ОБРАЗОВАНИЕ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ. ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ В VI–VIII вв.
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений об общественном устройстве древних германцев, о государстве франков VI–VIII вв.; познакомить с понятиями династия, титул, феодалы, граф, майордом |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные:знают понятия династия, титул, феодалы; знают о Великом переселении народов; имеют представление о формировании раннефеодального государства; выявляют причины возникновения государства у франков; показывают на карте территорию, где расселялись и образовывали свои государства древние германцы в V–VI вв.; получают историческую информацию из различных источников, составляют описание исторического события на основе текста и иллюстраций учебника. Метапредметные: Познавательные: структурируют учебный материал, осознано и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, находят необходимую информацию, используя материалы учебника, проводят сравнение по заданным критериям, применяют знаково-символические средства. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи; составляют план и последовательность действий в соответствии с ними; осуществляют пошаговый контроль деятельности; оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние. Коммуникативные: строят монологические высказывания, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, учитывают мнение партнера и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, аргументируют свою позицию, допускают возможность существования у людей различных точек зрения. Личностные:проявляют положительное отношение к учебной деятельности, заинтересованность в решении учебной задачи |
Образовательные ресурсы | Презентация «Салическая правда. Военная реформа Карла Мартелла», подготовленная учителем. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/istrp/ Салическая правда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hrono.ru/dokum/0500dok/salpravda.php |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карты «Римская империя и Великое переселение народов», «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого» |
Основное содержание темы, понятия и термины | Завоевание Галлии франками. Образование государства франков. Рост земельных владений знати. Военная реформа Карла Мартелла. Формирование королевской власти. Термины династия, титул, феодалы, граф, майордом |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Планируемые результаты | Формы контроля | |
предметные | формируемые умения (универсальные учебные действия) | ||||||
I. Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Фронтальная | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности | |||
II. Актуализация знаний | Опрос по теме «Что изучает история Средних веков» | На доске изображена лента времени с ошибками. – Найдите и исправьте ошибки на ленте времени. – Дайте определение понятий Средние века, исторические источники. – Дайте краткую характеристику историческим источникам Средних веков | Формулируют ответы, приводят примеры | Индивидуальная | Устанавливают последовательность и длительность исторических событий | Познавательные: структурируют знания. Коммуникативные: строят монологические высказывания | Устный опрос, работа у доски |
III. Постановка учебных задач | Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи | Формулируют учебные задачи | Фронтальная | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи | ||
IV. Изучение нового материала | Рассказ учителя (см. Приложение 1) | На экране во время рассказа изображена карта «Римская империя и Великое переселение народов» | Слушают рассказ учителя, делают записи в тетрадях | Индивидуальная | Знают о Великом переселении народов; имеют представление о формировании раннефеодального государства; выявляют причины возникновения государства у франков | Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей | Записи в тетради |
Работа с исторической картой (с. 18) | Предлагает изучить карту «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого» и выполнить следующие задания: – Покажите границы Франкского государства при Хлодвиге. – Покажите первоначальную территорию владений франков. – Покажите границы франкского государства к концу правления Хлодвига | Изучают карту, выполняют задания | Индивидуальная | Показывают на карте территорию, где расселялись и образовывали свои государства древние германцы в V–VI вв. | Познавательные: осознано и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устный опрос | |
Работа с документом (с. 14) | Задание: прочитайте отрывок из работы франкского историка VI века, который повествует о случае с драгоценной чашей, и ответьте на следующие вопросы: – Почему Хлодвиг не взял чашу сам, а обратился с просьбой к войску? (Потому что в это время Хлодвиг обладал лишь властью вождя и деление военной добычи происходило согласно обычаям.) – Почему он сразу не отомстил, а «подавил обиду»? (Потому что его власть была еще недостаточно сильна, а воин действовал согласно традициям.) – Что изменилось через год в поведении короля и войска? Что объясняет случай с драгоценной чашей? (Через год король отомстил воину. Случай с драгоценной чашей наглядно демонстрирует перерождение военной власти вождя в королевскую власть, при которой полновластный правитель, опираясь на свое войско, вправе в любой момент расправиться со своим подданным.) Таким образом учитель подводит класс к выводу, что у франков формируется королевская власть | Читают отрывок исторического документа, аргументированно отвечают на вопросы | Фронтальная | Получают историческую информацию из различных источников; составляют описание исторического события на основе текста и иллюстраций учебника | Познавательные: находят необходимую информацию, используя материалы учебника. Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения | Ответы на вопросы | |
Работа с текстом учебника (с. 15–16) | Формулирует задание: – Прочитайте текст, проанализируйте, в чем отличие государственного управления от племенного. Заполните таблицу (см. Приложение 2). Образец таблицы дан на доске | Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, в том числе заполняют таблицу в тетрадях | Работа в парах | Проводят сравнение государственного и племенного управления. Раскрывают смысл понятий король, вождь | Познавательные: находят необходимую информацию для выполнения учебной задачи, используя материалы учебника, проводят сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: учитывают мнение партнера и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | Таблица | |
Составление схемы «Государственное управление во Франкском госу-дарстве» | Рассказывает, как управлялось Франкское государство. Предлагает составить схему «Государственное управление во Франкском государстве» (см. Приложение 3). – Хлодвиг стал единоличным правителем образованного государства. Все решения он принимал сам, без созыва народного собрания. Его опорой была дружина, которая содержалась за счет налогов и военной добычи. Вся территория Франк-ского королевства делилась на области, во главе которых Хлодвиг назначал графов. Их задачей было управление доверенными им землями, что включало в себя сбор налогов, суд, руководство обороной в случае необходимости | Слушают рассказ учителя, составляют схему в тетради (самостоятельно или вместе с учителем) | Фронтальная, индивидуальная | Раскрывают смысл понятий династия, титул, граф, дружина | Познавательные: используют знаково-символические средства. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль деятельности. Коммуникативные: вступают в коллективное учебное сотрудничество | Схема | |
Презентация «Салическая правда. Военная реформа Карла Мартелла» | Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах: – «Салическая правда» – важнейший источник для изучения общественного строя франков в меровингский период. Она представляет собой запись судебных обычаев. Этот исторический документ свидетельствует, что хотя люди не были равны перед законом, однако введение писаных законов способствовало установлению единых порядков в стране. Реформа Карла Мартелла способствовала появлению наследственных земельных владений – феодов, которые были связаны с обязанностью несения военной службы. Владельцы феодов назывались феодалами | Просматривают презентацию, делают записи в тетради | Фронтальная, индивидуальная | Знают смысл понятий феодалы, майордом. Рассказывают об общественном строе германских народов | Познавательные: структурируют учебный материал. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: умеют с достоточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Записи в тетради | |
V. Первичное осмысление и закрепление знаний | Дискуссия | – Какими способами и средствами Хлодвиг добивался своих целей? Какие черты характера проявились в его деятельности? Одобряете ли вы их? Аргументируйте свой ответ. (В ответах должно прозвучать понимание того, что Хлодвиг ради получения королевской власти шел на убийство не только рядовых воинов, но и близких родственников. Это был хитрый, расчетливый и жестокий правитель. Оценки могут быть разными: одни могут осудить его действия, другие оправдать их, объясняя условиями средневековой жизни, так как нравы людей были достаточно суровыми и человек более мягкий не смог бы добиться поставленной цели.) | Формулируют ответы, приводят примеры | Индивидуальная | Проводят оценку исторической личности | Личностные: проявляют заинтересованность в решении проблемной задачи. Коммуникативные: аргументируют свою позицию, допускают возможность существования у людей различных точек зрения | Устный опрос |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | – Что мы изучали сегодня на уроке? – Какие вопросы вызвали у вас затруд-нения? – Каким образом вы их преодолели? – Что в новом материале вас заинтересовало? – Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние | Фронтальная | Регулятивные: оценивают свою работу, анализируют свое эмоциональное состояние; принимают учебную за-дачу для самостоятельного выполнения | Оцени-вание работы учащихся на уроке | |
Домашнее задание | Учебник, § 1; записи в тетрадях. ¨ Подготовить сообщение «Салическая правда»* | Записывают домашнее задание |