ПОДГОТОВКА ТЕКСТА ВЫСТУПЛЕНИЯ




ТЕМА: ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

План

Сущность и особенности подготовки публичного выступления.

Аудитория, ее особенности.

Профессия спичрайтера

Особенности подготовки текста

Самые удачные тексты речей

 

Несмотря на то, что за последние столетия и десятилетия информационный мир кардинально изменился и человек получил возможность пользоваться такими СМИ, как газеты, радио, телевидение и интернет, он продолжает слушать непосредственные выступления людей в различных местах по различным поводам. Никакие технические достижения не в силах заменить информацию от «первоисточника», «живое» общение с ним. Человек, глядя на выступающего и слушая его, получает максимум информации и о содержании речи, и о форме, и о самом ораторе, которому тут же можно задать вопрос или с которым можно вступить в дискуссию и т.д.

Публичное выступление – это одна из эффективных форм распространения информации. Связано это с тем, что в мероприятии обычно участвует целевая аудитория. Слушатели выступления собраны, сконцентрированы на восприятии информации. Они не отвлекаются на другие дела, разговоры. Их телефоны отключены. Собравшиеся действительно внимают, а не дремлют как на длительных лекциях. Им интересна не только тема, но и персона оратора. Выступление на публике позволяет персонифицировать компанию, организацию, личность, выделить ее из массы других, может быть и больших, но безликих структур.

Необходимо отметить, что по ходу выступления слушатели активно воспринимают информацию и поддерживают обратную связь. Оратор всегда может вернуться к чему-либо или заострить внимание на какой-то отдельной теме.

В ходе выступления может быть дано больше неофициальной информации и в более неофициальном виде, чем если бы она распространялась письменно (пресс-релиз, меморандум и т.д.)

Публичное выступление повышает доверие аудитории к компании. Люди видят, что представители организации их не боятся, не прячутся за своими сотрудниками и распространяемыми документами.

Важно также понимать, что публичное выступление может стать первым шагом в дальнейшем долгосрочном сотрудничестве со СМИ.

АУДИТОРИЯ

Стоит сказать, что публичное выступление – это организуемое, управляемое и контролируемое распространение информации. Подготовка к публичному выступлению начинается с анализа аудитории:

– что за люди придут (возраст, пол, образование),

– каков их профессиональный статус (специализация, должностной уровень),

– как они настроены по отношению к компании или выступающему (положительно, отрицательно, нейтрально),

– насколько однороден состав аудитории,

– каковы ожидания аудитории,

– каких тем не стоит касаться,

– кто является авторитетом для аудитории (на каких людей можно ссылаться в выступлении),

– будут ли присутствовать представители клиентов, партнеров, руководства компании.

Знание аудитории позволит выявить ее интересы и вести выступление, отталкиваясь от них. Также зная аудиторию, легко говорить с нею на привычном, понятном ей языке с использованием или не использованием профессиональной лексики.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТА

При подготовке текста выступления следует понимать, что технические средства не могут заменить сути самого выступления. Более того, они могут отвлекать внимание на себя. Соответственно нужно оценить целесообразность их применения. Оратор не должен повторять цифры или факты, которые демонстрируются на экране. Люди могут подумать: «Зачем мы здесь? Могли бы прислать эти материалы, и мы бы их просто прочитали».

Использование визуальных средств наиболее оправдано тогда, когда аудитория является очень молодой или когда оратору приходится оперировать большим количеством цифр, объяснять сложные составы, структуры, схемы и т.д.

Подготовка и написание текстов для устных выступлений перед аудиторией называется спичрайтинг (speechwriting – англ. «написание речи»). PR-копирайтер, пишущий речи для ораторов – высокопоставленных лиц государства, политиков, общественных деятелей или бизнесменов, обычно именуется спичрайтером (англ. speechwriter).

СПИЧРАЙТЕР

Очень часто выступающий слишком занят текущей работой для того, чтобы уделять много времени частым выступлениям. В связи с этим за него текст выступления пишут профессиональные спичрайтеры – корпоративные или приглашенные. Например, во времена Советского Союза некоторыми из спичрайтеров генеральных секретарей ЦК КПСС были журналисты центральных партийных газет и Гостелерадио.

Любопытна характеристика спичрайтера, данная Кристофером Бакли – американским писателем и в прошлом спичрайтером Дж. Буша-старшего:

«От составителей речей, в отличие от политиков, не ждут высоких моральных принципов. Как правило, эта публика не бывает в церкви и ведет такой образ жизни, что лучше ей не показываться на людях. Очень часто спичрайтеров набирают среди журналистов, чем и объясняется их несоответствие облику государственного чиновника».

Спичрайтер должен понять глубину темы, выделить и подчеркнуть ее наиболее важные аспекты, спланировать и подготовить текст выступления таким образом, чтобы он отвечал ожиданиям целевой аудитории и укладывался в отведенное время.

Спичрайтеру необходимо знать не только тему и аудиторию, но и самого оратора – особенности его поведения, речи. Ведь текст пишется под конкретного человека. У аудитории не должно создаваться впечатление, что человек пользуется чужим материалом. Он может некоторое время провести рядом с оратором, наблюдая за ним, записывая любимые выражения, слова, подмечая среднюю длину предложений, привычку делать паузу в определенные моменты и т.д. Все эти особенности должны найти свое отражение в тексте.

Спичрайтеру помогут аудио- и видеозаписи выступлений заказчика на рабочих совещаниях, на предыдущих выступлениях и т.д.

Сначала спичрайтер делает план и набросок речи, которые обсуждаются с оратором. Далее текст дорабатывается с учетом замечаний. Текст для оратора готовится в печатном виде через два интервала 12 или 14 кеглем (в зависимости от пожелания выступающего). Стоит оставлять большие поля, на которых оратор сможет дописывать свои замечания и предложения.

После принятия окончательного варианта, спичрайтеру стоит попросить оратора прочитать текст вслух, чтобы еще раз удостовериться, что слова звучат естественно и что они действительно соответствуют манере и лексике выступающего.

Спичрайтер может вносить рекомендации по ходу совместной работы. Но он должен подходить к этому очень осторожно, корректно. Не нужно переделывать выступающего. Это не может быть целью работы спичрайтера. Всегда спичрайтер подстраивается под оратора, а не наоборот.

Талантливый спичрайтер – это настоящий писатель, умеющий прятать свое собственное «я» и мимикрировать под своего героя, стилизуя под него мысли, поступки, слова.

ПОДГОТОВКА ТЕКСТА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Тема

Каждая речь должна быть уникальной, не звучавшей ранее, соответствующей конкретной уникальной аудитории и отдельному уникальному моменту времени. Для этого, прежде всего, нужно выбрать тему выступления и сфокусировать на ней все внимание. Информация должна излагаться в простой, логичной, понятной аудитории форме.

Тему нужно раскрыть так, чтобы она выглядела актуальной и интересной для освещения в различных СМИ. У речи должно быть привлекательное интересное название. Тема должна быть увязана с актуальными событиями. Чем острее, нестандартнее выступление, тем больше оно заинтересует и аудиторию, и журналистов.

Заранее необходимо определить время, отведенное на выступление. Стоит иметь в виду, что трудно удержать внимание людей больше 20-30 минут. Нужно успеть анонсировать выступление, раскрыть тему, подвести итоги и одновременно не надоесть публике.

20-30 минут выступления – это значит около 15-25 страниц печатного текста. Считается, что в среднем на чтение одной страницы текста, набранного через два интервала, уходит около минуты.

Структура выступления достаточно стандартна. Сначала оратор приветствует аудиторию, затем благодарит организаторов и далее переходит к сути вопроса.

Не стоит затягивать начало обширными благодарностями всем и вся, скучными общими фразами, рассказом анекдота или попыткой пошутить. Юмор часто бывает просто неподходящим для серьезной темы, а оратор, увы, не является одаренным артистом. Потому без лишних слов (особенно если нет уверенности в своих юмористических способностях), лучше сразу переходить к делу.

По ходу изложения основных фактов, аргументов, доказательств стоит прибегать к статистической информации, высказываниям специалистов, цитатам известных людей. Однако с этим не следует перебарщивать, т.к. обилие цифр утомляет, так же как и обилие цитат (особенно длинных), за смыслом которых приходится следить с особенным вниманием. Следует контролировать то, чтобы цитаты не были затасканы, использованы другими людьми в других выступлениях. Известны случаи, когда на одном мероприятии одна и та же история рассказывалась по несколько раз.

Сложные для понимания моменты, так же как и особенно эмоционально выразительные, стоит повторять. Полезным будет использование риторических вопросов, которые активизируют мышление слушателей.

Концовка, как и вступление, должна быть короткой и по делу – простым резюмированием сказанного в основной части.

В процессе подготовки, написания текста речи следует иметь в виду, что ее будут не читать, а слушать. То есть текст нужно писать не для глаза, а для голоса и для уха. Соответственно, нужно чаще использовать короткие, образные глаголы, избегать местоимений, причастий и деепричастий, сложных фраз и предложений.

Все смысловые блоки должны быть закончены и иметь связь друг с другом.

Чтобы не пропустить что-либо очень важное, его стоит подчеркнуть. Также, чтобы при чтении не запутаться в нулях, цифры стоит записать прописью.

Все слова, фразы, предложения должны быть подчинены одной цели – приданию речи выразительности, динамизма. Хорошо написанный текст всегда вдохновляет оратора на выступление.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: