Методичка мастер-класса «Дыхание в танце»
Выполнила:
студентка 4 курса
Галеева Алёна
Казань, 2019 г.
Содержание:
Глава 1: Техника contemporary…………………………………………………3
Глава 2: Построение класса…………………………………………………….5
Заключение………………………………………………………………………8
Приложение 1: литература по технике contemporary…………………………9
Приложение 2: литература по построению класса............................................9
Глава 1: Техника contemporary
Contemporary dance - это направление в современной хореографии, которое берёт своё начало с таких танцевальных направлений как модерн, джаз модерн, постмодерн и в своей технике избегает чётко обозначенных движений классического балета (хотя и использует его принципы). С очетает в себе элементы западного танца (классический танец, джаз-модерн) и восточное искусство движения (цигун, йога, тайцзи цюань). Это танец, который не имеет определённой формы стиля, потому что главное в нём — самовыражение.
В contemporary отсутствует подача, пафос, а важна собственная позиция: «Я здесь и сейчас». Танцор накапливает внутри себя энергию, мысли, эмоции, а потом отдает их зрителю. Но для того, чтобы накопить, необходимо погрузиться в себя, а для этого – познать себя.
Отсутствие рамок позволяет полностью раскрыть себя, дарит потрясающие физические возможности и незабываемые ощущения.
Танец позволяет сбалансировать состояние тела, психики и души. Благодаря такой гармонии улучшается не только настроение, но и самочувствие.
В contemporary не думают о гармонии, идеалах красоты и пропорциональности, это танец дисгармонии, отсутствии эталонов, отсутствие продуманной сюжетной линии.
Аспекты хорошего класса:
|
1. Развитие универсальных физических качеств (техника);
2. Широкое использование динамики;
3. Осознание пространства и хорошо развитое чувство ориентации в пространстве;
4. Музыкальность и ритмичность;
5. Креативность;
6. Выразительность, экспрессивность;
7. Дисциплина, концентрация внимания, решимость, память, взаимодействие, самоанализ;
8. Хореографические навыки.
Особое внимание во время танца уделяется также:
- Освобождению от мышечных зажимов,
- Расслабление и освобождение суставов,
- Выстраивание позвоночника,
- Налаживание связей между центром тела и его конечностями.
Во время танца необходимо следить за:
- дыханием,
- осознанием своего тела,
- перемещением своего тела в пространстве,
- качеством движения, скоростью и силой движения.
Глава 2: Построение класса
Вводная часть:
Обычно мы редко задумываемся о дыхании в танце и большое внимание уделяем технической стороне. Но дыхание не менее важная часть. Поэтому его также следует тренировать.
Замечали ли вы, что после сложного, физически, танца у вас появлялась сильна одышка?
Да? При неконтролируемой физической нагрузке одышка, чрезмерная потливость вызываются избытком углекислоты в организме из-за активного забора воздуха, гипервентиляция лёгких и недостаточного выхода углекислоты, накапливающейся в организме.
Рекомендация при таком случае: Длинный упругий выдох хорошо очищает от углекислоты лёгочные пузырьки, вдох же после паузы заполняет их достаточным количеством кислорода. При этом сердце работает лучше и организм человека значительно меньше утомляется.
|
Отсюда можно сделать вывод, что при тренировках очень важно учиться длинному ровному выдоху, через рот.
*Вдох должен быть через нос, непроизвольным, руководить им не следует.
Упражнение 1: Сравниваем дыхание ртом и носом.
Обратите внимание на грудную клетку и мышцы брюшного пресса!
1. Широко откройте рот и сделайте несколько вдохов и столько же выдохов. Глубоко проникает воздух?
2. Теперь закройте рот и сделайте несколько максимально глубоких вдохов и столько же выдохов носом. Не кажется ли дыхание более глубоким, полным?
Разница сразу же ощутима и видна.
Втягивать воздух искусственно – эта привычка мешает правильной работе дыхания. Чтобы избавится от этого – нужно выдохнуть и ждать, когда воздух вернется в лёгкие. Возвращается дыхание самостоятельно и добавлять к нему ничего не нужно. Нужно просто заменить слово «вдох» на «возврат дыхания».
Отсюда 3 фазы дыхания: Выдох, пауза, возврат дыхания.
Упражнение 2: Слушаем свой естественный ритм дыхания
Первое – нужно осознать наше дыхание. Начать сосредотачиваться на глубину и ритм, не пытаясь его изменить. Затем, медленно увеличивайте диапазон вашего вдоха и выдоха.
Держать правильную осанку – улучшает естественное дыхание.
Держать плечи и голову прямо, позволяя грудной клетке открыться, чтобы она смогла свободно расширяться и сжиматься.
Начните делать медленно вдох и чувствуя, как живот, заполняется и расширяется, затем заполните и расширьте грудную клетку.
Начните медленно выдыхать, позволяющие груди вернуться в естественное положение, а затем верните живот в естественное положение.
|
Упражнение 3: Дышим на определённый счёт
Выдох – 4 счёта
Пауза – 2 счёта
Возврат дыхания – 4 счёта
Одну руку кладём на живот, другую на грудь.
Выполняем:
1. Лёжа на спине
2. Сидя с прямым позвоночником.
3. Стоя
4. Ходьба – используем каждый шаг, как граф (1 шаг-1 счёт)
Упражнение 4: «Насос»
Ноги немного уже ширины плеч. Шумно вдохните через нос, на выдохе медленно наклоняйтесь и потянитесь руками к полу, не касаясь его. Затем плавно вернитесь в исходное положение, словно вы работаете насосом. Сделайте 8 серий по 8 раз.
5. Разогрев
В разогреве используем движения, направленные на расширение и сжатие.
Соответственно на расширении мы делаем вдох, на сжатии выдох.
За счет вдоха наше тело вытягивается и расширяется гораздо большее и легче, на выдохе же происходит максимальное сжатие, а также он помогает в более сложных физических упражнениях.
6. Кроссы
Такой же принцип, как и в разогреве – вдох-расширение, выдох-сжатие.
На прыжке мы выдыхаем, т.к. это облегчает и помогает прыгнуть выше.
7. Комбинация
Основывалась на принципах и упражнениях класса.
Т.к. дыхание у каждого разное, то здесь стояла задача подстроить её под свой ритм и разложить на вдох и выдох самостоятельно.
В дальнейшем это пригодиться для того, чтобы разложить также хореографию более сложную, быструю, наиболее физически затратную и т.п. Это позволит после выступления не задыхаться, а дышать спокойнее.
Отсюда стоит поставить себе цель: Научиться дышать носом в каждом танце.
Развитие хорошей дыхательной привычки не только улучшит ваши танцевальные навыки, но это также даст вам больше выносливости и управление в какой-либо деятельности, которую вы выбираете.
Заключение
Мои наблюдения:
В процессе мастер-класса я наблюдала за тем, как движения меняются за счёт дыхания. Было видно, как вдох помогает значительно непроизвольно расшириться, а на выдохе сжаться, либо облегчить, до этого сложное, движение. Вначале на прыжках наблюдалось ровное дыхание, но чем больше повторений они делали, тем сложнее становилось прыгать. Это говорит о том, что на данном этапе диапазона дыхания хватает лишь на менее сложные движения, а чтобы улучшить свою выносливость и диапазон нужно его тренировать. Да, оно так же требует ежедневной тренировки!
Также я заметила, когда они танцевали комбинацию первый раз, непроизвольно стали двигаться в одном ритме и смотреть друг на друга, что не соответствовало заданию (т.к. ритм дыхания у каждого свой). Но когда добавили «рельсы», то всё получилось.
В заключении хочется сказать, что дыхание – это важный элемент любой деятельности. Оно нам помогает справляться с физическими нагрузками, расслабиться, расширяться, сжиматься и т.д. И что не стоит про него забывать, а тренировать каждый день, хотя бы немного, и вскоре вы заметите значительное продвижение.
Приложение 1:
Литература по технике contemporary
1. https://www.dance.ru/dance_styles/khoreografiya/sovremennaya/konteporari/
2. https://xn--80ajkflegdilbr.xn--p1ai/contemporary-dance/
Приложение 2:
Литература по построению класса
1. https://www.alldanceworld.ru/tancy-cherez-luchshee-dyxanie/
2. https://xn--80ajiln2ae3adk3b.xn--p1ai/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B4%D1%8B%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B2%D0%BE-%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F-%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2/
3. https://var-veka.ru/blog/pravilnoe-dyhanie-vo-vremya-tanca.html
4. https://tanec.kz/razvitie-v-tance/grudnaya-kletka-anatomiya-dyxanie-v-tance.html
5. https://www.divadance.ru/reports/r0_breath_i_dance.htm
6. https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/620110/
7. https://gala-kids.ru/informatsiya/blog/37-dykhatelnye-praktiki-v-khoreografii-dykhanie-i-tanets