Особенности законодательной власти




ВЕНГРИЯ

Венгрия — унитарная парламентская республика, в состав которой входят 19 областей (медье), 22 городских округа. В особую административную единицу выделен город Будапешт.

Исполнительная власть

Главой государства является президент, наделённый конституцией ограниченными полномочиями. Президент утверждается на пятилетний срок Государственным собранием. Одно и то же лицо не может занимать пост президента больше двух сроков подряд.

Кандидат на пост президента должен быть гражданином Венгрии старше 35 лет. Кандидатура выдвигается при наличии письменных рекомендаций, предоставляемых спикеру парламента от не менее чем 50-ти депутатов. По выдвинутым кандидатурам осуществляется тайное голосование, причём кандидат считается избранным при получении 2/3 голосов парламентариев в первом туре голосования; в противном случае проводится второй тур, где для победы кандидату также необходимо получить две трети голосов. Если ни один из кандидатов не получает требуемого числа голосов во втором туре, проводится третий тур, где могут участвовать только два кандидата, получившие максимальное число голосов по итогам двух предыдущих туров. В третьем туре победителем становится кандидат, набравший простое большинство голосов. Особо отмечается, что процедура избрания не должна длиться более трёх дней. Выборы президента назначает спикер Государственного собрания.

Президент символизирует единство нации и осуществляет контроль за соблюдением в стране демократических процедур, а также является верховным главнокомандующим вооружёнными силами. Он представляет Венгрию на международной арене, заключает от её имени международные договоры (которые должны быть одобрены парламентом), назначает выборы разных уровней и референдумы, назначает руководство Гос. банка Венгрии, профессоров, высших офицеров, президента Академии наук, осуществляет помилование, принимает решение по предоставлению гражданства в предусмотренных законом случаях.

Процедура импичмента президента может быть начата по инициативе не менее чем одной пятой от общего числа депутатов. Для её начала необходима поддержка двух третей парламентариев по итогам тайного голосования. Вопрос о нарушении президентом конституции и других законов передаётся на рассмотрение Конституционного суда. Кроме того, из числа членов парламента избирается обвинитель по делу. В случае доказательства вины президента суд отстраняет его от должности и устанавливает меру наказания в соответствии с положениями уголовного кодекса.

Правительство состоит из премьер-министра и министров. Правительство прекращает работу после избрания нового парламента, в случае отставки или смерти премьер-министра, при вынесении главе правительства вотума недоверия и назначении нового премьер-министра.

Правительство отвечает за обеспечение конституционного порядка и защиту прав жителей страны, осуществляет контроль за исполнением законов, координирует работу министерств и ведомств, а также органов местного самоуправления. Оно определяет государственную политику по социальным и смежным с ними вопросам и обеспечивает для её осуществления должное финансирование. Правительство контролирует деятельность силовых структур, осуществляет базовое руководство при борьбе со стихийными бедствиями. Правительство принимает участие в разработке и осуществлении внешнеполитического курса страны и от своего имени заключает международные договоры. Издаваемые правительством указы подписываются премьер-министром.

Глава правительства избирается большинством голосов депутатов по рекомендации президента. Министры назначаются и снимаются с поста президентом. Премьер-министр назначает своего заместителя сам.

Министры (8 чел): Министерство внутренних дел, Министерство сельского хозяйства, Министерство обороны, Мин-во национ развития, Мин-во людских ресурсов, Мин-во иностранных дел, Мин-во администрации и юстиции, Мин-во нац экономики

Судебная власть

Судебная власть в Венгрии осуществляется Верховным судом, апелляционными судами, городским судом г. Будапешта, областными, местными судами и судами по вопросам труда. Допускается создание специальных судов по конкретным вопросам.

Верховный суд является высшей судебной инстанцией страны. В его компетенцию входит осуществление контроля за отправлением правосудия и поддержанием единого правового поля. Постановления Верховного суда являются обязательными для всех прочих судов. Председатель Верховного суда избирается парламентом по представлению президента (для одобрения кандидатуры необходимы две трети голосов депутатов). Президент по рекомендации председателя Верховного суда назначает его заместителей и собственно судей.

В компетенцию судов входит поддержание конституционного порядка, защита интересов частных лиц и организаций. Провозглашается принцип независимости судей, которые могут нести ответственность только перед законом. Общее руководство системой судов осуществляется Национальным советом по вопросам юстиции. Все представители судебной власти не имеют права состоять в политических партиях.

Конституция предусматривает также наличие Конституционного суда, осуществляющего контроль за соответствием законов конституционным нормам. Он наделён полномочиями прекращать действие законов и прочих правовых актов, признанных противоречащими конституции. Все граждане и организации наделены правом обращения в Конституционный суд в соответствии с процедурой, установленной в законодательном порядке. Конституционный суд состоит из одиннадцати судей, избираемых парламентом двумя третями голосов по рекомендации профильного комитета Государственного собрания.

Защита конституционного порядка осуществляется прокуратурой. Генеральный прокурор назначается парламентом по представлению президента и подотчётен парламенту, в частности, представляя регулярные отчёты о своей деятельности. Прокуроры назначаются Генеральным прокурором.

Законодательная

Государственное собрание — однопалатный парламент, состоящий из 386 депутатов.

В Венгрии действует сложная пропорционально-мажоритарная система выборов депутатов Государственного собрания: 176 депутатов избираются по одномандантным избирательным округам, 152 депутата — по территориальным спискам, а 58 депутатов получают мандат в соответствии с долей голосов, отданных по партийным спискам. Для партий введён барьер в 5 %. Депутаты избираются на четырёхлетний срок.

В соответствии с конституцией, парламент обеспечивает поддержание конституционного порядка, определяет организацию и основные направления деятельности государственной власти. Государственное собрание принимает конституцию страны, осуществляет законодательную деятельность, определяет параметры экономической и социальной политики, следит за состоянием государственной финансовой системы, принимает бюджет и контролирует его исполнение, разрабатывает программу деятельности правительства, одобряет заключение важнейших международных соглашений, объявляет войну и заключает мир, провозглашает кризисное положение в случае войны или её опасности и формирует национальный совет обороны, объявляет чрезвычайное положение. Парламент санкционирует использование вооружённых сил внутри страны и за её пределами, а также регламентирует присутствие иностранных войск на территории Венгрии.

Государственным собранием избираются президент страны, премьер-министр, члены Конституционного суда, председатель и заместитель председателя счётной палаты, омбудсмен, председатель Верховного суда и генеральный прокурор. По рекомендации правительства, предварительно согласованной в Конституционном суде, парламент распускает местные органы законодательной власти, чьи действия были признаны противоречащими конституции, определяет границы и административные центры административно-территориальных единиц, наделяет населённые пункты статусом города. Парламент также объявляет всеобщую амнистию.

Кворум предполагает участие в заседании более половины депутатов. Решение считается принятым, если за него была подана половина голосов депутатов.

Спикер подписывает принятые парламентом законодательные акты, после чего передаёт их на подписание президенту. Президент должен подписать закон в течение пятнадцати дней с момента получения (либо в течение пяти дней в случае особой необходимости). Он имеет право направить закон на повторное рассмотрение в парламент, причём после повторного голосования закон подписывается президентом в течение пяти дней. Если у президента возникают сомнения относительно конституционности закона, он может направить его в Конституционный суд для анализа. Если законопроект был принят на общенациональном референдуме, президент подписывает его без права ревизии.

ПОЛЬША

Польша - унитарное государство. В стране введено трёхступенчатое административно-территориальное деление. Самой крупной единицей является воеводство. В настоящий момент в Польше насчитывается 16 воеводств. Воеводства включают в себя 308 земских и 65 городских повятов, которые в свою очередь объединяют 2 489 гмин.

Законодательная власть осуществляется Сеймом и Сенатом, исполнительная — президентом и Советом министров, судебная — судами и трибуналами.

Особенности законодательной власти

Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом, состоящим из Сейма и Сената. На совместных заседаниях Сейм и Сенат действуют как Национальное собрание

Сейм состоит из 460 депутатов, Сенат — из 100 сенаторов. Депутаты парламента избираются сроком на 4 года.

Сейм возглавляет маршал Сейма, который избирается из числа депутатов. Депутаты Сейма обладают правом законодательной инициативы. Такой инициативой обладают также члены Сената, президент, Совет министров. Законопроект может быть представлен гражданами (не менее 100 тысяч человек).

Сейм рассматривает законопроекты в рамках трёх чтений. Законопроект принимается простым большинством при условии присутствия половины состава Сейма (ст. 120). Затем законопроект направляется в Сенат, который при условии абсолютного большинства голосов может принять его с поправками, без поправок или не принять его. Затем законопроект отправляется на подпись президенту.

Баланс полномочий между Сеймом и Сенатом смещён в сторону Сейма. Сейм также принимает государственный бюджет и экономический план. Кроме того, вето Сената на законопроекты может быть отклонено абсолютным большинством депутатов Сейма.

Сейм имеет возможность влияния на состав ряда органов судебной власти. Например, члены Конституционного трибунала назначаются Сеймом. Однако в данном случае существует определённый компромисс с исполнительной властью: председатель и вице-председатель Конституционного трибунала назначаются президентом страны из числа кандидатов, выдвинутых общим собранием судей Конституционного трибунала (ст. 194).

В то же время Сейм имеет монопольное право назначения членов Государственного трибунала. Именно перед этим органом несут ответственность как депутаты и сенаторы, так и президент, представители органов исполнительной власти, председатель Национального банка, председатель Верховной палаты контроля, члены Всепольского совета радиовещания и телевидения (ст. 198).

Принципы выборов в Сейм и Сенат. Выборы в Сейм должны быть пропорциональными, равными, всеобщими и прямыми. Голосование должно быть тайным. Выборы в Сенат должны быть тайными, всеобщими и прямыми. Установлен четырёхлетний срок работы обеих палат парламента. Кроме того, определяются возрастные ограничения: в Сейм могут баллотироваться те, кто имеет право голоса и кому исполнился 21 год. В Сенат могут избираться имеющие право голоса и достигшие возраста 30 лет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: