Жанровые особенности фотозарисовки




ФОТОЗАРИСОВКА

Истоки жанра

На страницах периодической печати нередко появляются публикации с жанровым определением «фотозарисовка». Для понимания специфики и места фотозарисовки в системе жанров,фотожурналистики важно знать ее истоки.

Истоки этого жанра обнаруживаются в отдаленном прошлом, и связаны с социальной фотографией. Еще в дореволюционное время демократически настроенных мастеров фотографии не устраивала съемка «под жизнь» в павильонах, они делали попытки, насколько позволяла техника, запечатлеть саму жизнь с ее социальными контрастами и противоречиями. Одним из таких фотографов был М. Дмитриев, работавший в Нижнем Новгороде. Его снимки из ночлежного приюта Бутова, из уездов Нижегородской губернии, с берегов Волги — это своего рода фотозарисовки с натуры. Отображая быт бурлаков, «босяков», странников, крестьян, они в большинстве своем не находили места на страницах печати, поскольку не отвечали требованиям цензуры. Их высоко ценил А. М. Горький. Правдивый показ различных сторон действительности всегда отличал этот вид фоторабот.

Однако отображение действительности в фотозарисовкахне сводилось лишь к простому документированию реальностей повседневной жизни, оно включало также поиск способов передачи настроения в фотографии. Такой поиск велся уже в первые десятилетия нынешнего века, и проходил он под влиянием живописи, в частности импрессионизма. Вот что писал в 1913 г. журнал «Вестник фотографии»: «Фотограф, подобно всякому другому художнику, задается целью воспроизвести не самые предметы видимого мира, а свое личное впечатление, воспринимаемое от таковых...»— и вслед за этим утверждением задавал вопрос: «Что красивее и выразительнее из двух следующих описаний того же предмета?

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом...

На затуманенном горизонте Черного моря, в 5 верстах и 398 саженях от берега, виден один корабль с двумя распущенными парусами белого цвета...».

Передача настроения в снимке для многих фотографов становилась главной творческой установкой, передача же сходства с натурой — второстепенной. Считалось, что создать настроение можно, лишив фотографию предметного изображения. Для этой цели широко использовались мягкорисующие объективы, придававшие расплывчатость, «недосказанность» снимку. Обеспредмечивание, или изображение в большей мере чувственное, чем предметное, способно было лишь на эффект. Период подражания импрессионизму завершился к середине 30-х годов XX века, но творческая установка — выразить в фотоснимке настроение — не была отброшена, поскольку она не противопоказана фотографическому изображению.

В то же время фотопубликациям «с настроением»пришлось познать и «отчуждение», часть фоторепортеров видела свою задачу в отображении действительности в «чистом» виде. Вот примечательное суждение тех лет: «Всякое «настроение», особое «чувство», выражаемое «художественной фотографией», чужды газетному фоторепортажному произведению. Привнесенные в него эти обстоятельства затемняют основной смысл свежести и новизны информации».

Но этот период продолжался недолго. Уже в 1933 г. известный фотожурналист С. Фридлянд писал: «Сейчас протокольная фотоотписка уже слабое оружие или вовсе не оружие». Фоторепортеры по-прежнему стремятся одухотворить снимок, раскрыть содержание в эмоциональной форме. Однако теперь эмоциональность повествования сочеталась с документальностью, ярко выраженной предметностью. И не просто сочеталась, но и «произрастала» на документальной основе. Фотографический язык обогащался, и это создавало почву для становления фотозарисовки.

Но если в довоенный период фотозарисовка в советской печати не занимала сколько-нибудь заметного места: усилия фоторепортеров были направлены главным образом на определение контуров жанра, то в послевоенное время она достаточно отчетливо оформилась и стала все чаще появляться на страницах периодических изданий. Были для этого объективные причины. Новая интонация жизни не могла быть в полной мере отражена рациональным языком фотожурналистики военных лет. Улавливая ее, фоторепортеры все чаще используют такой метод, при котором документальность изображения сочеталась с передачей эмоций.

Таковы предпосылки становления фотозарисовки. Однако потенциал жанра использовался не полностью. Условия довлели над фоторепортером: директивность направляла работу фотожурналистов в определенное тематическое русло, как правило, возвеличивание достижений, картинный показ жизни народа, масштабы строительства и т. д. Фотозарисовка с ее беспроблемностью также свидетельствовала об одностороннем показе действительности.

Сегодня фотожурналисты работают в новых условиях. Они получили возможность свободно выбирать сюжет для публикации, а это главная предпосылка ухода от стереотипности в изображении действительности. Это значит, что и фоторепортер, работающий в жанре фотозарисовки, имеет возможность полнее использовать ее изобразительно-выразительный потенциал.

Жанровые особенности фотозарисовки

Фотозарисовка обнаруживает некоторую близость к фотозаметке по манере подачи на полосе и по содержанию; фиксирует кусочек жизни.

Фотозарисовке присуще некоторое сходство и с фотоочерком. Чаще всего это в тех случаях, когда фотожурналист отображает не одну, а несколько примет действительности. Она не содержит выводов, поскольку не выявлены причинно-следственные отношения отображаемых моментов, дается лишь направление творческому воображению читателя.

Сходство с фотоочерком фотозарисовка обнаруживает в поэтизации действительности. Та и другая фотопубликацияотличается эмоциональностью. Но эмоциональность фотозарисовки проявляется лишь в повествовании. Возможности создания образа в ней ограничены, поскольку ресурс жанра обусловлен не публицистическими, а информационными целями. Эмоциональность фотозарисовки может определяться также новизной отображения.

Итак, обозначим основные характеристики данного жанра. Фотозарисовкаформа отображения одной или нескольких примет современного мира. Это своего рода набросок с натуры, что прочитывается в самом названии жанра, т. е. по степени завершенности онавсего лишь штрих к картине, но не сама картина. Фотозарисовка только обозначает тему. Разработка, углубление ее требуют дополнительного изучения действительности, отбора, публицистического осмысления материала.

Публикациям данного жанра характерна обращенность к душевному миру человека, поэтому часто она отличается эмоциональной интонацией повествования. Если приметасовременной действительностиэто основа фотозарисовки, то эмоциональностьплоть ее. Фотожурналист стремится вызвать у читателя тот же эффект восприятия, который ощутил сам в непосредственном соприкосновении с действительностью. В передаче чувственных моментов лучшим средством является язык образов, поэтому последний и характерен для фотозарисовки. Однако образность в публикациях этого вида обычно не превышает уровня языковой выразительности, т. е. метафоры, эпитета, метонимии и т. д. Для создания целостного образа они, как правило, не располагают достаточным материалом, можно говорить лишь о тенденции к образности.

Фотозарисовка отличается лаконичностью

отображения. Краткость формы сопряжена с творческой установкой, или программой жанра,— фиксировать приметы современной жизни. Локальность объекта, лаконичность формы, констатация различных сторон жизни, ограниченные образные возможности — все эти признаки указывают на информационную природу жанра

Фотозарисовка часто появляется на страницах печати без ярко выраженного событийного повода. Однако признака оперативности она вовсе не лишается. Скажем, фотозарисовка о том или ином человеке может быть помещена в газете или журнале в связи с его трудовым отличием, юбилейной датой и т. д., публикация даже тех зарисовок, которые рассказывают о природе, может быть «привязана», например, к смене времени года.

Отличие жанров даже в пределах одного вида — явление закономерное. По сравнению с фотозаметкой фотозарисовка отличается более пристальным взглядом на действительность, порой раздумьем над какой-либо ее стороной. Словом, она обладает теми качествами, которые менее выражены в других информационных жанрах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: