В фотожурналистике, как и в каждом виде журналистики, творческий процесс познания действительности протекает в рамках того или иного жанра.




Кто мне ответит, что такое жанр? (ответы детей)

Пишем:

Жанр — это тип произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания.

Данное определение указывает на то, что жанр — категория содержательная. В самом деле, выделив в окружающей действительности факт, представляющий общественный интерес, и осознав целесообразность сообщить о нем в печати, фоторепортер воплощает содержание факта в соответствующую форму. Когда же в поле зрения автора оказывается не единичный факт, а, скажем, проблема, т. е. взаимосвязь фактов, тогда он использует другой жанр.

И хотя выбор жанра принадлежит, фотожурналисту, очевидным становится, что этот акт не есть чисто субъективный. Во-первых, он руководствуется определенной целью, во-вторых, должен учитывать возможности жанра, поскольку каждый из них наделен особыми средствами отображения действительности.

В фотожурналистике за многие десятилетия сформировалась определенная система жанров. Процесс ее становления испытывает, с одной стороны, влияние печати, с другой — фотоискусства. Фоторепортер выбирает для съемки те объекты, ставит перед собой те цели и задачи, находит те формы отображения, которые определяются печатью и наилучшим образом соответствуют ей. В то же время он заимствует некоторые изобразительно-выразительные средства художественной фотографии. Такой двуединый процесс обогащает фотожурналистику.

Форма в фотожурналистике имеет много общего с формой других видов журналистики, скажем, словесной и телевидением. «Журналистика (словесная) использует те формы познания, которые, во-первых позволяют ей незамедлительно вмешиваться в ход текущей истории, во-вторых, обеспечивают эффективное воздействие на массы и, в-третьих, представляют возможность для гибкого и мобильного совершенствования самой журналистики». Эти выводы полностью относятся и к фотожурналистике.

Сходство в содержательно-структурной организации произведений предполагает частичное или полное совпадение типологических признаков, характеризующих жанр. Каждый типологический признак раскрывает одну из существенных сторон жанра, а в совокупности они позволяют создать его завершенную модель, что и определяет их теоретический смысл. В практической же фотожурналистике они обретают значимость, поскольку заостряют внимание на отличительных чертах жанров и таким образом ориентируют фоторепортеров в изобразительно-выразительных возможностях каждого из них.

В фотожурналистике можно выделить два вида жанровинформационные и публицистические. Зарисуем схему: по центру пишем Виды жанров фотожурналистики. Делаем 2 стрелочки в стороны. Первая – информационные, вторая – публицистические. К первому относятся фотозаметка, фотозарисовка, фоторепортаж. Ко второму — фотокорреспонденция, фотоочерк, фотомонтаж.

 

Давайте разберемся с характеристиками Информационных жанров.

Фоторепортера часто называют ловцом мгновений. Под понятием «мгновение» подразумеваются новые факты. Фотожурналист снимает для газеты и журнала, их читателям не нужен устаревший материал. Поэтому от фоторепортера требуется оперативность в работе. Но не только это. В многообразии действительности фоторепортер должен стремиться находить и запечатлевать общественно важные, злободневные моменты.

Причем в информационных публикациях, в основе которых лежит констатирующий способ отображения действительности, факт не является средством аргументации. Чаще всего он единичен, не рассматривается в ряду других. Из множества его сторон выделяется обычно одна, наиболее важная с точки зрения фоторепортера.

Хотя анализ действительности не составляет содержания информационных жанров, однако это не значит, что констатация вовсе лишена оценочного начала. Оценка проявляется уже в самом отборе фактов, она может заключаться и в особой подаче фотозаметки или фоторепортажа на полосе. Кроме того, публикации этого вида могут содержать элементы обобщения. Такая тенденция наблюдается, например, в фоторепортаже.

Итак, для произведений информационных жанров характерны:

¾ фиксация нового факта или только что свершившегося события;

¾ актуальность;

¾ оперативность отображения;

¾ злободневность содержания.

 

Теперь рассмотрим особенности публицистических жанров. Материалам этого вида свойствен более широкий охват действительности. Отображается, как правило, не один факт, а несколько. Но факты в данном случае служат не эмпирической констатацией события, а средством аргументации, раскрытия явления. Даже и тогда, когда фотожурналист заостряет внимание на одном факте, рассматривает его не изолированно, а пытается выявить те «нити», которыми он связан с одной или несколькими сторонами действительности. Отображение различных моментов общественной жизни в данной группе жанров носит интерпретирующий характер.

Если в информационной публикации отображенный факт рассматривается с одной стороны, в одном аспекте, то в публицистическом произведении — в нескольких: социально-политическом, эстетическом и других. Вполне закономерен в фотопублицистике большой масштаб выводов и обобщений.

Таким образом, для жанров публицистического вида характерны:

¾ широта охвата действительности;

¾ многоаспектность исследования;

¾ масштаб выводов и обобщений.

 

Можно сказать, что различие между информационной и публицистической группами жанров заключается в том, что «информация осмысляет единичное, отдельное как выражение общего. Жанры публицистического вида осмысляют общее как выражение совокупности единичных, отдельных фактов и событий».

Следует подчеркнуть, что, как и жанры фотожурналистики, их виды на практике редко обнаруживаются в чистом виде. Часто приходится наблюдать взаимопроникновение элементов одной формы в другую.

Жанровая модельэто своего рода эталон. Соотнесение с ним конкретного произведения дает возможность выявить отклонения от модели, понять тенденции развития жанров. Так, в современной фотожурналистике можно обнаружить подвижность даже такого, казалось бы, устоявшегося жанра, как фотозаметка. Ведь на практике такое положение, когда замысел автора ощущает «тесноту» жанра, наблюдается часто. В таких случаях фотожурналист включает в структуру жанра элементы, характерные для других жанров. Однако это не означает, что он облекает материал в принципиально иную форму. В данном случае фоторепортаж не перестает быть фоторепортажем, поскольку он сохраняет свои основные характеристики.

Но одновременно нельзя не отметить, что включение элементов иной структуры оставляет свой «след» в жанре. Это выражается в комментариях, выводах, иногда присутствующих в фотопубликациях информационного вида, т. е. в тех признаках, которые характерны для публицистических материалов. Так, мы говорим о публицистичности фоторепортажа, фотозарисовки и даже фотозаметки. Однако следует видеть различие между публицистическим видом жанров и публицистичностью информационной фотопубликации. В последней обозначенное качество фиксируется как непостоянное. Вид же характеризуется постоянством признаков, обязательным присутствием в каждой фотопубликации. Очевидно, что между публицистичным и публицистическим нельзя ставить знак равенства. Можно сказать, что публицистичность в некоторой мере сближает материалы информационного характера с публицистическими; но не разрушает видовых границ, поскольку не обладает достаточным потенциалом для этого.

Вернемся к жанрам и их признакам

По каким признакам выделяются названные жанровые модели?

Первый признакжанры фотожурналистики различаются по конкретному назначению. Так, в основе фотозаметки лежит единичный факт, фоторепортажа— событие, фотоочерка — явление. Если провести сравнение со словесной и тележурналистикой, то обнаружим, что и там обращаются к заметке, когда надо сообщить о единичном факте (о трудовом достижении, о результате спортивного состязания и т. д.); к репортажу, когда предстоит документально засвидетельствовать развитие события; к очерку, когда нужно отобразить общественное явление, рассказать о человеке, раскрыть его характер. Таким образом, обнаруживается гносеологическая избирательность жанров.

Выявив сходство, нужно отметить и различие: в словесной журналистике вводится признак «характер объекта» и по нему жанры подразделяются на две группы, показывающие действительность непосредственную и отраженную. В фотожурналистике такой критерий невозможен, поскольку фоторепортер всегда имеет дело с непосредственной реальностью. Скажем, нельзя языком фотографии сделать обзор печати. Фоторепортер, например, может засвидетельствовать, что какая-нибудь газета пользуется спросом у читателей, засняв момент продажи ее в киоске. Но это будет фотозаметка. Не находим также в фотожурналистике аналогии рецензии, статье и некоторым другим жанрам.

Второй признакхарактер отображения. В фотозаметке факт фиксируется чаще всего в неразвернутом виде, в нем выделяется главное, по которому читатель судит обо всем факте. В данном случае не обнаруживается, подчеркнуто выраженного отношения автора к отображаемому. Фоторепортер констатирует факт. В фотоочерке личностный момент выражается наиболее полно, действительность показывается в интерпретированном виде. Именно на авторском суждении об отображаемом «держится» все произведение. Если читатель его не прочитывает, фотоочерк распадается на отдельные снимки, заключающие в себе фрагменты действительности, механически составившие изобразительный ряд. Таким образом, жанрам присуща разная степень авторского самовыражения, что и определяет характер отображения. Последний проявляется в обоих компонентах — как в фотографическом, так и в словесном.

Третий признаксвоеобразие композиции произведений фотожурналистики. Сравним фоторепортаж с фотоочерком. В первом фиксируется ход изменения действительности и затем в монтаже снимков отображается последовательность ее развития. Очеркисту же важно не столько документальное свидетельство какого-нибудь «кусочка» общественной жизни, сколько верность выводов, поэтому он вправе перестраивать отображенный материал, чтобы сущность его стала наглядной, проступила явственнее. Здесь опять мы находим сходство с другими видами журналистики. Исследователи жанров тележурналистики, например, отмечают, что композиционная организация репортажа «диктуется самим строем происходящего события, приближаясь к его «реальной фабуле», а очерк содержит б себе элементы «драматургической организации сюжета», контролируемого «реальной фабулой».

Четвертый признак, различным жанрам присущ разный масштаб выводов и обобщений. В самом деле, фотозаметка, констатируя единичный факт, не предполагает широких обобщений. Оценка факта проявляется в том, что из множества выбран именно этот. Фотоочерк, фотомонтаж охватывают действительность более широко, что, однако, само по себе еще не гарантирует масштаба выводов и обобщений. Все зависит от того, насколько творчески, глубоко осваивает ее фотожурналист. Наконец, решая различные творческие задачи, фотожурналист по-разному использует выразительный язык фотографии и слова. Как правило, по сравнению с фотозарисовкой, фоторепортажем самая ограниченная выразительная палитра используется в фотозаметке.

Именно по названным признакам можно определить форму фотопубликации в периодической печати. Некоторые же отклонения в структуре свидетельствуют о подвижности жанров, их постоянном развитии. Жанр определяется не по одному признаку, а по их совокупности. А сходство жанров по некоторым признакам дает возможность квалифицировать их по видам.

 

Такова система жанров в фотожурналистике. О чем необходимо помнить, что нужно ясно представлять? То, что, будучи принадлежностью формы, жанр содержателен. Все жанры отличаются сущностью и объемом содержания.

Что соотносится с понятием «сущность содержания» жанра? То, что предписано данному жанру, та сфера действительности, которая может быть воплощена только в данной форме.

Что следует понимать под объемом содержания? Это не количественная, а качественная характеристика. Она заключает в себе глубину творческого осмысления отображаемой реальности и соответствующего воплощения в публикации.

Контрольные вопросы

1. Что выражает понятие «жанр»?

2. Каковы особенности формообразования в фотожурналистике?
З.В чем выражается системный характер жанров

фотожурналистики?

4. Какова роль типологических признаков?

5. Каковы отличительные черты видов жанров?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: