Великий пост – древнейший и самый важный из многодневных постов, установленных в Православной Церкви.




Многие люди интересуются традициями, связанными с проведением Великого поста, некоторые стараются ограничить себя в приёме животной пищи на это время, кто-то постится первую и последнюю неделю. Но следует помнить о том, что пост – это прежде всего духовное делание души, желающей воссоединиться с Богом, и телесное воздержание – лишь средство к этому. В противном случае он превращается в банальную диету, плодом которой является только избавление от определённого количества лишних калорий.

Цель христианского поста – Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий, Который ради людей Сам стал человеком, принял смерть на кресте и даровал отпавшему от Бога людскому роду прощение грехов и жизнь вечную. Это Он научил нас посту, Он в славе Воскресения ожидает нас в конце постного пути, когда мы будем праздновать Пасху. Поэтому начинать подлинный, духовный пост лучше всего со знакомства с Ним – чтения Евангелия, открывающего Священное Писание Нового Завета.

Телесный пост заключается в воздержании от скоромной пищи – мяса, молока, яиц. По церковному Уставу, рыба разрешается дважды – в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим.

Время, когда мы задумываемся о прожитой жизни, подводим итоги. В Великий пост даже те, кто редко посещает храм, приходят на исповедь, чтобы примириться с Богом и с собственной совестью. Пост — это время служения Богу молитвой и покаянием. И в эти дни поста необходимо задуматься, в чем смысл покаяния и как нужно приступать к исповеди.
Закон духовной жизни таков: человек никогда не стоит на месте — он идет или вперед, или назад. Если мы не приближаемся к Богу, значит, мы от Него отдаляемся, если не становимся лучше, значит, становимся хуже. И покаяние нужно нам, чтобы вновь и вновь возвращаться на путь, ведущий к Богу.

«Покаяние» — это славянский перевод греческого слова «метанойя», буквально означающего «перемена ума», «перемена образа мыслей». Покаяние — не просто раскаяние. Иуда, предав Господа, впоследствии раскаялся, но покаяния не принес. Он сожалел о том, что сделал, но не нашел в себе сил ни испросить прощения у Господа, ни чем-то добрым исправить то зло, которое совершил. Он не сумел переменить свою жизнь, вступить на путь, на котором мог бы загладить прежние грехи. В этом отличие между ним и апостолом Петром: тот отрекся от Христа, но всей своей последующей жизнью, подвигом исповедничества и мученичества доказал свою любовь к Богу и тысячекратно искупил свой грех.

Каждый раз, когда мы вступаем в Великий пост, когда на богослужении слышим покаянные молитвы и песнопения, мы должны подумать о том, как нам переменить свою жизнь и как сделать, чтобы раскаяние за прожитые годы не было бесплодным, но чтобы оно приносило реальные плоды в нашей христианской жизни.

Покаяние необходимо всякому христианину. Оно — дар, который от Бога дан человеку, запятнавшему грехами белоснежные одежды крещения. «Ибо после того, как мы крестились, — пишет преподобный Симеон Новый Богослов, — мы уклоняемся к дурным и постыдным делам и, хотя совершенно отбрасываем даже само освящение, тем не менее покаянием, исповедью и слезами соответственно получаем сначала отпущение согрешений и, таким образом, освящение вместе с благодатью свыше». Вслед за Иоанном Лествичником, преподобный Симеон называет покаяние вторым крещением: «В первом крещении, — говорит он, — вода преднаписует слезы, а миро помазания предзнаменует умное миро Духа. Второе же крещение есть уже не образ истины, но сама истина».

Кто-то из нас принял крещение в младенчестве, кто-то в юности, кто-то в зрелые годы, а кто-то и в старости. Но у всех нас есть одно общее: мы не сохранили обеты, данные при крещении нами или нашими восприемниками от нашего имени. Крещение было нашим заветом с Богом, но мы этот завет нарушили. Бог всегда оставался верен нам, мы же многократно оказывались неверны Ему. В этом и должны мы приносить покаяние.

Покаяние — нечто гораздо более серьезное и цельное, чем просто попытка увидеть собственные недостатки. Покаяние — это обращение нашего ума к Богу. Когда мы приходим на исповедь, недостаточно только перечислить грехи — те, которые приведены в вечерних молитвах. Читая эти молитвы, мы сознаем, что во всех названных там грехах мы в той или иной степени виновны. Но исповедь должна заключаться не в том, чтобы мы перечислили свои грехи и на этом успокоились. Во время исповеди нужно найти в себе силы встать лицом к лицу с Богом, поставить себя перед правдой Божией, перед судом любви Бога милосердного.



 

Полнота и радость жизни человека заключаются в благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником духовных бедствий. Великий пост в Церкви называется Великим, не столько за его продолжительность, сколько за его духовную значимость, и огромную великую пользу для очищения души человека. Пост предваряют подготовительные недели (воскресенья) и седмицы, порядок богослужений которых подготавливает христианина к этому спасительному времени. На пороге таких великопостных дней душа переживает радостный подъем.
3 марта 2019 года в селе Иловай-Дмитриевском Первомайского района стало доброй традицией проводить в неделю мясопустную концерт духовных песнопений, посвященный подготовке к Великому посту, который как бы дополняет, помогает полнее обрести и испытать покаянное настроение. Он состоялся в здании филиала ЦДК села Иловай-Дмитриевского. Концерт был исполнен художественными руководителями сельского ДК, певчими Прихода храма вмч.Димитрия Солунского, учащимися филиала МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Иловай-Дмитриевское, воспитанниками Церковно-приходской воскресной школы храма вмч.Димитрия Солунского, так же имели возможность показать свое творчество семейные коллективы и отдельные граждане. Со сцены участники представили вниманию зрителей прекрасную проникновенную музыкальную проповедь, стихи собственного сочинения. В заключительной части мероприятия настоятель протоиерей Александр Пронин обратился к присутствующим с пастырским словом, пожелав достойно подготовиться к сретению Великого поста.



 


Настоятель храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Феодор Бородин:

Служить людям

Самая главная ошибка в том, что постящиеся не делают акцента на внутреннее. На то, чтобы делать что-то доброе и хорошее для других людей. В каждом из нас сидит внутренний фарисей, для которого пост – это сумма того, что нужно исполнить, сумма каких-то внешних недеяний – не есть мясо, не делать того-то и того-то.

А на самом деле пост должен быть временем большего напряжения в доброделании и в духовной жизни. Богу намного приятнее, когда мы служим людям, а не когда мы ограничиваем себя в пище. Ограничение в пище этому служению помогает, помогает духовному напряжению, которое составляет суть поста, но это – не основное.

К посту нужно относиться как к духовному упражнению. Сегодня спортсмен отдыхает, а назавтра у него тренировка, и на тренировке он выкладывается.

 

Протоиерей Виктор Григоренко:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: