Произведения советских композиторов, созданные в период Великой Отечественной Войны




Великой Отечественной Войны

 

 

2020-й год объявлен годом памяти и славы 75-летия победы в Великой Отечественной Войне. Война затронула каждую семью, и наши деды и прадеды воевали... Что они чувствовали? Как поддерживали боевой дух? В рамках данной работы поставлена цель: выяснить роль музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

 

Особенности музыкального искусства военных лет.

 

«Там, где переходы и завалы,
Рваная колючка на столбах,
Умирали наши запевалы
С недопетой песней на губах…»
[2, с. 14]

М. Дудин

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. музыкальное искусство приобрело особое значение. Искусство напрямую участвовало в борьбе народа с врагом. Оно не избегало страшной правды войны, однако в самые тяжкие дни в нем звучали героика, призыв, вера в грядущую победу. Музыкальное искусство было напоено беспредельной любовью к Родине.

Стремясь раскрыть и запечатлеть в музыке глубочайший смысл происходящих событий, наши композиторы сумели горячо и вдохновенно откликнуться в самых разных жанрах на животрепещущие темы боевых дней.

Мы попытались составить классификацию жанров военной музыки (рис.1).

 

Классификация жанров военной музыки

 

 

Рис 1.

Особенное значение имели песни. Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.

Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Под Москвой и Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.

В поэме Твардовского «Василий Теркин» есть замечательные строки: «Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!»[4, с. 57].

А.Флярковский отмечал: «Песня, как никакой другой жанр, всеобъемлюща. Она призвана отражать и преломлять в себе крупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себе и тонкую лирику, и героику, и гражданственность…»[5, с. 142].Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких.

Песни были самые разные: сердечные и задумчивые, одни отзывались болью утрат, иные — окрашенные юмором, они повествуют об армейской жизни, о крепкой солдатской дружбе, мечтах и надеждах.

Родились песни-гимны, песни-марши, песни-повествования, лирические и шуточные песни, песни-монологи и песни-воспоминания.

Произведения советских композиторов, созданные в период Великой Отечественной Войны

Тихон Хренников Симфония №2 до минор соч. 9 (1942)

Хренников начал работу над симфонией в 1941 году, еще до войны. Он задумывал её как гимн молодёжи, но ворвалась война и это внесло свои коррективы. Композитор завершил симфонию в 1942 году, но работал над ней вплоть до 1944 года. Симфония писалась около трёх лет, и по мере создания она отражала те события, которые происходили в стране.

I - Allegro con fuoco
II – Adagio

III - Allegro molto
IV - Finale. Allegro marciale

 

В первой части, которая была написана еще до войны, музыка имеет много лирики, энтузиазма, динамики, свойственной мирному довоенному времени; во второй части, которая писалась уже в первые месяцы войны, настроение менее оптимистичное, степенная, тревожная мелодия проходит на всем ее протяжении, постепенно нарастая и ведущая к мощной кульминации; третья часть возникает в виде драматичного скерцо, которое изобилует отзвуком военных бурь, гроз, порой приобретающими зловещий характер; четвертая, финальная часть чуть менее драматичная, в неё уже слышен звук победы.
Симфония явилась многоплановым, масштабным полотном, отображающим переживания и чувства народа в годы Великой Отечественной войны.

 

Арам Хачатурян [1] Симфония № 2 ми минор («Симфония с колоколом», 1943)

 

Вторая симфония Арама Хачатуряна, созданная в годы Великой Отечественной войны проникнута подлинным гуманизмом и верой в победу. Симфония была закончена летом 1943 года (вторая редакция – в 1944 году), хотя задумывалась еще в начале войны и стала своего рода «симфонической летописью» Великой Отечественной войны.

В музыке выражена вся гамма чувств, бушующих в сердцах людей: гнев и возмущение, скорбь и торжественная лирика, на смену которой в финале приходит праздничное жизнеутверждающее настроение.

 

I- Andante maestoso

II- Allegro risoluto

III- Andante sostenuto

IV- Andante mosso - Allegro sostenuto

Четырехчастная симфония начинается вступлением, в котором раздаются набатные удары. Зловещая пляска II части у многих слушателей вызывает воспоминания о "Пляске смерти", возможно потому, что композитор для большей конкретности ввел мотив "Diesirae". Логично возникает образный строй следующей части - Траурное шествие, в центре которого глубоко трагический, извечный образ - Materdolorosa - Скорбящей Матери. Традиционный финал-апофеоз в значительной мере нетрадиционен. Суровую ноту предостережения ("Люди, будьте бдительны!") вносит колокол, не формально обрамляющий симфонический цикл, а несущий одну из основных его идей, благодаря чему симфония вошла в музыковедческую литературу под названием «Симфония с колоколом». Лейтмотив колокола насквозь пронизывает весь симфонический цикл и играет в музыке важное значение. Грозно и тревожно звучит колокол в начале симфонии, торжественно и победно – в финале.

 

Сергей Прокофьев Симфония №5 cи-бемоль мажор ор.100 (1944)

I - Andante

II - Allegro marcato

III - Adagio

IV - Allegrogiocoso

Пятую симфонию нередко называют эпической. Но, думается, никакое однозначное определение не в состоянии исчерпать богатство и разнообразие ее содержания. Эпическое начало? Бесспорно. Но наряду с ним – и лирическое, элегическое, драматическое, комическое и многое, многое другое. Героические образы соседствуют с нежными и страстными, серьезная задумчивость – с легкой игрой. В потоке музыки возникают, изменяются, исчезают и снова возрождаются в новом облике мелодии-темы. И все это многообразие переливающихся красок выступает как оттенки и варианты одной доминирующей – мажорной, жизнеутверждающей.

«И именно своей жизнерадостностью, ощущением освобожденности, легкости Пятая симфония ответила настроениям 1944 года – года кануна победы»[1, с. 128], – отмечал М. Г. Арановский.

 

Дмитриевича Шостаковича Симфония № 7 «Ленинградская» до мажор соч. 60 (1941).

I - Allegretto

II - Moderato –Poco allegretto

III - Adagio

IV - Allegro non troppo

Знаменитая тёмная тема первой части симфонии была написана Шостаковичем до начала Великой Отечественной войны — в конце 30-х годов или в 1940-м. Это были вариации на неизменную тему в форме пассакальи, по замыслу сходные с «Болеро» Мориса Равеля. Простая тема, поначалу безобидная, развиваясь на фоне сухого стука малого барабана, в конце концов вырастала в страшный символ подавления. В 1940 году Шостакович показывал это сочинение коллегам и ученикам, но не опубликовал и публично не исполнял. Когда летом 1941 года композитор начал писать новую симфонию, пассакалья превратилась в большой вариационный эпизод, заменивший разработку в первой её части, законченной в августе.

В сентябре 1941 года, в уже блокадном Ленинграде (блокада началась 8 сентября), Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей. Первые три части симфонии он писал в доме Бенуа на Каменноостровском (тогда — Кировском) проспекте. 1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, где 27 декабря 1941 года и была закончена симфония.

Седьмая симфония была впервые исполнена в Куйбышевском театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижёра Самуила Самосуда 5 декабря 1942г.

 

 

Заключение

Не было практически ни одного жанра, в котором так или иначе не отразились бы переживания или события военных лет. Оратория Ю. А. Шапорина «Сказание о битве за Русскую землю» вдохновлена героической сталинградской эпопеей. Обороне Ленинграда, героизму и несгибаемой стойкости его защитников посвящена кантата Мясковского «Киров с нами» на стихи Н. С. Тихонова. Композиторы обращаются к героическому прошлому русской истории. Прокофьев создает оперу-эпопею «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого, М. В. Коваль—оперу «Емельян Пугачев». В военные годы советская музыка обогащается и сочинениями, утверждающими добро, красоту, глубину любви (балеты «Золушка» Прокофьева, «Гаянэ» Хачатуряна).

Многие музыканты сражались с врагом в рядах Советской Армии. Оставшиеся в тылу отдавали фронту свой талант и свое искусство.

473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях действующей армии. Свыше 500 раз пела К. И. Шульженко перед воинами Ленинградского фронта в первый год войны. Под вражескими пулями звучали арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки. Самые известные исполнители — В. В. Барсова, М. Д. Михайлов, Д. Ф. Ойстрах, Э. Г. Гилельс, Я. В. Флиер, камерные ансамбли музыкантов участвовали во фронтовых бригадах. Артисты понимали ответственность своей миссии. В холодные дни, в суровых условиях фронта они выступали в концертных костюмах, в лучшей артистической форме, стремясь хоть на короткое время создать для солдат атмосферу праздника. «Прямо на снегу стоит Лидия Русланова... На ней яркий сарафан. На голове цветной платок... На шее бусы. Она поет... Звуки чистого и сильного голоса смешиваются с взрывами и свистом вражеских пуль, летящих через голову» — так в рассказе В. П. Катаева оживает один из концертов певицы, состоявшийся за 15 минут до атаки.

В музыке военных лет раскрываются любовь к Отчизне, призыв служения своей Родине и своему народу.

75 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Но песни, опаленные войной, с которыми прошли наши деды и прадеды по тяжелым фронтовым дорогам, продолжают жить и звучать в сердцах молодого поколения. Советский народ боролся не только за свою свободу, но и за спасение мировой культуры.

Список использованной литературы

1. Арановский М.Г. Симфонические искания: Проблема жанра симфонии в сов. музыке 1960-1975 г.г. Исследования/ очерки. Ленинград: Сов. композитор, 1979. 287 с.

2. Дудин М.А. Стихи. Россия - Родина моя. Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках. Москва: Художественная литература, 1967. 71 с.

3.Севастопольский вальс: оперетта [Электронныйресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Севастопольский_вальс_(оперетта) (дата обращения 16февраля 2020 г.)

4. Твардовский А.Т. Собр. соч. В 6-ти т. т. Т. 2. М., 1977. 419 с.

5. Флярковский А.Г. Жизнь моя - музыка: Воспоминания, встречи, впечатления / Александр Флярковский. М.: Сов. композитор, 1986. 206 с.

 


[1]Арам Хачатурян в годы войны также создал балет «Гаяне» в 4 актах (либретто Константина Державина). Для последнего действия балета написан получивший широкую популярность «Танец с саблями» (9 декабря 1942 года в эвакуации состоялась премьерана сцене Пермского театра оперы и балета).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: