Урок литературы, 6 класс




Тема урока: Народные представления о добре и зле.«Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Добрый день ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Вы, опираясь на знания о волшебной сказке, будете сегодня исследователями текста устного народного творчества «Сказки о молодильных яблоках и живой воде».

 

1. Прочитайте текст сказки «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

2. Заполните в таблице, какие роли выполняют персонажи сказки.

Роли Персонажи

 

Вредитель  

 

Даритель  

 

Помощники  

 

Царевна  

 

Отравитель  

 

Герой  

 

Ложные герои  

3. Заполните таблицу примерами из сказки, иллюстрирующими элементы композиции.

 

Элементы композиции Мотив Пример из текста

 

Завязка Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу  

 

Развитие сюжета Поиск потерянного или недостающего  

 

Кульминация Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда ее побеждают или разгадывают трудные загадки  

 

Развязка Преодоление потери или недостачи  

 

4. Прочитайте тексты о происхождении сказочных героев. Ответьте устно на вопросы, предложенные к текстам.

 

1. Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века. Иван-Царевич выступает в сказках в двух разных ипостасях:

положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.

отрицательный персонаж, который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда — убит.

 

ВОПРОСЫ:

-Какие награды получает Иван-царевич за свои добрые дела?

-В каких случаях Иван- царевич является отрицательным героем?

 

2. Баба-Яга в славянском фольклоре обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Баба Яга обладает способностью уменьшаться в размерах - таким образом она и перемещается в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-яга занимается каннибализмом). Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-Яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, не детерминированной натуры. Подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта.

Двойственная природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации. Так во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но либо накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.

 

ВОПРОСЫ:

-Каково значение «курьих ножек» у избушки Бабы Яги?

-Почему герой просит Бабу Ягу напоить, накормить, спать уложить?

-Почему вход в избушку Бабы Яги расположен со стороны леса?

 

3. Яблоко. Известно, что по русской традиции на могилу умершего клали зеленое яблоко, что должно было свидетельствовать о сохранении в памяти живых облика умершего и напоминать о том, что жизнь на земле продолжается. Прижилась на Руси и пословица о том, что «яблоко от яблони недалеко падает», т.е. дети идут по стопам родителей, зачастую повторяя их ошибки и просчеты.

Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской власти – державой, тем самым подчеркивается что правитель держит в руках землю (т.е. властвует).

 

ВОПРОСЫ:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: