ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ




СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ

 

Становление фотожурналистики как вида творческой деятельности обусловлено общественной потребностью в визуальной информации.

Поле деятельности фотожурналистики — периодическая печать — определяет характер творчества. Фотожурналистика предстает как деятельность духовно-практическая. Цель творчества фоторепортеров — визуальными средствами раскрыть социальное содержание фактов и событий современной общественной жизни.

Любая деятельность характеризуется отношением субъекта к объекту. Для создания произведения фотожурналистики также необходимо наличие объекта и субъекта

Объект фотожурналистики тот же, что и в других видах журналистикисловесной, радио- и телевизионной. Этоприрода и общество. Однако в особенностях и средствах отображения объекта обнаруживаются различия.

Фоторепортер отображает действительность, полагаясь в первую очередь на возможности фотографии. Таким образом, реальности мира он воспроизводит с помощью не только языковых знаков, но и иконических. Объект в фотожурналистике предстает в наглядном виде. Читатель становится как бы очевидцем действительности, показанной на фотоснимке; достигается эффект воздействия во многом сходный с тем, который мог бы быть получен от непосредственного наблюдения события.

Другая особенность фиксации объекта в
фотожурналистике документальность: показ действительности в трансформированном виде, отражение факта как он есть, его точная пространственно-временная характеристика.
Документальность в фотожурналистике предопределяется психологической установкой: фотографии нереального, несуществующего не может быть. Эта особенность отображения характерна и для других видов журналистики, но в фотожурналистике она проявляет себя в большей степени.

Объект в фотожурналистике всегда конкретен. Свою задачу фотожурналист видит в том, чтобы находить в действительности и запечатлевать конкретные проявления передового опыта, а также конкретные недостатки в различных сферах общественной практики.

Произведения фотожурналистики можно обозначить понятием «притягательность». Фото публикация на газетной или журнальной странице становится своего рода зрительным центром. Как правило, именно со снимков на полосе начинается знакомство с содержанием издания, они тот материал, который «прочитывается» всеми.

Наконец, фотожурналистику характеризует такая особенность, как быстрота, восприятия изображения, что в информационном процессе играет важную роль. Быстрота восприятия не только «экономит» время читателя, но и позволяет достичь особого эффекта воздействия на него.

Субъект завершает «портрет» фотожурналистики как вида творчества. Субъект, т. е. фотожурналист, проясняет значимость отображенного факта, показывает его связь с другими фактами. В субъектно-объектных отношениях обнаруживаются закономерности журналистского творчества.

В суждениях о характере отображения действительности в фотожурналистике нередко преувеличивается роль техники и делается вывод: мир предстает таким, каким видит его фотокамера Вывод, безусловно, неверный. Отображение действительности в фотожурналистике не есть акт механический, фото публикация в газете или журнале включает воспроизведение не только объективной реальности, но и субъективного взгляда автора на нее.

Фотокамера в руках репортера пристрастна, она видит мир таким, каким видит его репортер. Это обнаруживается уже в выборе объекта. Выбор объекта предполагает и его оценку. Действительность в фотожурналистике изначально фокусируется через мировоззренческую призму фоторепортера. Стало быть, в фотожурналистике не исключается возможность проявления прогрессивного и консервативного направлений. Этим самым подтверждается закономерность, свойственная журналистике в целом.

ТИПЫСОДЕРЖАНИЯ

 

Жанровая структура фотожурналистики непосредственно соотносится с типами содержания, которые можно выделить, анализируя публикации фоторепортеров. Классификация содержания по типам позволяет лучше понять объективные моменты в формировании жанровой палитры фотожурналистики.

При рассмотрении этого вопроса обнаруживаются два положения:

1. тип содержания определяется характером субъектно-объектных отношений,

2. характер этих отношений подчинен тем закономерностям, которые действуют в журналистике.

Последнее обстоятельство не позволяет переключиться на фотографию вообще, фиксирует внимание на определенной сфере творческой деятельности — фотожурналистике.

Содержание фотожурналистского произведения зависит от того, какую задачу ставит перед собой фоторепортер и насколько творчески подходит к отображению фактов, событий и явлений действительности. Очевидно, что в содержательном плане один и тот же объект будет представлен неодинаково разными авторами. Публикации будут отличаться объемом содержания, скажутся различия в знаниях, волевой, эмоциональной подготовке, мировоззренческой позиции авторов. Следовательно, содержание фотожурналистики можно классифицировать, исходя из типа мышления фоторепортера.

В теории журналистики выделены три типа содержания: эмпирическое, эмпирико-теоретическое и художественно-публицистическое. Обнаруживаются они и в фотожурналистике.

Эмпирическое содержание в фотожурналистике представлено наиболее широко. Мы встречаем его практически в каждом номере газет и журналов.

Эмпирический уровень в фотожурналистикеэто предметный уровень, в нем дается представление о фактах, событиях и явлениях общественной жизни. Обратим внимание на возможности этого типа содержания фотожурналистики выразить мысль автора. Поскольку изображение, заключенное в снимке, содержит чувственные ориентиры, то на эмпирическом уровне прочтение его возможно настолько, насколько мысль автора поддается изобразительному воплощению.

Немалую роль здесь играет также текстовой компонент фото публикации. Текст может усилить восприятие увиденного. Эмпирический уровень отображения свойствен фото публикациям, которые иллюстрируют саму действительность.

Слова автора как бы приглашают всмотреться в фотоснимки. Вербальный компонент, соединяясь с визуальным, но, не повторяя его, усиливает эмоционально-смысловой импульс, исходящий из фотоснимков. Органичное соединение слова и изображения, но акцент в отображении делается на фотоснимки. В другом случае визуальный и вербальный ряды равнозначно образуют единое содержание. Репортаж вырастает из наблюдения за развитием события. Эмпирическое отображение здесь обнаруживается в описательности или констатации с зачатком типизации, обобщения, в ярко выраженной наглядности действия, которая присуща не только фотоснимку, зафиксировавшему кульминационный момент, но и тексту. В целом отображение действительности не поднимается выше уровня непосредственных причинно-следственных отношений.

Характеризуя эмпирическое содержание, мы отмечаем его «заземленность», наличие элементов типизации, первичного уровня обобщения.

Но фотожурналист не ограничивает свою практику только констатацией фактов, событий и явлений общественной жизни.

Нередко он ставит цель интерпретировать действительность, т. е. более глубоко раскрыть сущность отображаемого, чтобы достичь более высокого уровня воздействия на аудиторию. Это требует привлечения дополнительных изобразительно-выразительных средств, как фотографических, так и словесных. Иными словами, метод отображения модифицируется в связи с поставленной творческой задачей. Фотожурналистика может поднимать эмпирическое отображение до уровня теоретического.

Объяснение фактов, событий и явлений действительности опирается на научные методы познаниянаблюдение, анализ, синтез, обобщение, индукцию, дедукцию. Конечно, в журналистике вообще, в фотожурналистике в частности они модифицируются в соответствии со спецификой этого вида деятельности, ее функций.

Совершенствование метода ведет к глубине,
всесторонности раскрытия социальной реальности, к большей степени обобщения. Данный уровень отображения современного общества это уровень публицистический. Для фотопублщистики характерно соединение эмпирики с теорией, направление, в котором рациональное превалирует над чувственным, понятийное над образным. Творческая установка автора на интерпретацию фактов действительности обусловила выделение в фотопублщистике эмпирико-теоретического типа содержания.

Возможности фотоснимка и текста в раскрытии реальностей мира неравнозначны. Имея приоритет над словом в конкретно-предметной сфере, фотографическое изображение уступает ему в отвлеченно-абстрактной сфере. Отсюда понятно, что на эмпирико-теоретическом уровне отображения роль слова значительно возрастает, снимаются изобразительные ограничения визуального компонента за счет вербального.

Эмпирико-теоретическому уровню характерна понятийная форма мышления. Она преимущественно используется в жанре фотокорреспонденции. Здесь, правда, также могут обнаруживаться элементы образности в виде выразительной детали, языковых тропов и других средств, оживляющих изображение и речь. Однако ведущим е эмпирико-теоретическом направлении является понятийное.

Но фотопублицист может перенести акцент в раскрытии явлений действительности и на художественно - документальный образ. Включение в практику фотожурналистики художественных средств придает ей эстетическую значимость. Безусловно, эстетическая деятельность получает самостоятельность в художественном творчестве. Но и «любой вид деятельности становится эстетически значим в меру того, насколько он является, во-первых, творческим, во-вторых, целесообразным, в-третьих, свободным». Фотожурналистике свойственны названные качества. Среди фоторепортеров немало творческих индивидуальностей. Целесообразность их труда выражена в соответствии с общественной потребностью. Наконец, их деятельность свободна, она способствует раскрытию человеческих сил на пути общественного прогресса. Используя образные средства, фотожурналистика не теряет своей специфики.

Таким образом, в фотожурналистике мы выделяем художественно-публицистический, или образный, тип содержания. Понятие «художественно-публицистический» в буквальном смысле предполагает равнозначность данного типа содержания, как для публицистики, так и для искусства, его универсальность. На самом деле в функционировании образного в названных сферах творчества обнаруживаются различия. Они. прослеживаются и на стадии создания произведения, и в процессе его восприятия.

Выбор объекта отображения предполагает преобладание в публикации конкретно-чувственного начала, которое позволяет дать представление о герое и выразить свое отношение к нему. Автор находит момент, наиболее полно раскрывающий характер героя и одновременно отношение фотожурналиста к нему. Фотоснимок наделен поэтическим звучанием. Да и в тексте автор стремится к живописности рассказа, т. е, к адекватному показу действительности. Отображая конкретного человека, фотожурналист за обычностью его жизненного пути приоткрывает типичное, представляет обобщенный портрет молодого современника. Следует заметить, что процесс создания художественно-документального образа в фотоискусстве и фотопублицистике един. Однако различен отправной пункт творческого процесса.

Исходным моментом в творчестве фотографа-художника является впечатление. Дня фотопублициста при съемке оно также играет важную роль, однако всегда находится в «силовом поле» идеи, проверяется идеей. Выезжая на съемку, фотокорреспондент, как правило, составляет по кадровый план, т. е, заранее намечает, в каких фрагментах должна воплотиться тема. Безусловно, жизненная реальность нередко корректирует программу, однако это не меняет сути творческого подхода. «В публицистике обобщенность более социологична и актуальна, она прямо связана с идеологией и политикой, с злободневными потребностями социального управления».

Эмпирический, эмпирико-теоретический и образный типы содержания в фотожурналистике позволяют в совокупности отображать все многообразие действительности и оказывать воздействие на широкий круг читателей.

ЭЛЕМЕНТЫСОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ

 

При анализе типов содержания в фотожурналистике мы акцентировали внимание на определенных видах жанров. Содержание рассматривалось как целое, теперь обратим внимание на составляющие. На первом этапе автору важно определить тему предстоящей съемки, т. е, наметить направление творческого поиска. Затем начинается отбор жизненного материала, т. е. фактов, в которых воплотится данная тема Возникает потребность выделить также элементы формы.

Тема выражает круг жизненных вопросов, раскрытых в фотопубликации. Фотожурналиста недаром называют летописцем истории, он закрепляет в снимках и тексте определенный жизненный материал. Но поскольку одно произведение не может охватить одновременно все стороны действительности, фоторепортер «дробит» ее, т. е. выделяет тему.

Появление фотопубликации в периодической печати должно отражать, с одной стороны, потребность общественной практики, с другой — соотноситься с интересами аудитории. Выступление фотожурналиста в газете или журнале окажется в той мере эффективным, в какой совпадут объективная потребность в этом выступлении в данный момент и интересы читателя. Это и влияет на выбор темы.

В современной действительности внимание фоторепортера увлекает то, что выдвигается жизнью на первый план, т. е. проблемы обновления общества. Следовательно, тема должна быть актуальной.

В сфере деятельности журналиста выделяются вопросы, требующие незамедлительного решения. Как правило, это те моменты, которые уже сегодня стали тормозом на пути общественного прогресса. Они в первую очередь попадают в поле зрения объектива. Таким образом, тема фотопубликации определяется как злободневная.

Тематический диапазон фотожурналистики объективно не уступает широте охвата действительности е словесной журналистике. Ограничения, связанные с изобразительными возможностями, снимаются текстовым компонентом фотопубликации. Практика ведущих фотожурналистов свидетельствует, что выбор выразительных средств связан с тем, какой жизненный материал является объектом отображения. Так, в фоторепортаже о трудовом рекорде автор найдет одно изобразительное решение, в рассказе о человеке, добившемся этого рекорда,— другое.

Особенностью работы является то, что автору нередко приходится возвращаться к одной и той же теме. При этом нельзя допускать буквального повтора в раскрытии действительности. Фоторепортер либо углубляет разработку темы в прежнем направлении, либо ищет нового ее поворота. Добивается он этого и на стадии съемки, и при редактировании изобразительного ряда и текста

Часто фотожурналисту приходится работать с разными темами. Тогда сам выбор ее становится делом творческим. Неважно, находит ее фоторепортер сам или извлекает из редакционного плана — последний также строится с учетом предложений фотожурналистов. В выборе темы проверяется профессиональный уровень автора.

Итак, тема очерчивает круг вопросов, которые намерен отобразить фотожурналист. Но, чтобы издание обрело жизненность, его нужно наполнить конкретным материалом, почерпнутым из действительности. Таким «наполнителем» являются факты.

Факт как отмечает «Советский энциклопедический словарь», есть «синоним понятий истина, событие, результат». Равнозначность его событию, т. е. случаю, происшедшему в общественной или личной жизни, подчеркивает, что факт воплощается в форме реальной действительности.

Фактэто истина. Истинаэто правильное,
адекватное отображение субъектом явлений

действительности. Стало быть факт адекватен реальности жизни.

Понятие «результат» указывает на свершенность, завершенность действия. В переводе с латинского языка факт и означает сделанное, совершившееся.

Наконец, следует выделить еще один его признак: факт конкретен, что позволяет фиксировать его с помощью фотоаппарата. Но в фотопубликации факт может быть представлен и в абстрактном выражении.

Фотожурналистика, как и журналистика в целом, стремится оказывать. влияние на сознание читателя. Каждый отраженный в фотопубликации факт наполняется идеологическим смыслом. Конечно, фотопубликация при этом не лишается познавательного начала, но оно не самоцель в фотожурналистике.

Факт в данном случае, в каком бы обличье он не предстал, всегда сохраняет свою документальную основу. Интерпретация направлена лишь на то, чтобы полнее раскрыть его сущность.

Профессиональное мастерство фоторепортера

проверяется тем, какие факты он находит в действительности и как их доносит до читателей.

В ряду элементов фактологической группы следует рассматривать и событие, которое можно представить как факт в развитии. Достигнута трудовая победа, сделано научное открытие, опустился человек в глубины океана, поднялся в космос, восстановлен памятник архитектуры, состоялась премьера спектакля, побит прежний рекорд в спорте, родился ребенок — подобные факты мы узнаем со страниц периодической печати. Но это, безусловно, и события. Они протяженны во времени, их можно проследить и зафиксировать. Таким образом, событие — это динамическая форма факта. К этой группе элементов содержания примыкает и явление, которое также связано с фактом.

Отмечая синонимическую близость этих понятий, мы в то же время их различаем. Фиксируя в сознании такую реальность Посменной советской действительности, как перестройка, мы относим ее к разряду явлений. Имея в виду перестройку, затрагивающую все стороны жизни общества, фотожурналист сознает, что целостный показ ее потребовал бы эпических форм отображения Отдельный же снимок фиксирует внимание накакой-то одной стороне жизни. Так, объектив может запечатлеть факт образования арендных и других предприятий, внедрение в производство научной мысли (показав использование новой техники в деле), демократический подход к решению какого-то вопроса, а также другие фрагменты социальной действительности, характеризующие перестройку. Таким образом, явление, имея фактическую основу, воплощается во множестве фактов, как бы «рассыпано» в них.

Чтобы раскрыть явление, фотожурналист должен изучать действительность, исследовать ее, собирать по крупицам важное, отделяя его от несущественного, показать себя и как социолог, и как художник. Для отображения явлений фоторепортер должен найти соответствующую жанровую форму.

К элементам содержания относится идеяглавная мысль произведения. Она тоже тесно связана с фактами. Во-первых, идея рождается из наблюдения за действительностью, автор отталкивается от фактов, создавая свое произведение. Во-вторых, благодаря идее факты соединяются, между ними обнаруживается связь, образуется логически завершенный материал, фото публикация обретает «статус» произведения.

Однако идеяэто не содержание произведения, а лишь доминирующая оценочная мысль его. Ее роль синтезирующая. В фотожурналистике, как и в целом в журналистике, она формулируется в виде логического тезиса.

В творческой практике различают идею-замысел и идею, воплощенную в публикации. Первую рождает опыт автора. Но жизнь многообразна, она всегда оказывается богаче наших представлений о ней, поэтому в замысел нередко вносятся поправки. Практика фотожурналистики свидетельствует о том, что успех сопутствует тем фоторепортерам, которые свои творческие намерения выверяют в действительности, а не тем, которые стремятся не заметить происшедших перемен и следуют заранее разработанному плану съемки. В последнем варианте часто оказывается не отображенным новое, и, естественно, такая фотопубликация отстает от жизни, не оправдывает интереса читателей.

В идее, прежде всего, должна быть представлена цель фотожурналиста. Естественно, она не декларируется, а как бы растворяется в основной мысли автора. Как известно, творческий замысел фоторепортера предусматривает создание произведения, способного быть средством оперативного политического воздействия на читателя. В соответствии с этим автор и отбирает жизненный материалоснову будущей публикации. И здесь в свою очередь мы также выделяем условия, которые предопределяют идейное начало.

Отобранный материал должен быть научно-апробированным и достаточно полным. Уточняя этот тезис, заметим, что одна из проблем в творчестве фотожурналистанахождение оптимального варианта. Недостаток, а также избыток фактического материала в фотопубликации затрудняют прочтение произведения. В первом случае создается ощущение недосказанности, худосочности авторской мысли, во втором варианте замедляется ее восприятие. Не менее значима для воплощения идеи упорядоченность материала, своего рода координация и субординация его. В основе систематизации лежит логика авторской мысли и взаимосвязь фактов.

Оптимальная полнота и упорядоченность материала составляют основные предпосылки для воплощения идеи в произведении. Следует при этом подчеркнуть, что положительный результат, может быть, достигнут, если идее подчинены оба компонента фотопубликации — и визуальный, и вербальный. Здесь учитывается специфика иконического и языкового знаков. Фотоснимок как иконический знак, прямо соотносящийся с предметным миром, запечатлевает материал, способный породить мысль, но не фиксирует сам процесс мышления как таковой. Слово же способно отразить мнение автора. Поэтому оно комментирует, выражает оценку факта. Вместе же фотоснимок и текст показывают, доказывают, убеждают.

Социальная значимость идеи определяется тем, насколько глубоко отражены в ней закономерности общественной жизни, насколько соотнесена она с практикой, насколько взгляд автора научно выверен. Однако очень важно также, в какой форме она представлена, в какой мере абстрактное сочетается в ней с конкретно-чувственным, логическое с эмоциональным.

Наиболее полное соединение абстрактного с конкретно­го чувственным находим в художественно-документальном образе.

Его своеобразие заключается в том, что он представляет собой факт-идею, т. е. может быть отнесен к элементам и фактологической группы, и идейно-тематической. Такое положение образа определяется тем, что в нем вместились и отражение предмета, и отношение автора к нему.

Единство объективного и субъективногоодна из основных характеристик образа. Объективная сторона заключается в самых разнообразных явлениях современной общественной жизни. Субъективнаяэто отношение автора к тому или иному событию. Отсутствие субъективного в отображении предмета лишает его образного начала. Образэто взгляд автора на мир, воплощенный в произведении. Взгляд фотожурналиста должен отличаться политической остротой.

Главная мысль автора по-разному выражается в фотопубликации. Иногда она прямо представлена в виде вывода фотожурналиста, иногда находит отражение в действиях героя, в симпатии или антипатии к нему автора. Наконец, ее может сформулировать сам герой. Структура образа включает элементы единичного, особенного и всеобщего. Художественность достигается синтезом этих элементов.

Что представляет собой каждая из названных категорий?

Отличие единичного состоит в том, что его можно непосредственно созерцать. Оно включает внешние признаки, которые выделяют данный объект. Это черты лица, манера поведения, привычки, своеобразие речи и т.д. Словом, это индивидуальные приметы объекта. Единичное выступает как форма всеобщего. Всеобщее выражает свойства, которые характерны для целого вида или рода явлений. Всеобщее «оживает» в единичном. Особенное есть выражение всеобщего и единичного. Особенное конкретно, всегда соотносится с определенной средой, временем, обстоятельствами.

Если в единичном обнаруживаются черты всеобщего, мы отмечаем его типичность, а типизация есть путь к созданию образа. Фоторепортер стремится найти в самой действительности такие факты и явления, в которых наиболее отчетливо обнаруживаются признаки всеобщности. Умение разглядеть всеобщее в единичном — предпосылка образного раскрытия той или иной стороны жизни.

В отличие от искусства образ в фотожурналистике поставлен на службу не столько эстетическому идеалу, сколько идейно-политическому воспитанию масс. Эстетическую значимость он обретает в связи с ярко выраженным социально-политическим содержанием.

Содержание, как уже отмечалось, на страницах газет и журналов выступает в определенной форме. Содержание предопределяет форму, в свою очередь, форма играет решающую роль в создании произведения: только благодаря ей, читатель осваивает содержание.

Однако форма — понятие общее. Анализируя произведение, мы выделяем внутреннюю и внешнюю формы. Внутренняя форма материализует его идейно-тематический замысел, внешняя — это конкретное выражение содержания.

К основным элементам внутренней формы относятся сюжет и композиция.

Сюжет непосредственно связан с темой. В фотожурналистике отмечается двоякое толкование сюжета: отображение его в отдельном фотоснимке и в развернутом показе действительности в ряде прокомментированных фотографий.

В первом толковании просматривается аналогия с живописью. Обычно говорят о сюжете картины. Употребление понятия «сюжет» по отношению к отдельной фотографии связано с процессом восприятия фотоснимка. Глаз «прочитывает» его в определенной последовательности.

В большей степени понятие «сюжет» применимо к много кадровому изобразительному ряду. Можно говорить о сюжете фотопубликаций в жанре фоторепортажа, фотокорреспонденции, фотоочерка, в какой-то мере и фотозарисовки. Однако и здесь следует сделать уточнение. В фотожурналистике своеобразие его состоит в том, что он «предстает не столько историей роста характера, сколько системой событий, историей развития публицистической идеи, историей постановки и решения актуальной общественной проблемы».

Практику фотожурналистики отличает широта сферы отображения. Действительность как бы сама предлагает фоторепортеру сюжетное оформление материала.

Событийный сюжет. Внешне он прост: фотожурналист отображает развитие действия в той последовательности, в какой оно протекало в действительности. Свою задачу фоторепортер видит в выборе моментов фиксации и определении границ отображения.

В фотожурналистике именно событийный сюжет освоен первым. Зачатки его обнаруживаются в практике фотографов 80—90-х годов XIX века, т, е. во времена, когда понятия «фотожурналистика» еще не существовало, как и понятия «фоторепортер». В те годы начала осваиваться съемка движения, появились серии фотоснимков, в которых окружающая фотографов действительность давалась в развитии. Отображение динамики различных сторон общественной жизни стало реальной задачей фоторепортеров. Эта задача и породила профессию фоторепортера Событийный сюжет создает иллюзию, будто сама отображенная действительность рассказывает о себе читателю.

Впублицистике существует еще проблемный, или логосюжет. Основные элементы его: ввод в проблему, ее постановка, оценка фактов, аргументация, вывод. Данный тип сюжета не предоставляется жизнью в готовом виде, его строит фотожурналист. 7

Если фотожурналист ставит целью рассказать читателям о конкретном человеке, рассказ его всегда будет иметь ярко выраженную социально-политическую направленность: судьба человека раскрывается в неразрывной связи с его трудовыми достижениями, высоконравственными поступками.

Примечательной чертой фотоповествования является то, что в нем не бывает пересекающихся, как в литературном произведении, линий, поскольку внимание сосредоточено на одном герое. Отмечается некоторая заданность отображения, все факты «нанизываются» на магистральную, единую в фотопубликации мысль автора. Фоторепортер отбирает такие факты, которые подчеркивают характерное в герое. Логика их развития и предопределяет особенности сюжета

Другим элементом внутренней формы является композиция.

Она выражает организацию, соотношение частей
фотопубликации, соподчинение каждой части целому.Композицию фотопубликации нередко соотносят только с фотоснимком. Это неверно. Фотоснимок часть фотожурналистского произведения, его компонент. Композиция фотопубликации охватывает все ее части. Несмотря на неоднородность компонентов, в единстве они образуют целое. Значение композиции в том и заключается, что она способствует достижению единства всех частей.
^

Композиция, обнаруживает связь с сюжетом, хотя оба понятия характеризуют разные стороны произведения. Сюжет — его динамическая сторона, композиция — статическая. Связь же выражается в том, что композиция зависима, от сюжета. О выразительном построении фотопубликации говорят тогда, когда оно соответствует сюжету, способствует его проявлению.

Композиция, как видим, обнаруживает связь с элементами содержания. В построении произведения заключен момент нормативности: пропорциональность частей, соподчиненность частного общему и т. д. Однако из этого нельзя делать вывод о пассивности, постоянной заданности композиции. Она соотносится с творческим замыслом фотожурналиста, в ней обнаруживается единство нормативного и индивидуального. Практика фотожурналистики богата произведениями, отражающими личность фоторепортера, о чем свидетельствует появление на страницах газет и журналов запоминающихся фотопубликаций.

Контрольные вопросы

1. Каково понятие содержания в фотожурналистике?

2. Назовите особенности эмпирического, эмпирико-
теоретического и образного типов содержания и укажите
соотнесенность их с творческими задачами фотожурналиста.

3. Факт как элемент содержания.

4. Назовите особенности художественно-документального
образа как элемента содержания.

5. Какова роль сюжета и композиции в произведении?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: