услуг индивидуального помощника




О защите прав инвалидов 1 группы

Актюбинской области

В части предоставления

услуг индивидуального помощника

 

 

В Актюбинской области проживают около 300 больных со значительно выраженными нарушениями функции моче-выделительной системы (хроническая почечная недостаточность 3-4 степени). Все мы являемся инвалидами 1 группы и проходим 3 раза в неделю процедуры очистки крови на аппарате «искусственная почка» (гемодиализ). В результате одной такой сложной и изнурительной процедуры больные теряют в весе до 5 кг, часто неадекватны, поэтому им жизненно необходимо сопровождение, особенно в общественном транспорте, а также при посещении социальных объектов, больниц и пр.

Правительство РК предусмотрело для нас, таких больных, предоставление услуг индивидуальных помощников, труд которых регламентировался Постановлением Правительства РК от 20 июля 2005 года №754 «О некоторых вопросах реабилитации инвалидов», а с 20 января 2015 года - соответствующим Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 22 января 2015 года № 26 "О некоторых вопросах реабилитации инвалидов" (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 03.03.2015 г. №10370).

Согласно этим документам, «13. Оплата социальных услуг индивидуального помощника производится отделами занятости и социальных программ, исходя из расчета размера заработной платы специалиста по социальной работе в час согласно системе оплаты труда гражданских служащих,работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий, но не более 8 часов в день », т.е. нагрузка индивидуального помощника должна, в соответствии с нормами Закона, регламентироваться инвалидом-услугополучателем и не должна превышать 8 часов в день.

До конца 2015 года оплату труда индивидуальных помощников производили городской и районные отделы занятости и социальных программ (ОЗиСП). В связи с введением с 1 января 2016 года нового Закона РК «О государственных закупках», государственные закупки социальных услуг индивидуальных помощников инвалидов осуществляются у организаций, создаваемых общественными объединениями инвалидов способом из одного источника путем прямого заключения договора. Причем если ОЗиСП заключали с индивидуальными помощниками нормальные трудовые договора, согласно которым производились отчисления не только подоходного налога, но и пенсионные отчисления, социальный налог, т.е индивидуальные помощники совершенно легально работали и имели социальную защиту, то, начиная с 2016 года, с ними заключают договора гражданско-правового характера возмездного оказания услуг и удерживают только подоходный налог. Этот вид договора предполагает выполнение каких-то разовых работ, после приемки которых заказчиком производится расчет немедленно без работника, удерживая только подоходный налог у источника выплаты (Например, выкопать яму под общественный туалет). В настоящее время наши индивидуальные помощники, в течение календарного года ежемесячно получая средства из госбюджета, являются по сути безработными или в лучшем случае самозанятыми, не производя отчислений в пенсионный фонд и другие положенные по закону отчисления. Таким образом, на государственные деньги, финансируемые через ОЗиСП, плодится армия фактически безработных.

По итогам проведенных Актюбинским городским отделом занятости и социальных программ тендеров, ТОО «Шебер кол» в 2016 году, Корпоративный фонд «Ерекше Тандау Ақтөбе» (далее-КФ) в 2017 году, ТОО «Sоcial service» в 2018 году заключали с индивидуальными помощниками инвалидов не трудовые Договора согласно Трудовому кодекс у РК, а договора гражданско-правового характера возмездного оказания услуг индивидуального помощника инвалида 1 группы. (Кстати, эти организации зачем-то ежегодно меняют наименования с тем же составом работников и сразу же побеждают в тендерах).

Согласно общему правилу, оплата по гражданско-правовому договору может быть любого размера (в зависимости от договоренности сторон) и выплачивается по факту оказания услуг.

Но поскольку источником финансирования данной программы является Государственный бюджет, Законодатель установил особые правила, согласно которым оплата труда индивидуальных помощников строго регламентируется и приравнивается к оплате труда специалиста по социальной работе с нагрузкой 8 часов в день. (Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 22 января 2015 года № 26 "О некоторых вопросах реабилитации инвалидов" (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 03.03.2015 г. №10370)).

По нашему мнению, данное положение законодательного акта в Актюбинской области и в г. Актобе игнорируется.

Мы неоднократно обращались в органы власти и городскую прокуратуру с просьбой разобраться и защитить наши права, но вразумительных результатов не получили (Копия коллективного письма прилагается).

Актюбинская городская прокуратура направила наше обращение в Акимат Актюбинской области и в Департамент внутреннего государственного аудита по Актюбинской области для рассмотрения по существу и приятия решения. (Приложение № 1).

Акимат Актюбинской области перенаправил наше заявление в Акимат города Актобе для принятия мер (Приложение №2). Департамент внутреннего государственного аудита по Актюбинской области перенаправил обращение почему-то в Управление по инспекции труда Актюбинской области для рассмотрения обращения и ответа заявителям (Приложение № 3). Управление координации занятости и социальных программ Актюбинской области перенаправило наше обращение в городской отдел занятости и социальных программ.(Приложение № 4). Ясно, что для переадресовки и перенаправления нашего обращения было задействовано множество чиновников, израсходовано много бумаги и средств на почтовые расходы, но дело по существу так никем и не рассматривалось.

Мы получили ответ из Управления по инспекции труда по Актюбинской области, из которого следует, что рассмотрение нашего вопроса в компетенцию данного управления не входит. (Приложение №5). Почему тогда Департамент внутреннего государственного аудита по Актюбинской области не организовал проверку своими силами, а перепоручил ее управлению по инспекции труда, будучи осведомленным, что такая проверка не входит в компетенцию последнего? (Почему-то инспекторов по труду не заинтересовал вопрос, почему договора с индивидуальными помощниками составлены так, что, выполняя обязанности, приравненные к труду специалиста по социальной работе, они получают заработную плату наравне с работниками, копающими ямы под общественные туалеты?)

Ответ из городского отдела занятости и социальных программ (Приложение № 6) представляет собой вершину бюрократического «бумагомарания». Первые четыре абзаца тупо и неизвестно с какой целью скопированы из интернета. Мы не просили разъяснений этого вопроса. Пятый и шестой абзацы посвящены какому-то Гернеру Артему Александровичу (пусть он простит за упоминание его имени всуе), о котором мы тоже ничего не знаем и не спрашивали о нем. Седьмой абзац представляет собой всем известное место из известного Приказа МЗ РК, которое мы сами цитировали в своем заявлении. Создается впечатление, что ответ писался только для того, чтобы чем-то наполнить две страницы А-4 и отвести взгляд от действительных проблем. Поэтому нам придется их кратко повторить:

Мы считаем, что Договор ГПХ на оказание услуг индивидуального помощника должен быть трехсторонним, одной из сторон которого должен быть сам инвалид-услугополучатель, на которого необходимо возложить ответственность за подбор кандидатур индивидуальных помощников, в том числе и ответственность за состояние здоровья последнего. Это повысит роль и ответственность инвалида, который в настоящее время, являясь конечным услугополучателем, фактически отстранен от участия в исполнении условий Договора.

Мы считаем, что необходимо прекратить произвольно менять нагрузку и произвольно назначать сумму оплаты услуг индивидуального помощника (см. пп. 4.1.4 и 2.1 Договора), и при заключении гражданско-правового договора с индивидуальным помощником разрабатывать подробный расчет оплаты по договору в соответствии с вышеуказанным Приказом, соответствующий тарификации специалиста по социальной работе. Этот расчет должен быть неотъемлемой частью Договора

3. Существующая практика, когда Исполнитель, заключая Договор гражданско-правового характера, не знает, как рассчитывается его оплата, лишает его правовой защиты и создает благоприятную почву для коррупции. Заказчик же (в данном случае ТОО «Шебер кол» в 2016 году, переименованный в 2017 году в Корпоративный фонд «Ерекше Тандау Ақтөбе», а в 2018 году в ТОО «Social service» с тем же составом сотрудников), пользуясь юридической безграмотностью Исполнителей и принуждая индивидуальных помощников подписывать заведомо несправедливые Договоры, получает возможность совершенно произвольно и безнаказанно со стороны проверяющих органов назначать плату по договорам и дневную нагрузку (см. п 4.1.4 Договора). Табеля с нагрузкой более 4 часов в день к оплате не принимаются. В итоге эта плата колебалась в 2016 году от 6 тыс. тенге до 24 тыс. тенге в месяц, а в 2017 году опускалась до 4 тыс. тенге в месяц. По нашим расчетам, только за сентябрь-декабрь 2017 года индивидуальные помощники недополучили по 36 тыс. тенге по заключенным на 2017 год Договорам, которые КФ обещал оплатить только в том случае, если выиграют тендер на 2018 год за счет нового финансирования. С 2018 года КФ был переименован в ТОО, и долги за 2017 год «повисли». Недоплату же за 2017 год в КФ объяснили отсутствием средств в бюджете и увеличением количества инвалидов, что, по нашему мнению, не соответствует действительности, так как только в 4 квартале 2017 года маслихатом были перераспределены неиспользованные за год немалые средства, и заявок на дополнительное финансирование от отдела занятости и социальных программ, по данным СМИ, не поступало, что говорит об отсутствии элементарного анализа и контроля со стороны ОЗиСП.

Многие индивидуальные помощники не получили оплату за январь 2016 года, в январе 2018 года получили зарплату за 4 рабочих дня, хотя средства из бюджета выделялись.

5. Мы убеждены, что ОЗиСП, перепоручив заботу о нас различным ТОО и КФ, самоустранились от контроля за исполнением заключенных с ними договоров и создают благоприятную среду для нарушений Законов и коррупции.
6. Удивляет позиция прокуратуры гор. Актобе, которая, разослав заявление в различные инстанции «для рассмотрения по существу», посчитала, что этого достаточно для защиты прав инвалидов, и больше этой проблемой не заморачивалась.

 

Просим провести проверку указанных фактов, дать ответ на поставленные вопросы (выделено в тексте жирным шрифтом курсивом), потребовать неуклонного соблюдения вышеуказанного Приказа МЗ РК и защитить права инвалидов 1 группы в части предоставления качественных услуг индивидуальных помощников в соответствии с законодательством РК.

 

 

Председатель правления ОО «Надежда на жизнь»__________Долгов В.К

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: