак, учение Платона – первая развернутая, включающая основные разделы философии концепция объективного идеализма (идеи первичны по отношению к вещному, материальному миру, при этом они недоступны чувственному познанию, трансцендентны).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: