По учебному предмету «Химия»
Для 7-9 классов уровня основного среднего образования
По обновленному содержанию
Класс
Разделы долгосроч-ного плана | Темы/Содержание раздела долгосрочного плана | Цели обучения. Обучающийся должен: |
1-я четверть | ||
7.1 Введение в химию. Чистые вещества и смеси | Предмет химии. Практическая работа №1 «Правила техники безопасности и знакомство с лабораторным оборудованием» | 7.1.1.1 - знать, что изучает наука химия; 7.1.1.2 - знать и понимать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории и кабинете |
Элемент, смесь и соединение. Лабораторный опыт №1 «Сравнение смесей веществ и их соединений» | 7.4.1.1 - понимать элемент (простое вещество) как совокупность одинаковых атомов; 7.4.1.2 - знать, что чистое вещество состоит из одинаковых атомов или молекул; 7.4.1.3 - различать понятия: элемент (простое вещество), смесь и соединение; 7.4.1.4 - использовать знания о физических свойствах элементов, и соединений для распознавания незнакомых веществ в составе смеси | |
Способы разделения смеси. Лабораторный опыт № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли» | 7.4.1.5 - знать виды смесей и способы их разделения; 7.4.1.6 - уметь планировать и проводить эксперимент по разделению смесей | |
7.1 Изменения состояния веществ | Физические и химические явления. Лабораторный опыт № 3 «Изучение признаков химических явлений» | 7.1.1.3 - различать физические и химические явления; |
Агрегатные состояния вещества | 7.1.1.4 - знать различные агрегатные состояния веществ и уметь объяснять структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно кинетической теории частиц | |
Процесс охлаждения. Лабораторный опыт № 4 «Изучение процесса охлаждения» | 7.1.1.5 - изучить процесс охлаждения, построить кривую охлаждения и проанализировать ее, объяснить свои наблюдения, согласно кинетической теории частиц | |
Процесс нагревания. Лабораторный опыт № 5 «Изучение процесса кипения воды» | 7.1.1.6 - изучить процесс кипения воды, построить кривую нагревания и проанализировать ее, объяснить свои наблюдения, согласно кинетической теории частиц | |
2-я четверть | ||
7.2 Атомы. Молекулы. Вещества | Атомы и молекулы | 7.1.2.1 - знать различие атомов и молекул |
Химические элементы. Простые и сложные вещества | 7.1.2.2 - знать, что каждый химический элемент обозначается символом и является определенным видом атомов; 7.1.2.3 - классифицировать элементы на металлы и неметаллы; 7.1.2.4 - классифицировать вещества на простые и сложные | |
Состав и строение атома. Изотопы | 7.1.2.5 - знать протон, электрон, нейтрон и их расположение в атоме, массу, заряд; 7.1.2.6 - знать строение атома (p+, n0, e-) и состав атомного ядра первых 20 элементов; 7.1.2.7 - знать понятие «изотоп» | |
7.2 Воздух. Реакция горения | Воздух. Состав воздуха. Лабораторный опыт № 6 «Горение свечи» | 7.3.1.1 - знать состав воздуха; 7.3.1.2 - знать, что при горении веществ расходуется кислород, входящий в состав воздуха; 7.3.1.3 - понимать значение охраны атмосферного воздуха от загрязнения |
Процесс горения. Практическая работа №2/Демонстрация «Сравнение реакций горения серы, фосфора, железа в воздухе и кислороде» | 7.3.1.4 - знать условия горения вещества и продукты реакции горения; 7.3.1.5 - приводить примеры легковоспламе-няющихся, горючих и негорючих веществ; 7.3.1.6 - понимать, что вещества лучше горят в чистом кислороде, чем на воздухе; 7.3.1.7 - знать, что при горении металлов и неметаллов образуются оксиды | |
3-я четверть | ||
7.3 Химичес-кие реакции | Природные кислоты и щелочи. Индикаторы. Лабораторный опыт № 7 «Изучение кислотности и щелочности среды растворов». Лабораторный опыт № 8 «Реакция нейтрализации хлороводородной кислоты» | 7.3.4.1 - знать, что свойства «кислотность» и «мылкость» могут быть признаками некоторых природных кислот и щелочей; 7.3.4.2 - знать химические индикаторы – метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин и изменение их окраски в различных средах; 7.3.4.3 - уметь определять кислоты и щелочи с использованием универсального индикатора, на основе рН шкалы; 7.3.4.4 - понять нейтрализацию кислот на примере применения антацидных средств |
Реакции разбавленных кислот с металлами. Лабораторный опыт № 9 «Взаимодействие цинка с разбавленной соляной кислотой» Лабораторный опыт № 10 Качественная реакция на водород» | 7.2.2.1 - называть области применения и правила обращения с разбавленными кислотами; 7.2.2.2 - исследовать реакции разбавленных кислот с различными металлами и осуществлять на практике качественную реакцию на водород | |
Реакции разбавленных кислот с карбонатами. Практическая работа №3 «Взаимодействие карбонатов с разбавленными кислотами. Качественные реакции на углекислый газ» | 7.2.2.3 - исследовать реакции разбавленных кислот с некоторыми карбонатами и осуществлять на практике качественную реакцию на углекислый газ | |
7.3 Периоди-ческая таблица химичес-ких элементов | История создания периодической таблицы химических элементов | 7.2.1.1 - знать и сравнивать классификации элементов на примере работ И. Дёберейнера, Дж. Ньюлендса, Д.И. Менделеева |
Структура периодической таблицы | 7.2.1.2 - знать и описывать структуру периодической таблицы: группы и периоды | |
7.3 Относи-тельная атомная масса. Простей-шие формулы | Относительная атомная масса | 7.1.2.8 - понимать, что большинство элементов на Земле встречаются в виде смеси изотопов, образовавшихся при формировании планет; 7.1.2.9 - понимать, что атомные массы химических элементов, имеющие природ-ные изотопы, являются дробными числами; 7.1.2.10 - знать определение относительной атомной массы химических элементов |
Валентность. Химические формулы. Расчет относительной молекулярной массы соединения по формуле | 7.1.2.11 - уметь правильно составлять формулы биэлементных химических соединений, используя названия элементов, валентность и их атомные соотношения в соединениях; 7.1.2.12 - рассчитывать относительную молекулярную/формульную массу по формуле химического соединения | |
4-я четверть | ||
7.4 Хими-ческие элементы и соединения в организме человека | Питательные вещества в составе продуктов питания Практическая работа № 4 «Определение питательных веществ в составе пищи» | 7.5.1.1 - понимать продукты питания как совокупность химических веществ; 7.5.1.2 - знать и уметь определять некоторые питательные вещества: углеводы (крахмал), белки, жиры |
Химические элементы в организме человека. Процесс дыхания. Лабораторный опыт № 11 «Исследование процесса дыхания» | 7.5.1.3 - знать элементы, входящие в состав организма человека (О, С, Н, N, Ca, P, K); 7.5.1.4 - объяснять процесс дыхания | |
7.4 Геоло-гические химичес-кие соединения | Полезные геологические химические соединения. Состав руды | 7.4.2.1 - понимать, что земная кора содержит много полезных химических соединений; 7.4.2.2 - понимать, что некоторые минералы и полезные природные соединения относятся к рудам; 7.4.2.3 - описывать процесс переработки руды для получения металла |
Полезные ископаемые Казахстана. Экологические аспекты добычи минералов | 7.4.2.4 - знать, какими минеральными и природными ресурсами богат Казахстан и их месторождения; 7.4.2.5 - изучить влияние добычи природных ресурсов на окружающую среду |
Класс
|
|
|
Раздел долгосрочного плана | Темы /Содержание раздела долгосрочного плана | Цели обучения |
1-я четверть | ||
8.1 Движение электронов в атомах | Распределение электронов в атомах | 8.1.3.1 - понимать, что электроны в атомах распределяются последовательно по энергетическим уровням на возрастающем расстоянии от ядра |
Энергетические уровни. Лабораторный опыт № 1 «Изготовление моделей атомов» | 8.1.3.2 - понимать, что число электронов на каждом энергетическом уровне не превышает определенного максимального значения; 8.1.3.3 - знать форму s и p орбиталей; 8.1.3.4 - уметь писать электронные конфигурации и электронно-графические формулы первых 20 химических элементов | |
Образование ионов | 8.1.3.5 - понимать, что атомы могут принимать или терять электроны, что приводит к образованию ионов | |
Составление формул соединений | 8.1.3.6 - составлять формулы соединений методом «нулевой суммы»; | |
81 Формулы веществ и уравнения химических реакций | Расчеты по химическим формулам | 8.2.3.1 - вычислять массовые доли элементов в составе вещества, выводить формулы веществ по массовым долям элементов |
Составление уравнений химических реакций. Закон сохранения массы веществ. Демонстрация № 1 «Опыт, доказывающий закон сохранения массы веществ». Лабораторный опыт № 2 «Соотношение реагирующих веществ» | 8.2.3.2 - устанавливать экспериментальным путем соотношение реагирующих веществ; 8.2.3.3 - составлять уравнения химических реакций, записывая формулы реагентов и продуктов реакции; 8.2.3.4 - знать закон сохранения массы веществ | |
Типы химических реакций | 8.2.2.1 - классифицировать химические реакции по числу и составу исходных и образующихся веществ | |
Химические реакции в при-роде и жизнедеятельности живых организмов и человека | 8.2.2.2 - описывать химические реакции в природе и жизнедеятельности живых организмов и человека | |
8.1 Сравнение активностей металлов | Реакции металлов с кислородом и водой. Демонстрация № 2 «Взаимодействие активных металлов с водой» | 8.2.4.1 - знать, что некоторые металлы подвергаются окислению быстрее других; 8.2.4.2 - описывать реакции взаимодействия активных металлов с холодной водой, горячей водой или паром; 8.2.4.3 - исследовать факторы, влияющие на возникновение коррозии металлов |
Реакции металлов с растворами кислот. Лабораторный опыт № 3 «Взаимодействие металлов с растворами кислот» | 8.2.4.4 - изучить реакции различных металлов с растворами кислот; 8.2.2.5 - составлять уравнения реакций металлов с кислотами | |
Реакции металлов с растворами солей. Демонстрация № 3 «Вытеснение металлов из растворов солей» | 8.2.4.6 - разработать план и провести реакции металлов с растворами солей | |
Ряд активности металлов. Практическая работа № 1 «Сравнение активности металлов» | 8.2.4.7 - разработать ряд активности металлов по результатам экспериментов и сопоставлять его со справочными данными; 8.2.4.8 - прогнозировать возможность протекания незнакомых реакций замещения металлов, используя ряд активности металлов | |
2-я четверть | ||
8.2 Количество вещества | Количество вещества. Моль. Число Авогадро. Молярная масса вещества | 8.1.1.1 - знать моль, как единицу измерения количества вещества и знать число Авогадро 8.1.1.2 - уметь вычислять молярные массы соединений |
Взаимосвязь массы, молярной массы и количества вещества | 8.1.1.2 - вычислять массу, количество вещества и число структурных частиц | |
8.2 Стехиомет-рические расчеты | Решение задач по уравнениям химических реакций | 8.2.3.5 - вычислять массу, количество вещества по уравнениям химических реакций |
Закон Авогадро. Молярный объём | 8.2.3.6 - знать закон Авогадро и использовать молярный объем для расчета объема газов при нормальных и стандартных условиях; | |
Относительная плотность газов. Закон объёмных отношений | 8.2.3.7 - вычислять относительную плотность газов и молярную массу вещества по относительной плотности; 8.2.3.8 - использовать закон объёмных отношений для расчетов по уравнениям реакций с участием газов | |
8.2 Знакомство с энергией в химичес-ких реакциях | Горение топлива и выделение энергии | 8.3.1.1 - понимать, что продуктами реакций горения являются оксиды, и что при горении углеродсодержащего горючего в кислороде могут образовываться углекислый газ, угарный газ или углерод; 8.3.1.2 - объяснять причины парникового эффекта и предлагать пути решения |
Экзотермические и эндотермические реакции. Лабораторный опыт № 4 «Химические реакции, сопровождающиеся изменением энергии» | 8.3.1.3 - знать, что экзотермические реакции идут с выделением теплоты, а эндотермичес-кие реакции с поглощением теплоты; 8.3.1.4 - понимать последствия воздействия различных горючих на окружающую среду | |
Термохимические реакции | 8.3.1.5 -объяснять изменение энергии с точки зрения кинетической теории частиц | |
8.2 Водород. Кислород и озон | Водород, получение, свойства и применение. Практическая работа № 2 «Получение водорода и изучение его свойств» | 8.4.2.1 - уметь получать водород и изучать его свойства и применение |
Кислород, получение, свойства и применение. Демонстрация № 4 «Разложение пероксида водорода». Практическая работа № 3 «Получение кислорода и изучение его свойств» | 8.4.2.2 - знать процентное содержание кислорода в составе воздуха и земной коре; 8.4.2.3 - уметь получать кислород и изучать его свойства и применение | |
Кислород и озон | 8.4.2.4 - сравнивать состав и свойства аллотропных видоизменений кислорода; 8.4.2.5 - объяснять значение озонового слоя Земли | |
3-я четверть | ||
8.3 Периодическая система химичес-ких элементов | Структура периодической системы химических элементов | 8.2.1.1 - объяснять физический смысл атомного номера, группы, периода |
Периодическое изменение некоторых характеристик и свойств атомов химических элементов | 8.2.1.2 - понимать, что элементы одной группы содержат на внешнем уровне одинаковое количество электронов; 8.2.1.3 - объяснять закономерности изменения свойств элементов в группах и периодах | |
Характеристика элемента по положению в периодической системе | 8.2.1.4 - характеризовать химический элемент по положению в периодической системе | |
Естественные семейства химических элементов и их свойства | 8.2.1.5 - знать, что элементы со схожими химическими свойствами относятся к одной группе; 8.2.1.6 - знать естественные семейства химических элементов и приводить примеры щелочных металлов, галогенов, инертных газов | |
Металлы и неметаллы | 8.2.1.7 - прогнозировать свойства химического элемента в зависимости от положения в периодической таблице | |
8.3 Виды химических связей | Электроотрицательность. Ковалентная связь | 8.1.4.1 - объяснять образование ковалентной связи между атомами на основе электроотрицательности |
Ионная связь | 8.1.4.2 - описывать механизм образования ионной связи и предсказывать свойства ионных соединений | |
Взаимосвязь между типами связей, видами кристалли-ческих решеток и свойствами веществ | 8.1.4.3 - объяснять зависимость свойств веществ от типа решетки | |
8.3 Растворы и растворимость | Растворение веществ в воде. Лабораторный опыт № 5 «Изучение растворимости веществ» | 8.3.4.1 - классифицировать вещества растворимости в воде; 8.3.4.2 - объяснять роль растворов в природе и повседневной жизни |
Растворимость веществ. Практическая работа № 4 «Влияние температуры на растворимость твердых веществ» | 8.3.4.3 - объяснять влияние температуры на растворимость веществ; 8.3.4.4 - рассчитывать растворимость вещества на 100 г воды, используя технику выпаривания, сравнивать полученные результаты со справочными данными | |
Массовая доля растворенного вещества | 8.3.4.5 - вычислять массу растворенного вещества по известной массе раствора с определенной массовой долей растворенного вещества | |
Молярная концентрация вещества в растворе. Практическая работа № 5 «Приготовление растворов с заданной процентной и молярной концентрации» | 8.3.4.6 - рассчитывать молярную концентрацию вещества в растворе | |
4-я четверть | ||
8.4 Основные классы неоргани-ческих соедине-ний. Генети-ческая связь | Оксиды. Лабораторный опыт № 6 «Изучение свойств оксидов» | 8.3.4.7 –з нать классификацию и свойства оксидов и составлять уравнения реакций характеризующие их химические свойства |
Кислоты. Лабораторный опыт № 7 «Изучение свойств кислот» | 8.3.4.8 - знать и понимать классификацию, свойства кислот и составлять уравнения реакций характеризующие их химические свойства | |
Основания. Лабораторный опыт № 8 «Изучение свойств оснований» | 8.3.4.9 - знать и понимать классификацию, свойства оснований и составлять уравнения реакций характеризующие их химические свойства | |
Соли. Лабораторный опыт № 9 «Получение и свойства солей» | 8.3.4.10 - знать различные методы получения солей и составлять соответствующие уравнения реакций; 8.3.4.11 - знать и понимать классификацию, свойства солей и составлять уравнения реакций характеризующие их химические свойства | |
Генетическая связь между классами неорганических соединений | 8.3.4.12 -исследовать генетическую связь между основными классами неорганических соединений | |
8.4 Углерод и его соединения | Общая характеристика углерода | 8.4.3.1 - объяснять, почему в большинстве соединений углерод образует четыре связи; 8.4.3.2 - описывать распространение углерода и его соединений в природе |
Аллотропные видоизменения углерода | 8.4.3.3 - сравнивать строение и свойства аллотропных видоизменений углерода; 8.4.3.4 - исследовать области применения аллотропных видоизменений углерода | |
Свойства углерода. Практическая работа № 6 «Физические и химические свойства углерода». Оксиды углерода. Практическая работа № 7 «Получение углекислого газа и изучение его свойств» | 8.4.3.5 - исследовать физические и химические свойства углерода; 8.4.3.6 - описывать условия образования диоксида и монооксида углерода при сжига-нии углерода и объяснять физиологическое действие угарного газа на живые организмы; 8.4.3.7 - уметь получать углекислый газ, доказывать его наличие и изучать свойства; 8.4.3.8 - составлять и объяснять круговорот углерода в природе | |
8.4 Вода | Вода в природе | 8.4.2.6 - объяснять широкое распространение, уникальные свойства воды и ее значение для жизни; 8.4.2.7 - объяснять круговорот воды в природе |
Причины загрязнения воды. Жесткость воды. Лабораторный опыт № 10 «Определение жесткости воды» | 8.4.2.8 - определить опасность и причины загрязнения воды, объяснять способы очистки воды; 8.4.2.9 - определять «жесткость» воды и объяснять способы ее устранения; 8.4.2.10 - знать методы обнаружения воды при помощи безводного сульфата меди (ІІ) |
Класс